Конкурсное производство как заключительная процедура банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 17:20, реферат

Описание работы

В нынешних условиях сильной конкуренции и глобализации мировой экономики современное предприятие должно соответствовать таким критериям, как финансовая устойчивость, конкурентоспособность, а также уметь изменять свою организационную структуру. Но не всем удается соответствовать современным реалиям. В последнее время стали быстро меняться условия хозяйствования, что все чаще приводит предприятия к признанию своей несостоятельности – или банкротству, вследствие чего для развивающейся рыночной экономики России одним из самых актуальных институтов стал институт несостоятельности (банкротства).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие, сущность и цель конкурсного производства…………………..5
Правовое положение участников конкурсного производства…………..6
Механизм проведения конкурсного производства……………………..11
Открытие и правовые последствия открытия конкурсного производства………………………………………………………..11
Формирование конкурсной массы должника…………………….12
Удовлетворение требований кредиторов………………………...14
Завершение конкурсного производства………………………….17

Заключение……………………………………………………………………..19
Список литературы……………………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

Контрольная работа1.docx

— 39.99 Кб (Скачать файл)

Конкурсный  управляющий действует до даты завершения конкурсного производства. Деятельность конкурсного управляющего завершается  представлением в арбитражный суд  отчета, к которому прилагаются документы, подтверждающие продажу имущества  должника:

    • Документы, подтверждающие продажу имущества должника;
    • Реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований;
    • Документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

 

После рассмотрения отчета конкурсного управляющего, арбитражный  суд выносит определение о  завершении конкурсного производства. Данное определение представляется конкурсным управляющим в орган, осуществляющий государственную регистрацию. На основании определения суда в  единый государственный реестр юридических  лиц вносится запись о ликвидации организации-должника.

 

Конкурсный управляющий обязан:

  • принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества;
  • привлечь оценщика для оценки имущества должника;
  • принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;
  • принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
  • уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства;
  • предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании;
  • заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;
  • вести реестр требований кредиторов;
  • передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов;
  • предъявить требования к третьим лицам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника. Размер ответственности определяется, исходя из разницы между размером требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, и денежными средствами, вырученными от продажи имущества должника или замещения активов организации-должника;
  • по требованию арбитражного суда предоставлять арбитражному суду все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности.

 

Конкурсный управляющий вправе:

  • распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом, увольнять работников должника, в том числе руководителя должника, в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом.

Конкурсный  управляющий представляет собранию кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии  должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлены более продолжительный период или сроки представления отчета.

В силу важности возложенных на конкурсного управляющего задач в ст. 20 Закона о банкротстве  установлен ряд требований к кандидатуре  арбитражного управляющего, например, наличие высшего образования, стажа  руководящей работы не менее,  чем два года, отсутствие судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести,  тяжкие и особо тяжкие преступления.

Условно можно выделить 2 основные стороны  деятельности конкурсного управляющего:

1. Формирование  конкурсной массы и реализация  имущества должника в целях  обращения его в денежные средства;

2. Выявление  кредиторов, подлежащих удовлетворению  и соразмерное удовлетворение  этих требований в очередности,  предусмотренной ГК РФ и Законом  о несостоятельности.

Конкурсный  управляющий может быть отстранен  арбитражным судом от исполнения обязанностей.

Ещё одним  субъектом, участвующим в конкурсных отношениях являются уполномоченные органы. Согласно ст. 2 Закона о банкротстве под уполномоченными органами понимается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства  РФ от 29.05.2004 «Об обеспечении интересов  Российской Федерации как кредитора  в делах о банкротстве и  процедурах банкротства», органом, уполномоченным представлять интересы Российской Федерации  как кредитора в делах о  банкротстве и в процедурах банкротства, является ФНС России. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2004 г. №257 // СЗ РФ. 2004. №23, ст. 2310.

При определении  положения уполномоченных органов  необходимо учитывать, что здесь  имеет место публичный интерес  государства. По мнению С.О. Ласкиной государство интересует в первую очередь погашение налоговых задолженностей, во вторую - сохранение государственного имущества, обеспечение социальных благ, стабильности.

 

  1. Механизм проведения конкурсного производства.

 

    1. Открытие и правовые последствия открытия конкурсного производства.

 

Конкурсное  производство открывается судом, если отсутствует реальная возможность  восстановить платежеспособность должника, и/или если иные процедуры банкротства  оказались безрезультатными. С момента  открытия конкурсного производства должник называется банкротом. В  решении суда об открытии конкурсного  производства должна содержаться следующая  информация:

  • о признании должника банкротом
  • о назначении конкурсного управляющего
  • о последствиях открытия конкурсного производства
  • о сроках продолжительности конкурсного производства и о предоставлении отчета конкурсным управляющим в установленные сроки

Открытие  конкурсного производства влечет возникновение  для должника и кредиторов определенных последствий, предусмотренных ст. 126 Закона о банкротстве:

1) срок  исполнения возникших до открытия  конкурсного производства денежных  обязательств и уплаты обязательных  платежей должника считается наступившим;

