Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:58, курсовая работа
В системе мирохозяйственных связей не может не отражаться многоукладная социально-экономическая структура развивающихся стран, хотя в ней и происходит усиление капиталистического сектора и ослабление позиции некапиталистических секторов. Как капиталистический, так и некапиталистический секторы экономики являются неоднородными. Здесь можно выделить различные подсекторы, роль которых отличается в зависимости от условий. Очевидна разница и в характере и развитии социально-экономической структуры между развивающимися странами, идущими по капиталистическому пути развития, и развивающимися странами социалистической ориентации.
В последние годы крупные российские компании принимают все более активное участие в борьбе за африканские источники сырья. Это РУСАЛ (бокситы в Гвинее, покупка акций алюминиевых заводов в Африке), «АЛРОСА» (алмазы в Анголе), «Ренова» (марганец в ЮАР), «Норильский никель», «ЛУКОЙЛ» и другие.
Именно крупные компании способны эффективно вкладывать свои средства в африканские страны и использовать их ресурсы. Труднее действовать в Африке средним и мелким компаниям.
На Африканском континенте трудно вести бизнес без твердой поддержки со стороны своего государства. Нужен и государственный орган, который мог бы координировать торгово-экономические связи и планировать их развитие на годы вперед.
Таким образом благодаря исключительно богатым природным ресурсам Африканский континент весьма привлекателен для иностранного бизнеса, но африканским странам пока не удалось изменить колониальный тип отраслевой и территориальной структуры экономики. В данный момент США, КНР и Япония наиболее заинтересованные страны. В основном эти страны используют Африканский континент как сырьевую базу и ведут активное сотрудничество с африканскими странами. Российско-африканские отношения, не смотря на тесное сотрудничество в прошлом, не достаточно развиты, в основном из-за отсутствия координационного органа, необходимого для безопасного ведения бизнеса.
За Африкой достаточно прочно утвердилась репутация наиболее конфликтного места планеты, причем уровень стабильности со временем здесь не только не повышается, но и имеет тенденцию к понижению. За постколониальный период на континенте было зафиксировано 35 вооруженных конфликтов, в ходе которых погибло около 10 млн. человек, большая часть из которых (92 %) — гражданское население. В Африке насчитывается почти 50 % от общемирового количества беженцев (более 7 млн. чел.) и 60 % перемещенных лиц (20 млн. человек). Многим из них судьба уготовила трагическую участь ежедневной борьбы за существование.
В большинстве государств Африки возник разбухший, непрофессиональный и неэффективный бюрократический аппарат. При аморфности социальных структур единственной организованной силой оставалась армия. Результат — бесконечные военные перевороты. Диктаторы, приходившие к власти, присваивали себе несметные богатства. Капитал Мобуту, президента Конго, к моменту его свержения составлял 7 млрд. долл. Экономика функционировала плохо, и это дало простор для «деструктивной» экономики: производства и распространения наркотиков, нелегальной добычи золота и алмазов, даже торговли людьми. Доля Африки в мировом ВВП и её удельный вес в мировом экспорте снижались, выпуск продукции на душу населения сокращался.
Становление государственности крайне осложнялось абсолютной искусственностью государственных границ. Африка получила их в наследство от колониального прошлого. Они устанавливались при разделе континента на сферы влияния и имеют мало общего с границами этническими. Созданная в 1963 г. Организация африканского единства, сознавая, что любая попытка исправить ту или иную границу может привести к непредсказуемым последствиям, призвала считать эти границы незыблемыми, сколь бы несправедливы они ни были. Но эти границы все же превратились в источник этнических конфликтов и перемещений миллионов беженцев.
Основной отраслью экономики большинства стран Тропической Африки является сельское хозяйство, призванное обеспечить продуктами питания население и служить сырьевой базой развития обрабатывающей промышленности. В нём занята преобладающая часть самодеятельного населения региона, создается основная часть совокупного национального дохода. Во многих государствах Тропической Африки сельское хозяйство занимает ведущее место в экспорте, обеспечивая поступление значительной части валютных доходов. В последнее десятилетие с темпами роста промышленного производства наблюдалась тревожная картина, позволяющая говорить о фактической деиндустриализации региона. Если в 1965—1980 годах они (в среднем за год) составили 7,5 %, то за 80-е годы только 0,7 %, падение темпов роста имело место в 80-е годы как в добывающей, так и обрабатывающих отраслях. В силу ряда причин особая роль в обеспечении социально-экономического развития региона принадлежит горнодобывающей промышленности, но и это производство ежегодно сокращается на 2 %. Характерная особенность развития стран Тропической Африки — слабое развитие обрабатывающей промышленности. Лишь в очень небольшой группе стран (Замбия, Зимбабве, Сенегал) её доля в ВВП достигает или превышает 20 %.
