Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:57, реферат
Это жестокий и конфликтный метод взаимодействия рыночных субъектов: достижение поставленных предпринимателем своих целей возможное лишь за счет поражения интересов других деловых людей.
Суть конкуренции проявляется и в том, что она с одной стороны, создает такие условия, за которые покупатель на рынке имеет великое множество возможностей для приобретения товаров, а продавец - для их реализации. С другой стороны, в обмене принимают участие две стороны, любая из которых ставит свой интерес выше интереса партнера.
1. Понятие и суть конкуренции
2. Функции конкуренции
3. Конкуренция и недобросовестная конкуренция
«ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО БИЗНЕС - ОБРАЗОВАНИЯ И ДИЗАЙНА» Факультет Управления Бизнесом
Реферат
по дисциплине:
Теория и практика конкуренции на тему: «Конкуренция-стимул экономического процесса»
МОСКВА 2013 |
Содержание
1. Понятие и суть конкуренции
Конкуренция
- категория явным образом
Если
конкурентная борьба
Эта противоречивость
конкуренции выступает
Конкуренция
- это форма экономических
Как и почему возникает конкуренция? Оптимального положения на рынке хозяйствующие субъекты достигают в результате получения ими экономической самостоятельности.
То есть, если они получают право владения, пользование и распоряжение выработанной продукцией.
В то же
время экономическая
Причем конкуренцию не следует рассматривать как соревнование по олимпийскому принципу: важна не победа, а участие.
Это жестокий
и конфликтный метод
Суть конкуренции проявляется и в том, что она с одной стороны, создает такие условия, за которые покупатель на рынке имеет великое множество возможностей для приобретения товаров, а продавец - для их реализации. С другой стороны, в обмене принимают участие две стороны, любая из которых ставит свой интерес выше интереса партнера.
В результате и продавец, и покупатель при заключении соглашения должны идти на взаимный компромисс при определении цены, иначе соглашение не состоится, а каждый из них понесет убытки.
Конкуренция
также является важным инструментом
регулирования пропорций
2. Функции конкуренции
Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя).
Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:
- предприятия,
которые предлагают лучшую по
качеству продукцию или
- предприятия,
которые не реагируют на
Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции.
В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков.
Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:
- качество конкуренции;
- само существование конкуренции;
- цены
и качество изделий должны
быть в центре внимания
- предлагаемая
услуга должна быть
Проблема ограничения или даже устранения конкуренции вызывает беспокойство во многих странах.
Главная роль в ее решении отводится государству, сам рынок, как показывает прошлый и современный опыт, недостаточно дееспособный в защите конкуренции.
3. Конкуренция и
Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений).
Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.
Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию. Основными методами являются:
- повышение качества продукции
- снижение цен
- реклама
- развитие
- создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР.
Одной из традиционных форм конкурентной борьбы является манипулирование ценами.
Она осуществляется многими способами: понижением цен, локальными изменениями цен, сезонными распродажами, предоставлением большего объема услуг по действующим ценам, удлинением сроков потребительского кредита.
В основном
ценовая конкуренция
Более эффективной и более современной формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого на рынке товара.
Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента.
Качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации.
Большую роль играет до- и послепродажное обслуживание покупателя, т.к. необходимо постоянное присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок. Послепродажное обслуживание- создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями.
Патент - это документ, удостоверяющий изобретение и закрепляющий за обладателем патента исключительное право на пользование результатами своего изобретения. Если патент используется без разрешения владельца, он может через суд возместить убытки или прекратить незаконное пользование его изобретением. Кроме этого, он может выдать лицензию другим лицам на использование запатентованного изобретения. Но патент, теоретически направленный против промышленного шпионажа, практически явился своего рода стимулом этого явления.
Один из первых законов о патентах на изобретение был издан во Франции в конце XVIII века, в нем говорилось, что за всяким, кто первым привезет во Францию какое-либо иностранное изобретение, признаются такие же льготы, какими бы пользовался бы его изобретатель.
Таким образом, за промышленным шпионом признаются права равные правам изобретателя. Конкуренция не является идеальной формой экономических отношений людей.
Конкурентный характер взаимоотношений в экономике приносит значительные и неоспоримые преимущества в эффективности. Вместе с тем конкуренция не дает в полной мере удовлетворяющих решений в некоторых других вопросах.
Итак, в конкурентной системе ресурсы и конечные товары распределяются по силе денежных голосов. Побеждает, как правило, тот, у кого их больше.
А что делать тем потребителям, которые по объективным причинам не могут получать какую-то приемлемую сумму денежного дохода?
Одни семьи могут кормить отборной пищей любимого бульдога, другие - питаются простейшими, нередко низкокачественными, продуктами питания. Конечно, ни в коем случае нельзя поощрять лентяйство, инертность, безответственность, но в то же время нельзя и не видеть во многих случаях проблем объективного характера.
Критики
конкурентной системы отмечают также
ее недостаточную способность в
распределении экономических
В частности, ресурсы могут направляться на строительство роскошных особняков, создание изысканных предметов для богатых, а в то же время в обществе может не хватать школ, больниц, лекарств первой необходимости.
Нельзя обойти вниманием еще одну проблему: конкурентная система действительно создает заинтересованность в снижении издержек производства, его научно-техническом обновлении.
Конкуренция
порождает заинтересованность научно-технических
новшеств - чтобы они не достались
конкурентам, в локализации их применения,
в нераспространении в
Не следует,
конечно, преувеличивать масштабы и
возможности такой
Поэтому конкурентная система нуждается в определенной корректировке извне, выполнять которую может только государство.
Здесь начнем с констатации общепризнанного среди экономистов положения, что в некоторых сферах экономики конкуренция является нежелательной, затруднительной или даже неприемлемой формой экономических отношений.
Это те области хозяйственной деятельности, которые попадают в раздел исключения из общего правила, утверждающего полезность и необходимость конкуренции в экономике.
Оценка состояния рынков с точки зрения уровня конкуренции является одним из важных элементов экономической деятельности государства в этой области.
Необходимы критерии, на основании которых можно было бы делать соответствующие оценки. Теперь нам следует более подробно остановиться на вопросе значения конкуренции в современной экономической системе.
Во-первых, конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений - продавцов и покупателей.
Равноправие
создается и поддерживается свободой
выбора: покупатель имеет возможность
выбрать определенного
Возможность выбора - это возможность влияния на контрагента.
Во-вторых, конкуренция создает одно из главных условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций.
Свободное ценообразование - это основной элемент рыночного механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок может эффективно выполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров. Рынок как саморегулирующаяся система действителен только при наличии конкуренции.
В-третьих,
конкуренция выступает как
В-четвертых,
конкуренция создает
Информация о работе Конкуренция-стимул экономического процесса