Мотивация и стимулирование труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 23:54, контрольная работа

Описание работы

Эти вопросы всегда встают перед руководителем, и он должен уметь повысить мотивацию своих сотрудников. В современных условиях мотивация персонала претерпела существенные изменения: преобладающее значение приобрели социально-экономические и социально-психологические методы управления персоналом, и руководство направлено на осуществление сотрудничества персонала и администрации для достижения намеченных целей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие мотивации труда. Формирование интереса
2. Подходы к изучению теорий мотивации
3. Потребности. Мотивы. Стимулы
4. Методы дополнительного материального поощрения персонала
5. Способы улучшения мотивации труда
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

управление чел ресурсами.мотивация и стимул труда.docx

— 46.61 Кб (Скачать файл)

Мотив - внутреннее побуждение, заставляющее человека делать что-либо или поступать определенным образом. Мотивационное ядро личности - совокупность мотивов, связанных и обусловленных смыслообразующим мотивом деятельности; внутренняя детерминанта поведения, определяющая его общую направленность.

Стимул - внешнее побуждение активности работника, эффект которого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, интересами, стремлениями и т.д. Стимулы становятся мотивами в том случае, когда они оказываются объективно значимыми и отвечают потребностям работника, т.е. стимул не тождествен мотиву, хотя в ряде случаев может превращаться в мотив.

Стимулы предлагаются человеку в качестве компенсации за его действия. Человек реагирует на многие стимулы, иногда не осознавая этого, т.е. бесконтрольно. Реакция на конкретные стимулы не одинакова у разных людей, поэтому стимулы должны разрабатываться с учетом действующих потребностей определенной личности.

Существуют монетарные и немонетарные стимулы, причем не все стимулы можно отнести однозначно к одной из этих двух категорий (например, повышение по службе само по себе не является монетарным стимулом, но оно тесно связано с повышением оклада, то есть с монетарным стимулом).

Монетарные стимулы представляют собой не только денежное вознаграждение, которое получает наемный работник за свой труд. Здесь существует еще очень много других важных возможностей.

1. Денежное вознаграждение - монетарная ответная услуга  фирмы за труд наемного работника. Денежное вознаграждение может  быть в виде повременной оплаты  труда (оплата осуществляется за  продолжительность рабочего времени; повременную оплату труда часто  называют также «окладом») или  сдельной оплаты труда (оплата  зависит от объема выполненной  работы).

2. Дополнительно  к денежному вознаграждению отдельные  или все сотрудники могут участвовать  в экономическом успехе предприятия (участие в прибылях предприятия). Для этого разработано много  различных форм, например акции  сотрудников предприятия или  опционы. Размер участия в прибылях  за определенны период зависит, как правило, от характеристик работника (например, продолжительности работы на предприятии) и от размера прибыли предприятия (например, дохода).

3. Важным принципом  предоставления социальных услуг  предприятием является социальная  справедливость. Кроме того, их предоставление  может способствовать улучшению  имиджа предприятия у потенциальных  работников или повышать его  привлекательность. С правовой точки  зрения при всём этом различают  законное регулирование (часто минимальные  услуги) и прочие соглашения.

4. Рационализаторство  на предприятии должно позволить  сотрудникам выполнять работы, выходящие  за рамки их деятельности. С  точки зрения предприятия рационализаторство  означает использование потенциала  сотрудников, особенно их ноу-хау, по совершенствованию эффективности  производства. Вознаграждение зависит  от объема выполненных работ, то есть от достигнутой экономической  выгоды для предприятия.

Немонетарные стимулы имеют различные формы (например, повышение по службе и признание) и основываются большей частью на социальных отношениях внутри предприятия. Они по-разному воспринимаются каждым сотрудником, и поэтому их трудно оценить с точки зрения предприятия. Чтобы сознательно и целенаправленно использовать немонетарные стимулы, руководство предприятия должно знать, воспринимаются ли они как таковые соответствующим сотрудником.

Основным способом, который используется для привлечения человека к активной деятельности, является вознаграждение.

Вознаграждения - это то, что человек считает для себя ценным.

Менеджер по персоналу имеет дело с двумя главными видами вознаграждения: внутренним и внешним.

Внутреннее вознаграждение (дает сама работа) - чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Общение, возникающее в процессе работы, также можно рассматривать как внутреннее вознаграждение. Наиболее простой способ его обеспечения - создание соответствующих условий работы и точная постановка задачи.