Характерной чертой интеграционных процессов в Африке является высокая степень их институализации. В настоящее время на континенте около 200 экономических объединений различного уровня, масштабов и направленности. Но с точки зрения исследования проблемы становления субрегиональной идентичности и её соотношения с идентичностью национальной и этнической интерес представляют функционирование таких крупных организаций как Западноафриканское экономическое сообщество (ЭКОВАС), Сообщество развития Южной Африки (САДК), Экономическое сообщество Центральноафриканских государств (ЭККАС) и т. п. Крайне низкая результативность их деятельности в предыдущие десятилетия и наступление эпохи глобализации потребовало резкого ускорения интеграционных процессов на качественно ином уровне. Экономическая кооперация развивается в новых — по сравнению с 70-ми годами — условиях противоречивого взаимодействия глобализации мировой экономики и усиливающейся маргинализации позиций африканских государств её рамках и, естественно, в другой системе координат. Интеграция уже не рассматривается как инструмент и основа для формирования самодостаточной и саморазвивающейся экономики при опоре на собственные силы и в противовес империалистическому Западу. Подход иной, который, как уже упоминалось выше, представляет интеграцию в качестве пути и способа включения африканских стран в глобализирующееся мировое хозяйство, а также как импульс и показатель экономического роста и развития в целом.
Углубление международного разделения труда, ставшее одной из важнейших предпосылок для глобализации мирового хозяйства, на рубеже столетий приобрело новые черты, характеризирующиеся дальнейшим развертыванием интеграционных процессов, в том числе в развивающихся странах.4 Опираясь на опыт интеграции в развитых регионах мира, эти страны стремятся достичь качественно более высокой ступени экономического взаимодействия.
Стремление к объединению
Следующим этапом стал Лагосский план действий (1980г.) по формированию Панафриканского общего рынка к 2000 г. на основе постепенного перехода от зоны свободной торговли, общего рынка к экономическому союзу в трех субрегионах в Восточной и Южной Африке, Центральной Африке и Западной Африке Страны Африки. В качестве стержней объединения были избраны ведущие группировки - Общий рынок стран Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС) и Экономическое сообщество стран Центральной Африки (ЭККАС). В 1991 г. главы африканских государств подписали Договор Абуджа о создании Панафриканского экономического сообщества (Рan African Economic Community - PAEC) за счет активизации интеграционных проектов на субрегиональной основе как более легкого пути торговой и инвестиционной либерализации в регионе Панафриканское экономическое сообщество должно быть создано в течение 34 лет, начиная с 1994 г. на основе реализации таких мер, как:
- ликвидация таможенных пошлин во взаимной торговле и формирование зоны свободной торговли;
- устранение или гармонизация нетарифных барьеров и введение общего таможенного тарифа в рамках таможенного союза;
- достижение свободного перемещения товаров и факторов производства в рамках общего рынка;
- гармонизация экономической, социальной и экологической политики и создание экономического союза или сообщества.
26 мая 2001 г. на базе Организации
африканского единства (ОАЕ) была
создана новая региональная
Историческими предшественником Африканского союза считается Организация Африканского Единства, основанная 25 мая 1963 года на основе принципов африканской солидарности и единства.
Появлению Организации Африканского Единства способствовали следующие причины: невозможность освободиться от колониального грета в одиночку; необходимость достижения равноправия в международных экономических отношениях; культурная, историческая и территориальная общность стран континента5. Кроме того, к созданию подобной организации лидеров африканских государств подтолкнула общая обстановка, сложившаяся в мире. Исторический момент освобождения Африки совпал с периодом бурного развития интеграционных тенденций в рамках европейского капиталистического хозяйства (создание ЕЭС, ЕАСТ) и с периодом институционального оформления социалистического блока. Поэтому вполне естественно, что Африка тоже среагировала на это созданием своей общеконтинентальной организации.
