Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 07:13, доклад
Управление — вид человеческой деятельности, представляющий собой целенаправленное воздействие на людей, активизирующее их совместную деятельность.
История возникновения управления насчитывает несколько тысячелетий. Управление развивалось под влиянием смены технологических укладов, резких изменений в трудовой деятельности. Выделяют лять управленческих революций, радикально менявших роль и значение рассматриваемого феномена в жизни общества.
Эволюция управления
Управление — вид человеческой деятельности, представляющий собой целенаправленное воздействие на людей, активизирующее их совместную деятельность. История возникновения управления
насчитывает несколько Вторая управленческая революция связывается с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.), издавшего свод законов управления государством для регулирования общественных отношений между различными социальными группами населения. Этими законами вводился светский стиль управления, усиливались контроль и ответственность за выполнение работ. Вот почему вторую управленческую революцию считают светско-административной. Третья управленческая революция известна как производственно-строительная, так как она была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства. Произошла она во времена правления Навуходоносора II (605—562 гг. до н.э.). Зарождение капитализма
и начало индустриального прогресса
европейской цивилизации — Пятая управленческая революция (конец IX — начало XX в.) известна под названием бюрократической: ее теоретической платформой послужила концепция «рациональной бюрократии». Ее основные результаты: формирование крупных иерархических структур, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов, установление должностных обязанностей и ответственности управленцев. В результате сформировались
следующие подходы к управление — наука — система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления; управление — искусство — способность эффективно применять данные науки управления в конкретных ситуациях; управление — функция — целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью активизировать их действия и получить желаемые результаты; управление — процесс — совокупность управленческих действий; которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразований ресурсов на «входе» в продукт на «выходе»; управление — аппарат — совокупность структур и людей, обеспечивающая использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей. Новая система взглядов на управление известна в литературе как шестая — «тихая управленческая революция», и это не случайно, так как ее основные положения могут применяться, не приводя к немедленной ломке и разрушению сложившихся структур, систем и методов управления, а как бы дополняя их, постепенно приспосабливая к новым условиям. Так, все большее использование получают системы управления на основе предвидения изменений и гибких, экстренных решений. Они характеризуются как предпринимательские, так как учитывают вероятностный характер будущего развития. Организации все чаще обращаются
к методам стратегического Несмотря на огромное значение
революционных Преобразований, развитие
управления — это в основном эволюционный
процесс. Он характеризуется непрерывностью
изменений, происходящих в экономике,
во всей системе социально- Рассматривая пути становления и этапы развития теории и практики управления, многие исследователи выделяют в этом эволюционном процессе несколько наиболее важных исторических периодов. Первый период — древний, или исторический,— был наиболее длительным в развитии управления. Продолжался он с 9—7 тысячелетия до н.э. примерно до второй половины XVIII в. нашей эры. В это время произошел
переход от присваивающего хозяйства
(охоты, сбора плодов и т.п.) к принципиально
новой форме получения Второй, или индустриальный, период — это период промышленного капитализма (1776—1890 гг.). Именно на этом этапе возникновение и совершенствование рыночной экономики вызвало к жизни потребность в творческих управляющих, знающих, как надо управлять организациями. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой внешней федой, управляющие развивали систему знаний о том, какЩчш координировать совместный труд людей и рациональнее использовать ограниченные ресурсы. Третий период в развитии управления называется периодом его , систематизации (1856—1960 гг.). Наука об управлении, которая начала оформляться в этот период, постоянно развивается. Формируются ее новые направления, школы, концепции, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат. С течением времени руководители изменяют свои ориентиры: от изучения потребностей конкретной организации переходят к изучению способов управления, действующих в их окружении. Одни из них решали управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие искали более систематизированные подходы к управлению. В период систематизации управления
