Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 13:24, реферат
Цель работы – изучение понятия и видов льготы в налоговом праве. Задачи: - определить понятие льготы в системе налогового права; - охарактеризовать подходы к классификации налоговых льгот в правовой литературе. Сущность, функции и роль налоговых льгот относятся к числу недостаточно изученных и дискуссионных вопросов в налоговой теории. Исследованию теоретических аспектов налоговых льгот посвящены работы таких авторов, как B.C. Бард, СВ. Барулин, Н.Г. Вишневская, И.В. Горский, В.Г. Пансков, С. Никитин, И. Николаев, Л.П.Павлова, Н.И. Сидорова, СВ. Бадьина, И.П. Мерзляков и другие. Нет единого мнения относительно сущности налоговых льгот.
Введение………………………………………………………………………………..
1. Понятие и функции налоговой льготы ………………………………...................
2. Виды и классификация налоговых льгот………………………………………...........
3. Влияние налоговых льгот на принятие управленческих решений………………. Заключение…………………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………………….
Содержание:
Стр.
Введение…………………………………………………………
Введение
Актуальность исследования
понятия льготы в налоговом праве
и видов налоговых льгот
1. Понятие и функции налоговой льготы
Льгота, по определению А.В.
Малько, выражается в предоставлении
каких-либо преимуществ, или частичном
освобождении от выполнения обязанностей,
или облегчении условий их выполнения,
стимулируя тем самым конкретное
поведение лиц. Он характеризует
присущие правовым льготам признаки:
- во-первых, они сопровождаются более
полным удовлетворением интересов субъектов,
облегчением условий их жизнедеятельности,
что обязательно должно осуществляться
в рамках общественных интересов; - во-вторых,
правовые льготы представляют собой исключения
из общих правил, отклонения от единых
требований нормативного характера, выступают
способом юридической дифференциации;
- в-третьих, правовые льготы выступают
правомерными исключениями, законными
изъятиями, установленными компетентными
органами в нормативных актах. Правовая
льгота – это юридическое средство, с
помощью которого создается режим благоприятствования
для удовлетворения интересов и потребностей
субъектов, имеющих для последних компенсационное
либо стимулирующее значение.
Налоговые льготы - предмет
острых дискуссий. С одной стороны,
налоговые льготы являются рыночным
методом регулирования
2 Виды и классификация налоговых льгот
Исследуя
налоговые льготы, невозможно обойти
стороной их классификацию. По мнению
С.В. Барулина и А.В. Макрушина, все
налоговые льготы можно разделить
на три основные группы: - налоговые освобождения; - налоговые
скидки; - налоговые кредиты. В основе такой
общей классификации лежат различия в
методах льготирования в результате их
влияния на изменение какого-либо конкретного
элемента структуры налога (объект, субъект,
ставка, налоговая база, окладная сумма
налога). Кроме того, все налоговые льготы
можно классифицировать по ряду признаков
на следующие группы: 1) личные и для юридических
лиц; 2) общие для всех налогоплательщиков
льготы и специальные (частные) налоговые
льготы для отдельных категорий плательщиков; 3)
безусловные и условные налоговые льготы; 4)
общеэкономические и социальные налоговые
льготы. В первую группу льгот входят налоговая
амнистия, налоговые льготы, налоговые
изъятия, налоговые каникулы, понижение
налоговых ставок. Налоговая амнистия
- это освобождение лица, совершившего
налоговое правонарушение, от соответствующих
штрафных санкций за эти нарушения. В настоящее
время действует ряд нормативно-правовых
актов, в той или иной степени касающихся
налоговой амнистии, в том числе и Налоговый
кодекс Российской Федерации. В частности,
ст.81 НК РФ содержит условия освобождения
налогоплательщика от налоговой ответственности
за совершение налоговых правонарушений
при обнаружении им ошибок, приводящих
к занижению суммы налога, подлежащей
уплате. Статьей 59 НК РФ предусматривается
возможность списания безнадежных долгов
по налогам и сборам по причинам экономического,
социального или юридического характера.