Объективными причинами создания АС, заменившего ОАЕ, стали кардинальные изменения в расстановке политических сил в мире за время ее существования (1963-2001) и достижение на рубеже нового тысячелетия части задач, поставленных перед ОАЕ в качестве первоочередных. Решение о создании Африканского союза было принято на чрезвычайной встрече на высшем уровне ОАЕ в сентябре 1999 в г. Сирте (Ливия). Оно отражало стремление африканских лидеров к более высокому уровню единства, чем это было в рамках ОАЕ. Главы государств континента одобрили Учредительный акт Африканского союза на саммите ОАЕ в июле 2000 в г. Ломе (Того), тогда же было официально объявлено о создании АС. На 37-й сессии Ассамблеи ОАЕ в столице Замбии г. Лусаке (июль 2001) был утвержден пакет документов, определяющих структуру и правовую базу новой организации. К этому моменту Акт был ратифицирован 51 африканской страной. Он заменил Устав ОАЕ, который, тем не менее, продолжал действовать еще год в течение переходного периода от ОАЕ к АС. Первый саммит Африканского Союза состоялся 9-10 июля 2002 в г. Дурбане (ЮАР). Председателем АС был избран президент Южно-Африканской Республики Табо Мбеки. Оперативной экономической программой вновь созданной всеафриканской организации была названа программа НЕПАД - новая масштабная программа стратегии развития Африки, в которой определяется ее место в современном мире, содержится конкретный комплекс мер в сфере экономики государств континента, а также выражается надежда на партнерство глобального уровня в процессе ее реализации. В 2003 членами АС были все государства континента, кроме Королевства Марокко, которое прекратило свое участие в работе ОАЕ после принятия в ее члены Сахарской Арабской Демократической Республики. Штаб-квартира АС расположена в г. Аддис-Абебе (Эфиопия).
Ведущей группировкой Западной Африки является Экономическое сообщество стран Западной Африки - ЭКОВАС, созданное в 1975 г. в составе 15 стран - Бенина, Буркина Фасо, Кабо Верде, Кот д'Ивуара, Гамбии, Ганы, Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Либерии, Мали, Нигера, Нигерии, Сенегала, Сьерра-Леоне, Того.
Основной целью ЭКОВАС является формирование сообщества для повышения экономического и социального развития стран, роста уровня благосостояния населения. Для реализации этой цели поставлены следующие задачи: поэтапное создание таможенного союза и общего рынка; развитие экономического сотрудничества в субрегионе, в том числе в промышленности, транспорте, связи, энергетике, сельском хозяйстве, природных ресурсах, валютно-финансовой сфере; развитие социально культурных связей между странами.
Направления реализации интеграционных планов:
- гармонизация промышленной и аграрной политики в рамках производственной кооперации;
- создание объектов инфраструктуры;
- расширение емкости внутренних рынков;
- обеспечение свободного перемещения лиц;
- обеспечение мира, стабильности и безопасности в регионе;
- развитие денежно-кредитного и валютно-финансового сотрудничества в целях расширения взаимной торговли.
Сообщество по развитию стран Южной Африки (САДК). История создания группировки берет начало в 1980 г., когда 11 стран Южной Африки образовали Конференцию по координации развития стран Южной Африки - САДКК (South African Development Coordination Conference - SADCC). Главной целью САДКК стало противостояние южноафриканскому апартеиду, а также расширение регионального экономического сотрудничества.
В 1992 г. стремление стран реанимировать группировку и содействовать интеграционному сближению привело к подписанию нового соглашения и изменению названия. Вновь образованное Сообщество по развитию стран Южной Африки - САДК (South African Development Community - SADC) поставило цель торговой либерализации. Огромную роль в активизации совместных усилий сыграло вступление в 1994 г. наиболее экономически развитой и богатой страны на африканском континенте Южной Африки. Членство такой страны повысило потенциальные возможности стран САДК по выполнению намеченных целей.
Ныне САДК объединяет 14 стран - в состав вошли Ангола, Ботсвана, Демократическая Республика Конго (1997 г.), Зимбабве, Замбия, Лесото, Малави, Маврикий (1995 г.), Мозамбик, Намибия, Сейшельские острова (1997 г.), Свазиленд, Танзания, Южная Африка.
В 1996 г. был подписан Торговый протокол по устранению взаимных торговых барьеров, который вступил в силу в 1999 г. после подписания его Южной Африкой (не подписали протокол 3 страны - Ангола, Конго и Сейшельские острова).
Помимо экономических в САДК поставлены и политические цели - обеспечение военно-политической стабильности в южноафриканском субрегионе, а для координации действий функционирует политический орган по обороне и безопасности (1996г.) Сообщество по развитию стран Южной Африки, Межрегиональный Центр Делового Сотрудничества.
Информация о работе Экономические связи в развивающихся странах на примере Африканского континента