Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 21:40, реферат
Историческое развитие института банкротства было по началу таково, что разрешало казнить несостоятельного должника. Банкрота приравнивали к вору, надевали на него ошейник и помещали у позорного столба. Несостоятельность ассоциировалась с позором. Так Наполеон сравнивал несостоятельного должника с капитаном, покинувшим корабль, а факт несостоятельности рассматривал как преступление.
Уже в дореволюционной России была создана целая система норм о банкротстве, которые образовывали конкурсное право. Гражданско-правовое регулирование банкротства оказалось делом достаточно сложным. На отработку норм уходили без преувеличения столетия.
1.1 История развитие
законодательства о
Историческое развитие института банкротства было по началу таково, что разрешало казнить несостоятельного должника. Банкрота приравнивали к вору, надевали на него ошейник и помещали у позорного столба. Несостоятельность ассоциировалась с позором. Так Наполеон сравнивал несостоятельного должника с капитаном, покинувшим корабль, а факт несостоятельности рассматривал как преступление.
Уже в дореволюционной
России была создана целая система
норм о банкротстве, которые образовывали
конкурсное право. Гражданско-правовое
регулирование банкротства
Терминология понятийного аппарата банкротства отталкивался от понятий иностранного права. Так, например, в энциклопедии Брокгауза и Эфрона, дается такое понятие банкротства: - это юридический термин торгового права, означающий "неоплатность лица, производящего торговлю, происшедшую от его вины"[1]. Однако уже в то время выделяли следующие признаки банкротства:
1. Банкротство - есть неоплатность,
т. е. такое состояние
2. Субъектом банкротства,
то есть банкротом, является
лишь лицо, производящее торговлю,
в противоположность прочим
3. Неоплатность должна происходить от вины должника.
Такое понятие банкротства было заимствовано Россией из Французского торгового права, так, французское законодательство относило банкротство к преступлениям, рассматривая его как социально-торговое преступления. Российская система о банкротстве строилась схожим образом.
В 1891 году в России действовало Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, в главе XII которого (ст. 1163-1165) "О нарушении постановлений о кредите" в качестве наказания за "злоупотребление доверием", выносилось в виде тюремного заключения (вплоть до высылки в Сибирь) и лишения права торговли. Однако эти наказания, если и приносили моральное удовлетворение заимодавцам, то уж не гарантировали возврата денежных средств.
Законодательство о
Современный этап развития
гражданского права, в том числе
проблема гражданско-правового
Коснемся и современной
правовой реформы. При подготовке ныне
действующего Федерального закона выбор
у законодателя был невелик. Все
существующие в законодательстве различных
стран подходы к определению
несостоятельности должника можно
свести к двум вариантам: в основе
признания должника банкротом предусматриваются
либо принцип его
Следует отметить, что в законодательстве некоторых государств используется такой критерий, как неоплатность, требующий анализа баланса должника. (например, по германскому законодательству критерием несостоятельности должника наряду с неплатежеспособностью признается и "сверх задолженность", то есть недостаточность имущества должника для покрытия всех его обязательств), однако указанный критерий, как правило, применяется дополнительно к критерию неплатежеспособности (ликвидности) и служит главным образом основанием выбора процедуры, применяемой к неплатежеспособному должнику, - ликвидационной или реабилитационной.
По этому же пути пошел и новый российский Закон о несостоятельности (банкротстве): должник - юридическое лицо или предприниматель может быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности. Но наличие у него имущества, превышающего общую сумму кредиторской задолженности, является свидетельством реальной возможности восстановить его платежеспособность и, следовательно, может служить основанием для применения к должнику процедуры внешнего управления. В отношении же несостоятельности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, будет применяться принцип неоплатности, то есть превышения кредиторской задолженности над стоимостью их имущества.
Итак, в январе 1998 года юридическая общественность, российские предприниматели получили для изучения новый Закон "О несостоятельности (банкротстве)". Он был подписан Президентом РФ 8 января 1998 г. и опубликован в "Российской газете" 20 и 21 января. С марта 1998 года этот Закон уже применяться на практике.