становление и развитие его основных
научных школ, концепций и направлений
происходило под влиянием вначале
промышленного капитализма (1776-1890 гг.),
а затем пришедших ему на смену
финансового (1890-1933 гг.) и национального
капитализма (1933-1950 гг.). Если в эпоху
промышленного капитализма Развитие управленческой мысли вращалось в основном вокруг трех постулатов - задача, человек и управленческая деятельность. В зависимости от того/как была разработана теория (концепция) -применительно к одному из них или рассматривала их как единое целое, выделяют одномерные и синтетические учения. Наиболее известными западными теориями первой группы являются школа научного менеджмента, школа человеческих отношений, административная школа и теория «идеальной бюрократии». Ко второй группе относятся эмпирическая школа управления, количественная школа, концепция управления по целям, теории «7-S» (системный подход компании «Маккинзи» представлен на рис. 1.1), «Z» (холистический подход В. Оучи, основанный на совместных этических ценностях работников организации), «организационной культуры», а также различные ситуационные теории управления. Наиболее плодотворными в развитии отечественной управленческой мысли этого периода были 20-е годы XX в., когда в период новой экономической политики (нэпа) допускалась определенная свобода не только в сфере предпринимательства, но и в научной мысли в ряде областей, не связанных непосредственно с проблемами политики или идеологии. Видение человека в организации как объекта управления
Ведущие исследователи в сфере управления считают, что новая философия управления требует существенных изменений систем управления в сторону придания им простоты, гибкости, эффективности и конкурентоспособности. Современные системы управления должны иметь: · небольшие подразделения, укомплектованные квалифицированными работниками; · небольшое количество уровней управления; · адаптивные структуры, сформированные по типу групп (или команд) специалистов; · максимально ориентированные на потребителя характер и качество продукции и услуг, процедуры и графики работы организаций. Кроме того, многие современные
исследователи рассматривают Общие тенденции развития науки управления, превалирующий характер тех или иных теорий управления непосредственно влияют на формирование системы управления организацией и, в частности, на формирование системы управления персоналом. |
Концептуальные подходы к управлению персоналом основываются на выполнении ряда принципов - норм, правил, требований, которыми должны руководствоваться сотрудники системы управления персоналом, включая первых руководителей, их заместителей и линейных руководителей структурных подразделений. К таким принципам относятся:
Наука и практика регулирования социально-трудовых отношений имеет современные научные подходы и методы, которые принято использовать в экономике труда и, в частности - в управлении персоналом. В таблице 1. приведены характеристика главных из них.
Таблица 1 Научные подходы к управлению персоналом
Подход |
Характеристика подхода |
Системный |
Предусматривает, что любая система (объект управления) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. |
Комплексный |
Требует учета экономических, организационных, социальных и психологических аспектов управления в их взаимосвязи. |
Интеграционный |
Нацелено на исследование и усиление взаимосвязи: между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента; между стадиями жизненного цикла объекта управления; между уровнями управления по вертикали; между субъектами управления по горизонтали. |
Маркетинговый |
Предполагает ориентацию управленческой системы при решении любых задач на человека. |
Функциональный |
Заключается в том, что управление персоналом рассматривается как совокупность функций, которые выполняют кадровые структуры при реализации процесса управленческого воздействия. |
Динамический |
Позволяет рассматривать процесс управления персоналом в диалектическом развитии, причинно-следственных связях, проводить ретроспективный анализ за 5-10 лет и перспективный анализ (прогноз). |
Процессный |
Рассматривает функции управления
как взаимосвязанные и |
Нормативный |
Требует установления нормативов управления по всем подсистемами системы менеджмента. |
Административный; |
Заключается в регламентации функций, прав и обязанностей в нормативных актах локального уровня (приказы, распоряжения, указания, инструкции и т.д.). |
Поведенческий |
Предусматривает оказание помощи работнику в реализации своих способностей на основе применения научных методов управления. |
Ситуационный |
Концентрируется на том, что пригодность различных методов управления персоналом определяется конкретной ситуацией. |
2)