Конституционные права и обязанности граждан Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

В отличие от главы VI Конституции Украины от 20 апреля 1978
года раздел II новой Констатуцiи Украины называется "Права, свободы
и обязанности человека i гражданина ". Такой акцент не случаен. Ведь
перечень конституционных прав и свобод в Конституции 1996 значительно
расширен, конституционное закрепление получили давно признаны миром-
ным и европейским сообществом права человека на жизнь, на демок-
копытных процедуру задержания, группа информационных прав, запрет
принудительного труда, право на частную собственность, на пiдпрнемництво и
другие.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ТОЛКОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ТЕРМИНОВ
личные ПРАВА ГРАЖДАН
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА
экологической ПРАВА
культурные ПРАВА
конституционные ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН
ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН
Список литературы

Файлы: 1 файл

Право.docx

— 40.11 Кб (Скачать файл)

Реферат

"Конституционные права и  обязанности граждан Украины"

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ТОЛКОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ТЕРМИНОВ

личные ПРАВА ГРАЖДАН

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА

экологической ПРАВА

культурные ПРАВА

конституционные ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН

ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

В отличие от главы VI Конституции  Украины от 20 апреля 1978

года раздел II новой Констатуцiи Украины называется "Права, свободы

и обязанности человека i гражданина ". Такой акцент не случаен. Ведь

перечень конституционных прав и свобод в Конституции 1996 значительно

расширен, конституционное закрепление  получили давно признаны миром-

ным и европейским сообществом права человека на жизнь, на демок-

копытных процедуру задержания, группа информационных прав, запрет

принудительного труда, право на частную  собственность, на пiдпрнемництво и

другие.

Итак, в Конституции Украины  закреплены основные права человека, которые

по определению П.М.Рабiновича, являются определенными возможностями, которые необходимы

для существования человека и его  развития в конкретно-исторических условиях.

Они объективно определяются достигнутым  уровнем развития человечества i

должны быть общими i равными для всех людей.

Права человека закреплены, прежде всего, в таких международно-право-

вых актах:

1. Общая Декларация прав человека (10 декабря 1948)

2. Международный пакт о экономические,  социальные и культурные права  (16

декабря 1966)

3. Международный пакт о гражданские  и политические права (16 декабря

1966 г.)

4. Факультативный протокол к  Пакту о гражданские и политические

права (16 декабря 1966)

5. Европейская конвенция о защите  прав человека и основных свобод (

4 ноября 1950)

6. Европейская социальная Хартия (18 октября 1961) Права человека  как

категория международного права практически  становятся правами граждане-

на в конкретной государству  тогда, когда они признаются и  закрепляются

внутренним законодательством  певноi стране.

ТОЛКОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ТЕРМИНОВ

Основное право гражданина - это  установленная государством и закрiпле-

на в Конституции возможность, которая позволяет каждому выбирать вид i мере

певноi поведения, использовать предоставленные ему блага, как в личных,

так i в общественных интересах.

В Конституции и законах Украины  употребляется высказывание "права  и

свободы человека "," права и  свободы гражданина ".

Как соотносятся категории "права" i "свободы", есть между ними

принципиальная разница

Большинство авторов, которые дослiджувалн этот вопрос, склоняются к

думкн, что принипових отличий между этими понятиями нет.

Сравните, например, свободу научного, технического творчества и пра-

во на творчество, право на выбор  профессии i свободу выбора профессии.

Эти и другие примеры свидетельствуют, что одну i ту же правовую возможность

рассматривают как право, i как свободу. Исторически сложилось так, что некоторые

права именуют свободами: свобода  мысли i слова, свобода мировоззрения

и вероисповедания, свобода митингов, походов i демонстраций.

Кроме прав и свобод в Конституции  и законах Украины

встречается понятие "законные интересы", "интересы граждан"

(ст.36, 44 Конституции Украины).

Законные интересы - это интересы лица, безносередньо НЕ охват

ются содержанием установленных законом прав i свобод, но остаются

государством и законом.

Закрiплюючы в Конституции права и свободы граждан, государство вы-

мага от них правомерного поведения, которое должно соответствовать  стандартам,

зафиксировано в юридических нормах. Государство формулирует свои требования к

граждан в системе обязанностей и встаiювлюе юридическую

ответственность за их невыполнение.

Основная обязанность - это установленная  государством в интересах всех

членов общества и закреплена в  Конституции необходимость, которая

приписывает каждому гражданину вид  i мере определенной поведения и

ответственность в случае ее невыполнения.

В юридическому литературе права, свободы  и обязанности входят в

понятия "правовой статус".

Правовой статус личности - это  совокупность всех прав, свобод и

обязанностей, принадлежащих гражданину i внзначають ного правовое поло-

ния в обществе.

В юридическому литературе встречается  такая классификация видов

правового статуса.

Общий правовой статус распространяется на всех граждан i

закреплен в Конституции и законах  Украины.

Специальный (родовой) статус распространяется на определенные группы граж-

дан, закреплен в отдельных законах (например, Закон Украины "О

статусе судей "от 15 декабря 1992, Закон  Украины" О государственной

службе "от 16 декабря 1993 и др.)..

Индивидуальный (частный) правовой статус - распространяется на

конкретных лиц.

В законодательстве Украины также  различают правовой статус граж-

дан Украины, основм которого закреплены в ст. 21-25 Конституции

Украины, правовой статус лиц без  гражданства (апатридiв) и право-

ный статус иностранных граждан.