Внешнее вознаграждение (обусловлено не самой работой, оно дается организацией) - продвижение по службе; похвалы и признание, символы служебного статуса и престижа, заработная плата, а также дополнительные выплаты (дополнительный отпуск, оплата определенных расходов и страховки).

Характер и величина вознаграждения, получаемого сотрудниками от организации в качестве компенсации за свой труд, оказывают непосредственное влияние на способности организации привлекать, удерживать и мотивировать требуемый ей персонал.

Основное значение вознаграждения заключается в стимулировании производственного поведения сотрудников компании, направлении его на достижение стоящих перед ней стратегических задач, иными словами, в соединении материальных интересов работников со стратегическими задачами организации. Эта ключевая установка определяет цели системы вознаграждения.

1. Привлечение персонала  в организацию.

2. Сохранение сотрудников  в организации.

3. Стимулирование  производственного поведения.

4. Контроль за издержками на рабочую силу.

5. Эффективность  и простота.

6. Соответствие  требованиям законодательства.

Таким образом, основная цель вознаграждения - обеспечение реализации стратегических целей организации за счет привлечения, сохранения и стимулирования персонала.

4. Методы дополнительного  материального поощрения персонала

Кроме основных элементов оплаты труда персонала существует ряд форм и методов дополнительного материального поощрения персонала и стимулирования высоких показателей трудовой деятельности.

Переменная заработная плата (плата за результаты, за производительность) - система вознаграждения, при которой размер компенсации работнику не является постоянным, а изменяется в зависимости от результатов его работы, работы всего подразделения или организации в целом.

Существуют следующие показатели, по которым выплачивается премия: объем реализации (абсолютная величина, прирост по сравнению с предыдущим периодом, отклонение от плана), прибыль, величина издержек, рост курса акций компании, повышение качества.

Наиболее распространенными направлениями стимулирования работников с помощью премий являются:

- достижение высоких  количественных результатов работы (объема продукции или услуг, массы  прибыли, производительности труда, рентабельности);

- эффективное использование  оборудования (отсутствие его простоев, поломок, высокая производительность, своевременный и качественный  ремонт и т. п.);

- достижение высокого  качества продукции и работы (сокращение  числа рекламаций, потерь от брака  и переделок, повышение сортности, надежности, улучшение потребительских  свойств продукции);

- экономное расходование  ресурсов (материальных, трудовых, энергетических, финансовых), в том числе снижение  материалоемкости, трудоемкости, зарплатоемкости и энергоемкости продукции.

Практикой выработаны семь общих правил материального поощрения персонала, основанных на единстве материальных и моральных стимулов при доминировании материальных.

1. Системы материального  стимулирования должны быть просты  и понятны каждому работнику.

2. Системы должны  быть гибкими, дающими возможность  сразу же поощрять каждый положительный  результат работы;

3. Размеры поощрения  должны быть экономически и  психологически обоснованы (больше, но реже или чаще, но меньше).

4. Поощрение персонала  важно организовать по таким  показателям, которые воспринимаются  каждым как объективные.

5. Системы поощрений  должны формировать у работников  ощущение справедливости материальных  вознаграждений.

6. Системы поощрений  должны способствовать повышению  заинтересованности работников  в улучшении не только индивидуальной  работы, но и работы в «деловых  связках» с другими сотрудниками.

7. Работники должны  видеть четкую взаимосвязь между  результатами своей работы и  деятельностью фирмы (к чему могут  привести ошибки сотрудников  и к чему ведут успехи каждого  из них).

Заработная плата выполняет мотивационную функцию при наличии следующих условий: вызывает заинтересованность работника в ее получении, связана с результатами работы, и эта связь очевидна, работник в процессе работы не сталкивается с отрицательными факторами, мешающими работе.

Многочисленный западный и отечественный опыт свидетельствует о постоянном поиске новых возможных путей мотивации персонала. Одним из вариантов является так называемое дополнительное стимулирование, которое выражается в ряде социальных программ (мероприятии) или социальных выплат, прямо и косвенно увеличивающих заработную плату.

В целом современными принципами мотивации считаются: создание атмосферы взаимного доверия, обратная связь, сохранение занятости, предоставление новых возможностей для продвижения в должности, защита здоровья и обеспечение благоприятных условий труда, справедливое распределение доходов, возрастание премиальной части оплаты труда.

