Контрольная работа по "Антикризисное управление"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:46, контрольная работа

Описание работы

Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.

Содержание работы

Введение.
Вопрос № 1. Классификация угроз экономической безопасности по сферам экономики
Инструментарий антикризисного управления в условиях катастрофической кризисной угрозы

Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

содержание.docx

— 30.49 Кб (Скачать файл)

Вариант № 9.

Содержание:

    1. Введение.
  1. Вопрос № 1. Классификация угроз экономической безопасности по сферам экономики
  1. Инструментарий антикризисного управления в условиях катастрофической кризисной угрозы
 
    1. Список  использованной литературы.

 

Введение:

     Потребность в защите от нежелательных внешних  воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность  в безопасности - это базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных  объединений людей, включая общество и государство. В условиях формирования рыночной экономики сфера безопасного  существования настолько сузилась, что постоянное и массовое неудовлетворение этой потребности оказывает негативное воздействие на развитие функционирование отдельных граждан, семей, организаций, государства и общества в целом, усугубляя кризисное состояние  всех сфер его жизнедеятельности.

     Экономическая безопасность государства представляет собой сложную и многоплановую  конструкцию. Будучи частью системы  национальной безопасности, она одновременно составляет основу для формирования всех входящих в ее структуру элементов:

    • военной,
    • технологической,
    • продовольственной,
    • экологической безопасности и др.

     Опыт  показывает, что только надежная, эффективная  система обеспечения экономической  безопасности может служить гарантом суверенитета и независимости страны, ее стабильного и устойчивого  социально-экономического развития.

     Основным  оружием сейчас   становятся экономические  методы. Многие страны не имеют своего конкурентоспособного научно-технического потенциала и полностью зависят  от техники и технологии из развитых стран. Развивающиеся страны, а сейчас к ним идет и Россия, зависят  от политики МВФ и МБРР - финансовых структур развитых стран.

         Проблемы обеспечения экономической  безопасности России как непременного  условия ее возрождения привлекают  к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.

 

  1. Вопрос  № 1. Классификация угроз экономической безопасности по сферам экономики
 

     Наиболее  вероятными угрозами экономической  безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена  деятельность федеральных  органов государственной власти, являются:

     1. Увеличение   имущественной   дифференциации   населения   и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального  мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс  социальных интересов  может   быть  нарушен  в  результате  действия  следующих факторов: расслоение  общества на  узкий  круг  богатых  и  преобладающую 
массу бедных, неуверенных в своем будущем людей; увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней,  что  создает  социальную  и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно  новых  для  России негативных   явлений  -  наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного; рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам; задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.

     2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как: усиление топливно-сырьевой направленности экономики; отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспособность продукции       большинства отечественных предприятий; свертывание производства в жизненно важных    отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении; снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок,  распад сложившихся научных коллективов и на  этой  основе  подрыв  научно-технического потенциала России; завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России  по многим видам товаров народного потребления; приобретение иностранными  фирмами российских  предприятий в целях вытеснения  отечественной продукции как с внешнего,  так и с внутреннего рынка; рост внешнего  долга  России  и  связанное  с  этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

     3. Возрастание неравномерности   социально-экономического развития  регионов.

     Важнейшими  факторами этой угрозы являются: объективно существующие  различия  в уровне  социально-экономического  развития регионов,  наличие депрессивных, кризисных и отсталых в  экономическом  отношении  районов  на  фоне структурных  сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением  доли обрабатывающих отраслей; нарушение  производственном - технологических  связей  между  предприятиями  отдельных регионов России; увеличение разрыва  в уровне производства национального  дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

     4. Криминализация   общества   и  хозяйственной  деятельности, вызванная в основном такими  факторами, как: рост безработицы,  поскольку значительная часть  преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника  дохода; сращивание части чиновников  государственных органов с организованной  преступностью,  возможность   доступа криминальных структур   к  управлению  определенной  частью  производства и их проникновения  в различные властные структуры;  ослабление системы  государственного  контроля,  что привело к расширению  деятельности  криминальных   структур   на   внутреннем  финансовом  рынке,   в   сфере   приватизации,  экспортно-импортных        операций и торговли. Основными  причинами, вызывающими возникновение   указанных угроз,  являются неустойчивость  финансового положения предприятий,  неблагоприятный   инвестиционный  климат,  охранение  инфляционных  процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией  в экономике.

       Предотвращение  или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства. 
 

      Вопрос  № 2. Инструментарий антикризисного управления в условиях катастрофической кризисной угрозы.

      Антикризисная программа:

      Главное отличие реструктуризации предприятий  от других способов преодоления неплатежеспособности и нерентабельности заключается  в том, что антикризисное управление преодолевающими убыточность компаниями реализуется посредством разработки и осуществления комплексных программ реструктуризации. Такое программно-целевое антикризисное управление обретает четко выраженное единство задач и способов достижения заданных ориентиров, увязку намеченных рубежей с предполагаемыми ресурсами.

      Важнейшая цель антикризисной программы - устойчивость работы предприятия, что проявляется  не только в достижении требуемых  показателей платежеспособности и доходности, но и в поддержании их уровня, предотвращающего повторный кризис.