Действующий Федеральный
закон "О несостоятельности (банкротстве)"
значительно отличается от ранее
применявшегося Закона РФ "О несостоятельности
(банкротстве) предприятий" и включает
в себя целый ряд положений, являющихся
новыми для российского
По сравнению с Законом от 19 ноября 1992 г. "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" объем его вырос более чем в три раза. Усложнился и расширился понятийный аппарат, внесено много уточнений процессуального характера, появилось много принципиально новых норм материального права.
По структуре новый
Закон содержательнее и последовательнее
прежнего. «Нет сегодня тех смешений
процессуальных и материальных норм,
которые были характерны для Закона
от 19 ноября 1992 г. Например, нормы глав
1, 2, 4 направлены на урегулирование материально-правовых
вопросов. Глава 3 "Разбирательство
дел о банкротстве в
Действующий Закон в отдельных
параграфах отразил особенности
процедуры банкротства для
Другая характеристика, о
которой необходимо сказать, касается
понятийного аппарата. Основные понятия
содержит ст.2 нового Закона. Уточнения
коснулись, например, арбитражного управляющего,
который сегодня может
Сама формулировка представляется более совершенной и отточенной по сравнению с той, которая содержалась в ст.1 Закона от 19 ноября 1992 г.
Кроме самого определения, новый Закон (ст.3) содержит признаки банкротства. Здесь уточняется срок неисполнения должником обязательств, который составляет 3 месяца (с момента наступления даты исполнения). Кроме того, для гражданина вводится дополнительный признак: превышение суммы обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества. Еще один признак, имеющий содержательное значение, сформулирован в ст.5. Он касается размеров задолженности. В соответствии с ним дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу составляют не менее 500, а к должнику - гражданину - не менее 100 минимальных размеров оплаты труда. Таким образом, российский закон кроме факта неплатежей и временного их отрезка устанавливает и минимальную задолженность.
Аналогичный подход содержит законодательство Англии (там минимальная задолженность составляет 750 фунтов стерлингов), в отличие от права Франции, где достаточно формального признака несостоятельности - прекращения платежей.
Претерпели изменение и нормы, касающиеся процедуры банкротства, или так называемый процессуальный плюрализм. Закон от 19 ноября 1992 г. делил их на реорганизационные, ликвидационные и мировое соглашение. Реорганизация включала внешнее управление и санацию, а ликвидация предполагалась в процессе конкурсного производства. Новый Закон не употребляет терминов "реорганизация" и "ликвидация". Статья 23 выделяет четыре процедуры для юридических лиц и две для должников - граждан. Общими являются конкурсное производство и мировое соглашение. Для юридических лиц им предшествуют наблюдение и внешнее управление. Представляется вполне оправданным, что более десяти статей нового Закона посвящаются процедуре наблюдения (гл.4).
Ныне действующий закон подробно останавливается на процедуре конкурсного производства. Достаточно внимания новый Закон уделил и мировому соглашению. Ему посвящена глава 7, включающая десять статей, подробно раскрывающих форму, содержание и правовые последствия заключенного мирового соглашения.
В настоящее время нужно констатировать новый этап по развитию законодательства о несостоятельности (банкротстве). Так, 24 декабря 2001 года Правительство Российской Федерации издало распоряжение о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации данной редакции проекта Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (новая редакция), подготовленной Минэкономразвития РФ с учетом замечаний ФСФО (Федеральная служба финансового оздоровления) России.
В пояснительной записке к проекту Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" указывается, что практика применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (ныне действующей редакции) выявила недостаточную защиту прав и законных интересов различных лиц, участвующих в процедуре банкротства, а также пробелы. Позволяющие использовать законодательство о несостоятельности (банкротстве) как механизм для избавления от конкурентов, ухода от налогообложения, необоснованного перераспределения собственности.
Подчеркивается, что в настоящее время актуальными являются следующие проблемы в сфере несостоятельности (банкротства):
1) нарушение прав должника
и учредителей должника - возбуждение
процедуры банкротства по
2) нарушение прав миноритарных
кредиторов при проведении
3) нарушение прав государства
как кредитора по налоговым
платежам;4) непрозрачность процедур
банкротства, недостаточная
5) вывод активов должника
в интересах определенного
7) Приведенный перечень
проблем не является
Информация о работе История развитие законодательства о несостоятельности (банкротстве)