Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 10:05, контрольная работа
Как известно, современное общество стремится к постоянному улучшению уровня и условий жизни, которые может обеспечить только устойчивый экономический рост. Однако наблюдения показывают, что долговременный экономический рост не является равномерным, а постоянно прерывается периодами экономической нестабильности и даже кризисами. Кризисы отрицательно влияют практически на все и поэтому с ними пытаются бороться. Но даже в таких развитых странах, как США, Великобритания, Франция, Германия и других странах Западной Европы особых успехов в борьбе с экономическими кризисами мы не видим.
2.3 Проблемы выхода из кризиса.
Нестабильность финансовых
систем, обострение социальных проблем
и замедление экономического роста вынуждают
правительства многих стран принимать
различные меры по стабилизации ситуации
и стимулированию экономики, в том числе
и меры фискальной политики. Как показывает
исторический опыт проведения стимулирующей
экономической политики в периоды кризисов,
в большинстве случаев основную роль играли
меры денежно-кредитной политики в силу
их большей оперативности и сравнительно
более высокой эффективности. Тем не менее
может использоваться и дискреционная
фискальная политика, но с некоторыми
ограничениями, особенно в странах с развивающейся
экономикой. Примечание – Дискреционная фискальная политика,
осуществляемая правительством, это преднамеренное
изменение налогов и объема правительственных
расходов с целью: обеспечения производства
инфляционного валового внутреннего продукта
при полной занятости и стимулирования
экономического роста.
Отмечу, что встроенные, автоматические
стабилизаторы фискальной политики считаются
относительно эффективными и, что немаловажно,
адекватно работающими как в условиях
спада, так и в случае «перегрева» экономики.
В России они достаточно чувствительны
к изменениям экономических условий, в
том числе за границами страны — так, в
период замедления экономического роста
в мире налоговая нагрузка на нефтяной
сектор значительно уменьшается, поскольку
снижаются цены на энергоносители, к которым
привязаны основные сборы в нефтяном секторе. В странах с развивающейся экономикой
стимулирующая фискальная политика ведет
к росту дефицита и, следовательно, государственного
долга. При этом обычно в периоды «перегрева»
сдерживающая фискальная политика осуществляется
не так активно, то есть оказывается асимметричной,
смещенной в сторону стимулирования, что
также приводит к постоянному наращиванию
долга. Рост государственного долга в
странах с формирующимся рынком служит
неблагоприятным фактором и повышает
риски для данной страны в будущем. В частности,
это может привести к тому, что ставки
по внешним заимствованиям для таких стран
оказываются завышенными, дополнительно
усугубляя ситуацию. Еще одна серьезная
проблема — обеспечение «временности»
стимулирующей фискальной политики. Если
в кризисный период были снижены налоги
или государство приняло на себя новые
расходные обязательства, то даже при
переходе к стадии подъема отменить такие
изменения часто бывает политически сложно.
Поэтому в случае принятия решения о тех
или иных стимулирующих мерах фискальной
политики правительству необходимо тщательно
проанализировать возможности по их сворачиванию
в будущем. Один из важнейших факторов
эффективности антикризисной фискальной
политики — адресность принимаемых мер,
будь то меры социальной поддержки или
стимулирования предприятий реального
сектора. Перед нашей страной стоят следующие
задачи, касающиеся фискальной политики
и требующие достаточно быстрых решений. Использование мер монетарной
и фискальной политики для стабилизации
ситуации на финансовом рынке страны. Как уже было отмечено, решение
данной задачи в основном обеспечивается
мерами денежно-кредитной политики, однако
и фискальные меры также могут использоваться,
тем более при наличии значительных резервов
(в том числе средств нефтегазовых фондов).
Однако ключевой вопрос здесь: как определить
оптимальные меры и объем бюджетных средств,
которые оказали бы положительное влияние
на финансовый сектор, но не привели бы
к неблагоприятным средне- и долгосрочным
последствиям – инфляции, резкому росту
бюджетного дефицита и т. д.? Использование мер фискальной
политики для решения острых социальных
проблем. В условиях мирового финансового
кризиса, экономической нестабильности
и замедления темпов экономического роста
при одновременном достаточно высоком
уровне инфляции Россия, как и другие страны,
может столкнуться с различными социальными
проблемами. С одной стороны, это снижение
уровня жизни граждан, рост безработицы,
а с другой — замедление развития отраслей
социальной сферы. Здесь важен выбор мер
стимулирующей политики, чтобы помощь
получали именно те, кто в ней действительно
нуждается, а бюджетные расходы не приводили
к дополнительному росту инфляции. Поддержка реального сектора
экономики в условиях возможной рецессии. Во избежание резкого спада
в реальном секторе экономики (в силу неблагоприятных
внешних условий и внутренней нестабильности)
и связанных с этим экономических и социальных
последствий необходимы стимулирующие
меры со стороны государства.
Заключение
Тема «экономические кризисы и их виды»
интересна, думаю не только мне. Она будет
актуальной еще большое количество времени,
а, может быть, и всегда, так как я не думаю,
что в ближайшее время экономисты научатся
сглаживать цикл до такой степени, чтобы
его амплитуда колебаний была равна нулю.
При амплитуде колебаний больше нуля можно
сказать, что это уже цикл. Когда наблюдаешь,
как назревают и происходят кризисы в
странах-лидерах, таких как США, Япония,
Германия, Англия, то невольно задумываешься,
что даже такие богатые страны, имеющие
столько специалистов, средств, влияния
до сих пор не могут избежать кризисов. Россия же – уникальная страна.
Если в Европе многие страны, в общем, схожи
по экономической структуре, экономике,
культуре, то Россия – страна, аналогов
которой в мире нет, и не будет. Россия
находится сейчас в глубоком кризисе.