На практике все эти формы используются в зависимости от характера предприятия и специфики внутренних процессов в ней.

Комплексный подход к управлению мотивацией предполагает использование максимально полного набора средств воздействия на нее (Таблица 3).

Таблица 3 Средства воздействия на мотивацию

 

Средства воздействия на мотивацию

Основные составляющие

 

Организация работ

Разнообразие навыков, требуемых для выполнения работы. Законченность выполняемых заданий. Значимость и ответственность работы. Предоставление самостоятельности работнику. Требования к качеству работы

 

Материальное стимулирование

Конкурентоспособность оплаты труда. Соотношение постоянной и переменной части зарплаты. Связь оплаты труда и рабочих результатов. Возможность дифференцировать оплату в рамках одной профессиональной группы или должностной категории

 

Моральное стимулирование

Широкий набор нематериальных стимулов, используемых руководством предприятия (устная благодарность, почетная грамота, фотография на Доске почета и др.). Мотивирующий потенциал этого средства падает при формальном подходе

 

Индивидуальный подход к работнику

Оценка руководителем индивидуальных особенностей данного работника и выбор таких подходов, которые в наибольшей степени соответствуют особенностям его личности и характера, особенностям его мотивации

 

Постановка целей

Постановка перед работником четких целей и задач, которые должны быть решены за определенное время. Конкретность, привлекательность и реализуемость ключевые требования к мотивирующим целям

 

Оценка и контроль

Формы контроля за работой персонала, осуществляемые непосредственным руководителем. Оценка его рабочих результатов и рабочего поведения

 

Информирование

Своевременность и полнота информации, необходимой для выполнения работ

 

Корпоративная культура

Ценности и приоритеты, реализуемые в организации. Традиции и правила, определяющие элементы корпоративной культуры

 

Особенности управления

Качество управления, стиль управления и соответствие стиля управления сложностям задач и основным характеристикам персонала (уровень квалификации, возраст, степень самостоятельности и др.)

 
     

Для мотивации нет одинаковых способов, применимых для всех людей, живущих в разных странах, так как все человеческие индивидуумы слишком разные, отличаются друг от друга воспитанием, культурой, менталитетом.

Среди всех мотивационных методов деньги в качестве зарплаты или других форм вознаграждения являются очевидной формой награды. Но мотивация не есть только процесс раздачи наград. Подчинённым требуется знать, что их ожидает в случае некомпетентного или недобросовестного выполнения своих служебных обязанностей, какие взыскания могут быть на них наложены за то или иное нарушение. Метод взысканий, если он наложен справедливо и не является неожиданностью для сотрудников, мотивирует их к улучшению своей работы.

Но на рабочую мотивацию влияют и другие факторы. Каждый профессионал надёжно соотносит весомость своего вклада в выполнение работы (времени, энергии, опыта и квалификации) с величиной получаемого вознаграждения. Причём последнее включает в себя не только прямые выплаты, но и целый ряд других моментов, например, возможность профессионального и должностного роста, публичное признание коллег и руководства.

Для повышения эффективности и результатов работы организации в качестве метода мотивации целесообразно использовать систему оценки и аттестации сотрудников всех подразделении.

Аттестация кадров - это проверка, определение соответствия деловой квалификации, уровня знаний и навыков работника, иных его значимых качеств занимаемой должности[5, с.83]. Она направлена на улучшение качественного состава персонала и эффективное его использование, рост служебной и трудовой активности, предприимчивости, повышение ответственности работников всех уровней за полученное дело.

5. Способы улучшения  мотивации труда

Рассмотрим способы улучшения мотивации труда. Они объединяются в следующие относительно самостоятельные направления: материальное стимулирование совершенствование организации труда, вовлечение персонала в процесс управления, не денежное стимулирование.

Первое направление отражает роль мотивационного механизма оплаты труда в системе повышения производительности труда. Оно включает в себя совершенствование системы заработной платы, предоставление возможности персоналу участвовать в собственности и прибыли предприятия. Одностороннее воздействие на работника лишь денежными методами не может привести к долговечному подъёму производительности труда, так как только это не может способствовать поддержанию трудовой активности на должном уровне. Применение этого метода может быть полезным лишь на ограниченный срок. В конечном итоге у персонала происходит определённое насыщение или привыкание к этому виду воздействия.

Информация о работе Мотивация и стимулирование труда