Классификация видов кризисов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 20:14, контрольная работа

Описание работы

Целью написания данной работы является рассмотрение классификации видов кризисов.
В соответствии с выдвинутой целью в работе поставлены следующие задачи:
- понятие и причины кризисов;
- классификация видов кризисов;
- фазы развития и преодоления кризисов;
- государственное регулирование кризисных ситуаций.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие кризиса и причины его возникновения 5
2 Классификация видов кризисов 9
2.1 Фазы развития и преодоления кризисов 14
3 Государственное регулирование кризисных ситуаций 18
Заключение 22
Список использованных источников 23

Файлы: 1 файл

Антикризисное управление оригинал.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

Уральский Финансово  – Юридический институт

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО – ПРАВОВЫХ ДИСПЛИН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

 

                                       по дисциплине Антикризисное управление

                                  Тема: Классификация видов кризисов

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   Исполнитель: студент заочного отделения

                                                                                  4 курса гр. ФКФПЗ – 4508

                                                                                 Зайцева Ирина Владимировна

 

 

                                                       Руководитель: Пахнев Николай Васильевич

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Екатеринбург

                                               2010 г.

                                      

                                            СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                             3

    1 Понятие кризиса и причины его возникновения                                                    5

    2 Классификация видов кризисов                                                                               9

        2.1 Фазы развития и преодоления кризисов                                                         14

    3 Государственное регулирование кризисных ситуаций                                         18

Заключение                                                                                                                       22

Список использованных источников                                                                             23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 ВВЕДЕНИЕ

 

      Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Многие считают, что причиной его возникновения явилось реформирование экономики в России и постепенное вхождение ее в зону кризисною развития. Не многие ожидали, что результатом реформ станет кризис, но многие сегодня понимают, что только новый гип управления способен вывести экономику из кризиса. Это управление и получило название антикризисного. Но название названием, а суть такого управления вызывает большие дискуссии. Кризис, каким бы глубоким он ни был, все – таки когда – нибудь пройдет – история экономического развития многих стран подтверждает это. Значит, надобность в антикризисном управлении отпадет, поскольку этот тип управления имеет временный характер или сугубо прагматическое значение. Зачем же тогда его изучать, строить научную концепцию и даже готовить специалистов в системе высшего образования. Конечно, обострение кризиса в России вызвало потребность в построении эффективного антикризисного управления. Это заказ практики. Но и тенденции развития науки управления приводят нас к необходимости построения такой концепции. Ее посылками являются понятия управляемости, ресурсосбережения, мотивации, экономии времени, социального партнерства и многие другие. В своей совокупности они отражают реальную опасность кризиса в любом, даже самом успешном управлении. Возникновение понятия антикризисного управления в отечественной практике обусловлено введением правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, характеризуемой явлениями финансовой несостоятельности (банкротства). Потребность такого рода регулирования как новой сферы отношений макросреды в условиях реформирования экономики России отвечает интересам целевой ориентации заинтересованных сторон: государства – в создании правового поля для осуществления мер оздоровления структур, не адаптируемых или плохо адаптируемых в условиях рынка; собственников – в осуществлении возможностей развития в условиях реальной конкуренции.

      Эта сфера отношений, являясь нововведением в практике деятельности хозяйствующих субъектов, нуждается в методике их осуществления, базовых положениях ее организации.

      Целью  написания данной работы является  рассмотрение классификации видов  кризисов.

      В соответствии  с выдвинутой целью в работе  поставлены следующие задачи:

- понятие и причины кризисов;

- классификация видов кризисов;

- фазы развития и преодоления кризисов;

- государственное регулирование кризисных ситуаций.

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие кризиса и причины его возникновения

 

В современной литературе еще не установилось общепризнанного представления о кризисах в развитии социально – экономической системы. Бытовала точка зрения, что кризисы являются характерной чертой капиталистического способа производства и должны отсутствовать при социалистическом. В прошлом существовали даже такие теоретические положения, что при социализме нет кризисов, есть только «трудности роста». Многие годы в нашей стране само это понятие было, скорее, идеологическим, нежели реальным фактором разработки экономической политики развития производства. Некоторые полагают, что оно относится лишь к процессам макроэкономического развития, а в масштабах фирмы или предприятия, например, существуют только более или менее острые проблемы, вызванные ошибками или непрофессионализмом управления. Эти проблемы якобы не свидетельствуют о кризисе развития они не вызваны объективными тенденциями, хотя и обусловлены некоторыми внешними причинами. Такие представления односторонни и могут иметь негативные последствия в управлении организацией. Если с этих позиций рассматривать внутрифирменное управление, то при разработке, например, стратегии ее развития нет необходимости предвидеть и учитывать возможность кризиса. Понятие «кризис» теснейшим образом связано и с понятием «риск», которое в той или иной мере влияет на методологию разработки любого управленческого решения. Исключите из него ожидание кризиса, и пропадет острота восприятия риска, станут неожиданными и от этого еще более тяжелыми не только кризисные ситуации, но и вполне обычные ошибки.