В статье 26 Конституции Украины  закреплено принцип равенства прав

и обязанностей иностранных граждан  и апатридiв с гражданами Украины,

за исключениями, установленными Конституцией, законами Украины. Более

конкретно это положение закреплено в Законе Украины "О правовом

статусе иностранцев "от 4 февраля 1994, где провозглашается право  iно-

земцiв на инвестиционную и предпринимательскую деятельность, труд и вiдпо-

чинок, на здравоохранение, на жилье, на социальную защиту, образование,

использования достижений культуры, участие в объединениях граждан, на

обращение в суд за защитой своих  прав. Но есть и определенные ограничения:

иностранцы не могут быть членами  политических партий, избирать и быть

избранными в органы государственной  власти и местного самоуправления,

участвовать в референдуме, на них  не распространяется общий

воинской обязанности. В Законе также предусмотрен порядок въезда в

Украины и выезда иностранцев из Украины, а также внпадкы ограничения

этого права (в интересах безопасности и здоровья граждан Украины).

В связи с принятием Конституции  Украины в прессе обсуждало-

ся вопрос шодо классификации прав, свобод и обязанностей граждан.

Конституция Украины 1978 делила права  на социально-эко-

номiчнi, политические и личные. Эта классификация подверглась критике как

неполная (Нет культурных, экологических  прав, хотя они i были

закреплены).

В некоторых проектах новой Конституции  по взiрець были взяты мiжна-

Родни Пакты о правах человека и  распределение прав на гражданские,

политические, экономические, социальные и культурные.

целесообразно кажется классификация  прав человека в П.М.Рабiновичем

(см., пiдручннк "Правоведение" по ред.М.Настюка, Л., 1995), который

классифицируют права по содержанию потребностей человека, которые обеспечиваются этим

правом. Это физические, личные, культурные, економiчмi. поле-тичнi

права.

Кроме того, в литературе права  и свободы разделяют:

* по значению их для носителя  на:

- основные (безусловно необходимые  для существования человека, например, пра-

во на жизнь)

- неосновнi (не является жизненно необходимыми, например, право на участие в

профсоюзах)

по способу осуществления на:

- активные (требуют активных действий, например, право на образование)

- пассивные (не требуют активных  действий лица, например, свобода

мировоззрения)

* по субъектам осуществления  на:

- индивидуальные (осуществляются  единоличными действиями, например, право

на свободу убеждений)

- коллективные (могут быть реализованы  только совместными действиями  группы

носителей прав, например, право на образование общественных объединений)

* в зависимости от роли государства  на:

- "негативные права" (для их  осуществления государству достаточно  воздержаться от

вмешательства в свободу личности, например, право на воспитание детей)

- "положительные права" (для  их осуществления необходимо  принятие определенных по-

ходов со стороны государства, например, право обращаться в суд за защитой-

том).

Относительно дiючоi Конституции, то она не содержит классификации прав и

свобод.

По мнению авторов среди прав и свобод граждан, закрепленных в

Конституции, возможно выделить такие  группы:

1) личные (ст. 27-35, 51-52),

2) политические (ст. 36-40),

3) экономические (ст. 41-45),

4) социальные (ст. 46-49),

5) экологические (ст. 50),

6) культурные (ст. 53-54).

личные ПРАВА ГРАЖДАН.

Впервые в Украине официально закреплено неотъемлемой право каждого че-

ловека на жизнь (ст.27), хотя в международных актах, ратифицированных

Украины, оно существовало. К сожалению, ни эти акты, ни Конституция НЕ

содержат юридического определения  этого права. НЕ зафиксировано, когда  оно

возникает: с момента рождения ребенка  или раньше.

В то же время в действующем законодательстве Украины регулируются такие ас-

пектн этого права:

во-первых, запрет осуществления медицинскими работниками еутаназiи

- преднамеренного ускорения смерти  или умертвлiння неизлечимая больного

с целью прекращения его страданий (Основы законодательства Украины о

здравоохранение от 19 ноября 1992, в. 52)

во-вторых, наличие уголовного вiдповiдальносте за лишение

жизни, заражение вирусом иммунодефицита человека и за другие преступления

против жизни граждан (Раздел III Уголовного кодекса Украины).

Однако здесь актуальна проблема соотношения неотъемлемой права

жизни i существования в Украине смертноi казни (ст.24 Уголовного ко-

декса Украины). Отмена этого вида наказания было одним из условий

вступления Украины в Совет  Европы. Вопрос этот сложный, в обществе

существуют разные точки зрения шодо этого. Но так называемый "мораторий на

применения смертноi казни ", во-первых - незаконный, а во-вторых, не является

средством решения проблемы. Как  известно, изменять или отменять за-

ни (в том числе, i Уголовный кодекс) имеет право исключительно Верховная

Рада Украины, которая соответствующего решения еще не приняла.

Часть 2 статьи 28 Конституции закрепила  положение о недопус-

тимiсть пытки, жестокого, бесчеловечного или унижающего

достоинство лица, обращения или  наказания. Указанная норма учитывает

требования соответствующей Конвенции, которая была подписана 10 декабря 1984

i которая действует в Украине. Ст. 11 Конвенции требует от государств - участников

Информация о работе Конституционные права и обязанности граждан Украины