2) прекращается  начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций  за неисполнение или ненадлежащее  исполнение денежных обязательств  и обязательных платежей, за исключением  текущих платежей, а также процентов;

3) сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющими коммерческую тайну;

4) совершение  сделок, связанных с отчуждением  имущества должника или влекущих  за собой передачу его имущества  третьим лицам в пользование,  допускается исключительно в  порядке, установленными нормами  Закона, регулирующими проведение конкурсного производства;

5) прекращается  исполнение по исполнительным  документам, в том числе по  исполнительным документам, исполнявшимся  в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве,  если иное не предусмотрено Законом о банкротстве;

6) все  требования кредиторов по денежным  обязательствам, об уплате обязательных  платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего  Федерального закона, и требований  о признании права собственности,  о взыскании морального вреда,  об истребовании имущества из  чужого незаконного владения, о  признании недействительными ничтожных  сделок и о применении последствий  их недействительности могут  быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;

7) исполнительные  документы, исполнение по которым  прекратилось в соответствии  с настоящим Федеральным законом,  подлежат передаче судебными  приставами - исполнителями конкурсному  управляющему в порядке, установленном федеральным законом;

8) снимаются  ранее наложенные аресты на  имущество должника и иные  ограничения распоряжения имуществом  должника. Основанием для снятия  ареста на имущество должника  является решение суда о признании  должника банкротом и об открытии  конкурсного производства. Наложение  новых арестов на имущество  должника и иных ограничений  распоряжения имуществом должника не допускается;

9) исполнение  обязательств должника осуществляется  в случаях и в порядке, которые  установлены нормами закона о  банкротстве, регулирующими конкурсное производство.

Решение о признании предприятия банкротом  и открытии конкурсного производства публикуется в газете Коммерсантъ с изложением существенных обстоятельств: порядка, сроков предъявления требований, наименования суда, и т. п.

 

    1. Формирование конкурсной массы должника.

 

Bce имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. В целях правильного ведения учета имущества должника, которое составляет конкурсную массу, конкурсный управляющий вправе привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов.

Конкурсная  масса — это:

  • основные и оборотные средства;
  • нематериальные активы;
  • дебиторская задолженность;
  • прочие и активы, находящиеся на балансе должника

 

Из имущества  должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое  из оборота, имущественные права, связанные  с личностью должника, в том  числе права, основанные на имеющейся  лицензии на осуществление отдельных  видов деятельности, а также иное предусмотренное Федеральным законом имущество.

Не включается в конкурсную массу арендованное должником имущество, находящееся  на ответственном хранении должника, за исключением имущества, на которое  в соответствии с законодательством  или учредительным документом организации  может быть наложено взыскание по обязательствам должника. Включению  в конкурсную массу подлежат также  объекты социально-коммунальной сферы, находящиеся на балансе должника, за исключением жилищного фонда, детских дошкольных учреждений и  отдельных жизненно важных для данного  региона объектов производственной и коммунальной инфраструктуры, которые  должны быть приняты на баланс соответствующих  органов местного самоуправления.

Денежные  средства должника, поступающие в  ходе конкурсного производства, должны зачисляться только на основной счет должника. С основного счета должника должны осуществляться выплаты кредиторам. По общему правилу, конкурсный управляющий не правомочен открывать счет в банке или иной кредитной организации. Он только выбирает тот счет из числа имеющихся у должника, который станет в последствии основным. Исключение делано только в двух случаях:

1. когда  вообще отсутствует банковский  счет (например, у отсутствующего  должника);

2. когда  отсутствует возможность осуществления  операций по имеющимся счетам (например, у банка, где открыт  основной счет, отозвана лицензия).

Только  при этих обстоятельствах конкурсный управляющий обязан открыть в  ходе конкурсного производства основной счет.

Арбитражный управляющий для проведения оценки предприятия должника, иного имущества  должника привлекает оценщиков и  производит оплату их услуг за счет имущества должника, если иной источник оплаты не установлен собранием кредиторов или комитетом кредиторов.

Оценка  имущества должника проводится оценщиком, который должен соответствовать  требованиям, установленным "законодательством" Российской Федерации об оценочной  деятельности, и не может являться заинтересованным лицом в отношении  арбитражного управляющего, должника и его кредиторов.

С формированием  конкурсной массы и ее распределением между кредиторами связана важнейшая  обязанность конкурсного управляющего - ведение реестра требований кредиторов. В настоящее время вести реестр может не только сам управляющий, но и реестродержатель, статус которого определен п. 1 ст. 16 Закона о банкротстве. Решение о привлечении реестродержателя принимается собранием кредиторов (это его исключительная компетенция; голосуется вопрос обычным порядком, т.е. большинством голосов от числа  голосов кредиторов, присутствующих на собрании). Кредиторы, желающие принять участие в конкурсе и получить удовлетворение своих требований, должны предъявить свои претензии к должнику в двухмесячный срок со дня публикации объявления о несостоятельности. По истечении данного срока реестр требований кредиторов закрывается.

Информация о работе Конкурсное производство как заключительная процедура банкротства