Можно на проблему кризиса взглянуть и в ином ракурсе. Социально – экономическая система в любом своем виде и любой форме, будь то общественная формация, фирма или предприятие, имеет две тенденции своего существования: функционирование и развитие. Функционирование – это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих ее целостность, качественную определенность, сущностные характеристики. Развитие — это приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях изменяющейся среды. Функционирование и развитие теснейшим образом взаимосвязаны, отражают диалектическое единство основных тенденций социально-экономической системы. Эту связь можно видеть в ее характеристиках и показателях рисунка 1.1.

 

                              






 




 





 

 

Рисунок 1.1 Возникновение опасности кризиса в организации

 

Кризисы не обязательно являются разрушительными, они могут протекать с определенной степенью остроты, но их наступление вызывается не только субъективными, но и объективными причинами, самой природой социально – экономической системы. Кризисы отражают не только противоречия функционирования и развития, но могут возникать и в самих процессах функционирования. Это могут быть, например, противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и условиями ее использования (помещение, климатическая среда, технологическая культура). Кризис — это крайнее обострение противоречий в социально – экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Причины кризисов представлены на рисунке 1.2.











 



 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.2 Причины кризисов

 

Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и другое. Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые – с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой. Если понимать кризис, таким образом, можно констатировать то обстоятельство, что опасность кризиса существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозировать. В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Выход из кризиса не всегда связан с позитивными последствиями. Нельзя исключать переход в состояние нового кризиса, может быть даже еще более глубокого и продолжительного. Кризисы могут возникать как цепная реакция. Существует возможность и консервации кризисных ситуаций на довольно продолжительное время. Это может объясняться определенными политическими причинами. Вообще последствия кризиса теснейшим образом связаны с двумя факторами: его причинами и возможностью управления процессами кризисного развития. Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу. И послекризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми. Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может или смягчать кризис или обострять его. Возможности управления в этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера мотивации, понимания причин и последствий, ответственности (рисунок 1.3).

 

 

 

 







 



 

 

Рисунок 1.3 Возможные последствия кризисов

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Классификация видов  кризисов

 

Практика показывает, что кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по самой своей сути. Необходимость в разветвленной классификации кризисов связана с дифференциацией средств и способов управления ими. Если есть типология и понимание характера кризиса, появляются возможности снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения безболезненности протекания (рисунок 2.1).

Существуют общие и локальные кризисы. Общие кризисы охватывают всю социально – экономическую систему, локальные – только часть ее. Это разделение кризисов по масштабам проявления. Конечно, оно носит условный характер. В конкретном анализе кризисных ситуаций необходимо учитывать границы социально – экономической системы, ее структуру и среду функционирования. По проблематике кризиса можно выделить макро – и микрокризисы. Макрокризису присущи довольно большие объемы и масштабы проблематики. Микрокризисы захватывает только отдельную проблему или группу проблем. Особенностью кризиса является то, что он, будучи даже локальным или микрокризисом, как цепная реакция, может распространяться на всю систему или всю проблематику развития, потому что в системе существует органическое взаимодействие всех элементов, и проблемы не решаются по отдельности. Но это возникает тогда, когда нет управления кризисными ситуациями, нет мер локализации кризиса и снижения его остроты, или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса, возможно и такое.

 

 

 

 

 

 

 

 





 



 


 


 



 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1 Возможные последствия кризиса

 

По структуре отношений в социально – экономической системе, по дифференциации проблематики ее развития можно выделить отдельные группы экономических, социальных, организационных, психологических, технологических кризисов. Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы. Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства. В группе экономических кризисов отдельно можно выделить финансовые кризисы. Они характеризуют противоречия в состоянии финансовой системы или финансовых возможностях фирмы. Это кризисы денежного выражения экономических процессов.

Информация о работе Классификация видов кризисов