По моему мнению, причины постоянных кризисов
кроются, прежде всего, в менталитете россиян.
В этой стране даже самые честные люди
ищут, «где и у кого бы своровать». Коррупция
– это главная проблема, с которой нужно
справиться в России, чтобы хотя бы создать
предпосылки для оживления экономики.
От такой особенности менталитета избавиться
будет очень трудно, а если и получится,
то нескоро. Как говорится в поговорке,
«рыба гниет с головы», и причину такого
состояния нашей страны надо искать в
«верхушке», в правящей элите. У власти
сейчас находится, по моему мнению, бездействующая
партия, во главе с бездействующим президентом,
поэтому построить демократическое, стабильное
в экономическом и социальном плане общество
нам пока не удаётся с нынешней властью.
Безусловно, экономические кризисы неизбежны
во всём мире и в России в частности, но
в нашей стране они будут проходить особенно
остро, особенно для населения с нижнесреднем
достатком, и часто из-за отсутствия добросовестных,
патриотичных людей во главе государства,
которые будут проводить политику в интересах
нашего государства и народа. Я считаю, что в данной работе
я осветила все ключевые вопросы по теме
«Экономические кризисы и их виды». Итак, было выяснено, что экономический
рост весьма неравномерен. Он постоянно
прерывается периодами экономической
нестабильности – падением объёма производства,
занятости населения и т.д. Экономический
цикл можно определить как временной интервал
между двумя качественно одинаковыми
состояниями экономической конъюнктуры.
Он включает в себя четыре фазы: фаза кризиса,
фаза депрессии, фаза оживления, фаза подъёма. Сущность экономических кризисов
перепроизводства заключается в том, что
предложение выходит за рамки спроса,
и, когда это происходит в ощутимых размерах,
начинается экономический кризис перепроизводства
товаров. Кризисы недопроизводства товаров, наоборот, заключаются
в острой нехватке товаров для удовлетворения
платежеспособного спроса населения.[16]
Причины и классификация этих
двух типов кризисов также были глубоко
разобраны.
Причины возникновения экономических
кризисов перепроизводства могут быть
следующие: стремление предпринимателей
получить большую массу прибыли за счет
оборота (а в масштабах страны это приводит
к кризису); увеличение денежной массы,
функционирующей в рыночной экономике,
в результате чего кредит становится дешевле,
все фирмы такой кредит берут охотно для
расширения производства, а коммерческие
банки не успевают повысить ставку процента,
сократив предложение денег для рыночной
экономики; чрезмерное сбережение домашними
хозяйствами своих доходов по сравнению
с тем, сколько они сберегали раньше; перенакопление
основного капитала при хорошей экономической
конъюнктуре и создание резервных производственных
мощностей предприятиями, предполагающими,
что такая экономическая конъюнктура
будет длиться долго (в результате накапливается
избыточный основной капитал). Причины кризисов недопроизводства
следующие: экономические (сырьевые и
продовольственные кризисы), природные
(засухи, наводнения, неурожаи), социальные
(войны и недостатки планирования в административно-командной
экономике).
Классифицируются кризисы перепроизводства
и недопроизводства: по масштабам нарушения
равновесия в хозяйственных системах
(общие кризисы и частичные кризисы); по
регулярности нарушения равновесия в
экономике (периодические, промежуточные,
нерегулярны.
Цели контрольной работы достигнуты и задачи решены.
Библиографический список
1. Александров В. В. Новейшая история стран
Европы и Америки: учеб. пособие / В.В. Александров.
- М.: Высшая школа, 2012. - 96 с.
2. Белов Е. Нефтяной террор. Мировой энергетический кризис
[Электронный ресурс] / Е. Белов // www.NewsWEEKLY.ru
3. Гринин Л. Глобальный кризис в ретроспективе:
От Ликурга до Алана Гринспена [Электронный ресурс] / Л. Гринин // www.wikipedia.org
5. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической
динамики: учеб. пособие / Н. Д. Кондратьев.
- М.: 2010. – 528 с.
6. Кудрин А. Мировой финансовый
кризис и его влияние на Россию [Электронный
ресурс] / А. Кудрин // www.
7. Крединс Н.Е. Уроки истории (экономический
кризис в США): учеб. пособие / Н. Е. Крединс. – М.: Финансовый менеджмент, 2013. -
№3.
8. Кузнецов В. П. Попытка объяснить
российский кризис / В. П. Кузнецов. –9-е
изд. М.: Мировая экономика и международные
отношения, 2011. – 56 c.
9. Малахин М.П. Об отдаленных последствиях
энергетического кризиса 70-х годов для
мировой и отечественной экономики / М.
П. Малахин. – М.: Евразийский дом, 2011. –
132 с.
10. Маркова А.Н. История мировой
экономики. Хозяйственные реформы 1920 -
1990г.г.: учеб. пособие / А. Н. Маркова. – М.:
ЮНИТИ, 2010. – 192 с.
11. Пшенник Ю. Замаячил призрак мирового энергетического кризиса
/ Ю. Пшенник // Экономическая газета. – 2009.
–12 c.
12. Ростовцев С. Президент России
почувствовал приближение кризиса? / С.
Ростовцев. – М.: Евразийский дом, 2012. –
147 с.
14. Фураев В.К. Новейшая история зарубежных
стран: Европа и Америка, 1917-1945г.г.: учеб.
пособие / В.К. Фураев - М.: Просвещение,
2011.- 447 с.
15.Фишер С. Экономика: учеб. пособие
/ С. Фишер – М.: Дрофа, 2013.- 580 .
16. Сысоева И. Пришло время серьезно
отнестись к мировому экономическому
кризису, к которому нас ведут США [Электронный
ресурс] / И. Сысоева // www.WorldCrisis.ru