Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 10:38, контрольная работа
Задачи контрольной работы:
• Раскрыть сущность ликвидации предприятия, описать порядок осуществления процесса.
• Рассмотреть возможные причины несостоятельности предприятия.
Введение
Переход страны к рыночной экономике
обусловил появление в сферах
политики новых формирований и понятий.
А если учесть, что переход от одной формы
общественного развития и управления
государства к другой, даже более прогрессивной,
всегда болезнен и отличается нестабильностью,
прежде всего в экономике, где появляется
хаос становления новых организационных
форм и таких понятий, как рынок и борьба
за него, конкуренция, выживание в сфере
бизнеса, естественно появляется угроза
банкротства предприятий и вероятность
их ликвидации.
Проблема банкротств многих существующих предприятий различных отраслей хозяйства и сфер деятельности становится достаточно актуальной на данный момент времени. Сотни финансовых компаний, тысячи производственных и коммерческих фирм, особенно мелких и средних, уже прекратили свое существование. Многие же предприятия находятся на грани банкротства, и потому существует необходимость в антикризисном управлении.
Предметом контрольной работы является банкротство и ликвидация предприятия.
Объектом контрольной работы является освещение роли ликвидации предприятия в современной экономике
Задачи контрольной работы:
• Раскрыть сущность
ликвидации предприятия,
• Рассмотреть возможные
причины несостоятельности
1.Причины ликвидации
Причины ликвидации (прекращения деятельности) предприятий и организаций могут быть различными. Основными из них являются следующие:
Каждая из названных причин может быть достаточным основанием для принятия судебного решения о ликвидации должника: по его собственной инициативе, в частности к ним относятся:
• истечение
срока, на который создана
• достижение
цели, ради которой создана
• признание
судом недействительной
или по ходатайству распорядителя имущества, кредиторов, собрания или комитета кредиторов, к ним относятся:
• осуществление деятельности, запрещённой законом;
• осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
• осуществление
деятельности с иными
• признание
коммерческих организаций (
• уменьшение
стоимости чистых активов
Согласно Федеральному закону (ФЗ) о несостоятельности (банкротстве) от 8 января 1998 года (гл. I, ст. 2) это понятие трактуется следующим образом: «несостоятельность (банкротство) – признание арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требованиям кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей». Признак банкротства юридического лица (ст. 3, п. 2) сформулирован следующим образом: «Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или), обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента даты их исполнения». В этом случае восстанавливаются текущие платежи предприятия - должника, и оно в преддверии своего банкротства может обращаться в арбитражный суд.
Предприятие считается банкротом
после признания факта о
Рассматриваемый закон является комплексным актом, содержащим нормы материального и процессуального права, как для физических, так и юридических лиц, если таковые попадают в сферу его действий, и распространяется на предприятия всех форм собственности. Он устанавливает основания для признания должника банкротом, регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению банкротства, а также отношения между предприятием-должником и кредиторами при рассмотрении дел о банкротстве, определяет права, обязанности и ответственность всех лиц этого процесса и т.д. Закон не преследует цели обязательной ликвидации предприятия при наличии признаков банкротства. Если имеются возможности оздоровить (восстановить), деятельность предотвращения его ликвидации, предусматриваются специальные реорганизационные процедуры, в том числе назначение арбитражным судом внешнего управляющего имуществом должника. Реорганизационные процедуры принимаются арбитражным судом после обращения в суд, но до объявления должника несостоятельным (банкротом). В процесс производства по делу может быть достигнуто мировое соглашение сторон. Допускаются и внесудебные процедуры, когда должник может урегулировать свои отношения с кредиторами таким образом, что предприятие продолжит свою деятельность или же произойдет добровольная ликвидация под контролем кредиторов.
Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения предприятия-должника, указанному в учредительных документах. Обращение в арбитражный суд возможно, если требования к должнику в совокупности составляют сумму не менее 500 минимальных размеров оплаты труда. В деле о банкротстве участвуют: должник; арбитражный управляющий – лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства; конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам; участники собрания кредиторов с правом голоса; налоговые и иные уполномоченные органы по требованиям по обязательным платежам; прокурор; государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению; иные лица в случаях, предусмотренных ФЗ. Возбуждение производства в арбитражном суде по делу о несостоятельности (банкротстве) осуществляется на основании заявления должника или кредиторов, а также прокурора. Заявление должника подается на основании решении собственника предприятия-должника, или органа, уполномоченного управлять имуществом должника, или руководящего органа предприятия, который вправе принять такое решение, исходя из учредительных документов. К заявлению должника прилагаются обосновывающие его документы, прежде всего форма № 1 – бухгалтерский баланс. Если он в течение 15 дней после подачи заявления не представлен должником, его составление может быть поручено арбитражным судом независимому аудитору за счет средств должника. Заявление, поданное должником, не может быть отозвано. Подаче заявления должно предшествовать извещение должника о том, что если он в течение семи дней не выполнит свои просроченные обязательства, то кредитор обратиться в арбитражный суд о возбуждении дела о его несостоятельности. В отличие от заявления должника заявление кредитора может быть отозвано им до возбуждения производства по делу. Прокурор вправе обращаться в арбитражный суд в случае обнаружения им признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.
В заседании арбитражного суда участвуют:
В зависимости от обстоятельств дела арбитражный суд:
1. Принимает решение об отклонении заявления в тех случаях, когда в ходе судебного разбирательства выявлена фактическая состоятельность должника и требования кредиторов могут быть удовлетворены;
2. При выявлении признаков банкротства, но при наличии возможности восстановления через реорганизационные процедуры платежеспособности должника для продолжения его деятельности приостанавливает производство по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия и устанавливает внешнее управление имуществом должника или проведение санации. Ходатайство о применении реорганизационных процедур может быть подано должником; собственником имущества предприятия-должника; кредиторами. Арбитражный суд не вправе отказать в применении реорганизационных процедур при наличии основании для их проведения, но не может предлагать их по своей инициативе;
3. Признает предприятие банкротом с открытием конкурсного производства и его принудительной ликвидацией, если фактически подтверждены признаки несостоятельности и нет реальной возможности продолжения деятельности предприятия. Признание предприятие банкротом возможно при прекращении арбитражным судом реорганизационных процедур в связи с их бесперспективностью. В этом случае производство по делу возобновляется и выносится решение о признании предприятия банкротом.
Решения арбитражного суда могут быть обжалованы в вышестоящие судебные инстанции.
Предприятие-должник
Процесс осуществления ликвидационных процедур при банкротстве включает:
1. Оценку имущества предприятия-банкрота по балансовой стоимости. Такая оценка производится на основе полной инвентаризации имущества предприятия;
2. Оценку имущества предприятия-банкрота по рыночной стоимости. В этом случае имущество предприятия-банкрота подлежит реализации с целью удовлетворения требований кредиторов, оно должно быть предварительно оценено по минимальной рыночной стоимости;
3. Определение ликвидационной массы. Основу для формирования ликвидационной массы составляет все имущество предприятия-должника, оцененное по рыночной стоимости, за предусмотренным действующим законодательством изъятием;
4. Выбор наиболее эффективных форм продажи имущества. Решение об этом принимает ликвидационная комиссия по согласованию с собранием кредиторов. Этот выбор основывается на получении максимально возможной суммы средств от реализации имущества;
5. Обеспечение удовлетворения претензий кредиторов. Эта процедура наиболее сложная в процессе осуществления ликвидационных процедур при банкротстве. Источником обеспечения такого удовлетворения претензий являются средства, вырученные от продажи имущества должника. Сумма этих средств распределяется в определенной очередности. В первую очередь возмещаются расходы:
Затем выполняются обязательства перед:
Требования каждой последующей
очереди удовлетворяются после
полного удовлетворения требований
предыдущей очереди. В случае
недостаточности средств от продажи
имущества для полного удовлетворения
всех требований одной очереди,
претензии удовлетворяются пропорционально
причитающейся каждому