      При разработке и реализации антикризисных  программ важно обращать внимание на повышение их эффективности, т.е. лучшее использование выделяемых ресурсов. Критерий эффективности - отношение приращения чистого дохода предприятия, получаемого за счет инвестирования программы, к объему инвестиций. Показателем эффективности может служить также срок окупаемости вложений.

      Поскольку научных и практических разработок антикризисных программ компаний недостаточно, приходится ориентироваться на общие положения методологии программно-целевого управления, методику формирования целевых федеральных программ, а также опыт реструктуризации промышленных предприятий. В то же время при определении структуры программы, включаемых в нее мероприятий, показателей, ресурсных источников и способов управления ее разработкой и реализацией необходимо иметь в виду специфику отрасли.

      Формированию  антикризисной программы должен предшествовать обстоятельный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его активов и пассивов, дебиторской и кредиторской задолженности, обеспеченности собственными средствами, существующих и возможных заказов, спроса и цен на продукцию и услуги. Это позволяет выявить причины кризисного состояния, наметить способы его преодоления.

      Анализ, дополняемый прогнозированием перспективы, помогает также определить структуру, объемы и источники ресурсов, необходимых для устранения убыточности. Чтобы получить более обширные данные о ресурсных потребностях программы и источниках их удовлетворения, требуется разработка мероприятий, ведущих к достижению поставленных целей.

      Традиционно в комплексных социально-экономических  программах на первом месте были мероприятия  в области производства, в настоящее  же время не менее важная роль принадлежит  сфере обращения. Имеются в виду необходимость воздействия на спрос, сбыт, повышение конкурентоспособности продукции, поиск новых сегментов рынка.

      Поэтому в антикризисных программах целесообразен  раздел по маркетингу, формируемый на основе изучения рынка, анализа динамики спроса и конъюнктуры в тех секторах рынка, где фирма способна предложить свой товар. Вместе с тем важны меры, касающиеся изменения объемов производства, ценообразования, повышения эффективности функционирования предприятия, развития рекламного дела, оказания сервисных услуг заказчикам и потребителям.

      Большое значение имеет преобразование форм управления компанией в процессе ее реструктуризации. Нередко это  выдвигается на первое место, исходя из того, что основная причина кризиса производства - несовершенство управления, неприспособленность его к рыночным условиям хозяйствования.

      Острой  проблемой является ресурсное обеспечение  программ, что вызвано дефицитом денежных средств у нерентабельных предприятий. Приходится привлекать источники инвестиций в виде банковских кредитов, средств заказчиков и других заинтересованных лиц, выручки от продажи неиспользуемого имущества, дебиторской задолженности, иностранных вложений, поступлений от продажи дополнительных выпусков акций за счет «разводнения» акционерного капитала компании.

      Рассмотрены только некоторые методологические подходы к преодолению спада производства, его неплатежеспособности и убыточности для практического же использования такого эффективного инструмента антикризисного управления, как программы реструктуризации и финансового оздоровление предприятий требуются научные исследования. В первую очередь необходимо; типовая методика формирования программ реструктуризации убыточных предприятий в различных отраслях экономики.

      Обобщение и осмысление специфических моделей  поведения предприятий в кризисных  условиях позволяет сформулировать следующие выводы:

    • попадание в кризисную фазу неизбежно заставляет руководителей применять антикризисные меры управления;
    • антикризисное поведение предприятий зачастую противоположно тем действиям, которые эффективны в условиях экономического роста или стабилизации экономики;
    • в промышленности стихийно формируются различные антикризисные модели деятельности предприятий. Необходимо их изучить, признать и сознательно использовать на практике.

      Эти меры подкреплены антикризисным  бизнес-планом, в котором предусмотрено увеличение выпуска конкурентоспособной продукции, отвечающей современным потребностям городского хозяйства; снижение издержек; реструктуризация производственных мощностей; привлечение дополнительных денежных средств от продажи и сдачи в аренду высвобождаемых объектов недвижимости и земельных участков.

      В ряде регионов страны по инициативе местных  органов власти объединяются кредитные  ресурсы, которые аккумулируются во внебюджетном фонде финансовой поддержки промышленности региона и выдаются предприятиям с компенсацией части процентной ставки за счет средств фонда. В числе мер, содействующих функционированию предприятий в условиях кризиса, они также добиваются:

    • реструктуризации задолженности предприятий перед бюджетом, внебюджетными фондами и системами энерго-, тепло- и водоснабжения;
    • выделения централизованных финансовых ресурсов на обслуживание и поддержку мобилизационных производств и объемов государственного резерва;
    • защиты отечественных товаропроизводителей от бесконтрольного ввоза импортных товаров путем введения квот и повышения таможенных пошлин на ввозимую из-за рубежа продукцию, аналогичную конкурентоспособной продукции российских товаропроизводителей;
    • введения дифференцированных тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом. Одни — на регулярные перевозки, обусловленные сложившейся технологией производства и потребления товаров; другие — на разовые перевозки грузов в связи с реализацией в основном инвестиционных процессов;
    • эффективной рекламной поддержки отечественных конкурентоспособных товаров.

Информация о работе Контрольная работа по "Антикризисное управление"