Способы налоговой амнистии определяются
целями ее проведения. Налоговые льготы
- это предусмотренные действующими правовыми
актами возможности полного или частичного
освобождения от того или иного налога. Налоговые
льготы могут косвенно воздействовать
на социально-экономические процессы
- поощрение определенных видов деятельности,
регулирование внутрихозяйственного
распределения прибыли (прежде всего в
целях стимулирования ее производительного
использования), оказание поддержки определенным
социальным группам и т.д. Поэтому можно
говорить о льготах как об одном из элементов
налогового режима, определяющего возникновение
и исполнение налоговой обязанности. Налоговые
изъятия представляют собой выведение
из под налогообложения отдельных элементов
объекта налога. Налоговые каникулы - это
полное освобождение от налогообложения
на определенный период времени. Понижение
налоговых ставок предполагает частичное
или полное освобождение от уплаты налога,
исчисленного по полной ставке, путем
применения льготных размеров ставки. Наиболее
сложным элементом в системе налоговых
льгот - это налоговый кредит. Статьей
65 НК РФ определяются порядок и условия
предоставления налогового кредита, а
также сроки и наличие оснований. Основания
предоставления налогового кредита предусмотрены
нормами ст.64 (пп.1 - 3 п.2). Однако налоговый
кредит в Налоговом кодексе РФ вообще
оторван от налоговых льгот и односторонне
определяется как изменение срока исполнения
налогового обязательства на период от
трех месяцев до одного года с поэтапной
уплатой налогоплательщиком суммы кредита,
а отсрочка (рассрочка) налогового платежа
отрывается от общего понятия налогового
кредита. Инвестиционный налоговый кредит
является наиболее перспективной формой
налогового регулирования. Это самостоятельный
вид целевого налогового кредита, связанный
исключительно со стимулированием инвестиционной
и инновационной деятельности предприятий.
Понятие, порядок и условия предоставления
инвестиционного налогового кредита регламентируются
ст.ст.66 и 67 НК РФ. Инвестиционный налоговый
кредит представляет собой такое изменение
срока уплаты налога, при котором организации
при наличии оснований предоставляется
возможность в течение определенного
срока и в определенных пределах уменьшать
свои платежи по налогу с последующей
поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных
процентов. Налоговым кодексом Российской
Федерации введено новое понятие «специальные
налоговые режимы» (ст.18 НК РФ). Специальным
налоговым режимом признается особый
порядок исчисления и уплаты налогов и
сборов в течение определенного периода
времени, применяемый в случаях и порядке,
установленных законодательством о налогах
и сборах. К специальным налоговым режимам
относятся: - упрощенная система налогообложения
субъектов малого предпринимательства,
- система налогообложения в свободных
экономических зонах, - система налогообложения
в закрытых административно-
3. Влияние налоговых льгот на принятие управленческих решений.
В налоговом законодательстве налоговая льгота определяется следующим образом. В соответствии с п. 1 ст. 56 "Установление и использование льгот по налогам и сборам" части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Каков общий порядок установления налоговых льгот? Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога (п. 1 ст. 17 "Общие условия установления налогов и сборов" Кодекса). В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (п. 2 ст. 17 Кодекса). Таким образом, при установлении отдельных налогов налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком могут не предусматриваться. Подпунктом 3 п. 1 ст. 21 "Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)" установлено, что налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. В соответствии с п. 1 ст. 12 "Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов" Кодекса в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 7 указанной статьи (п. 2 ст. 12 Кодекса). Пунктом 3 ст. 12 Кодекса установлено, что региональными налогами признаются налоги, которые установлены Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 7 указанной статьи. Пунктом 7 ст. 12 Кодекса предусмотрено, что Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в ст. 13 - 15 Кодекса. Согласно ст. 13 "Федеральные налоги и сборы" Кодекса к федеральным налогам и сборам относятся: - налог на добавленную стоимость; - акцизы; - налог на доходы физических лиц; - единый социальный налог; - налог на прибыль организаций; - налог на добычу полезных ископаемых; - налог на наследование или дарение; - водный налог; - сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; - государственная пошлина. Статьей 14 "Региональные налоги" установлено, что к региональным налогам относятся: - налог на имущество организаций; - налог на игорный бизнес; - транспортный налог. В свою очередь, ст. 15 "Местные налоги" установлено, что к местным налогам относятся: - земельный налог; - налог на имущество физических лиц. Согласно п. 3 ст. 12 Кодекса региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено п. 7 указанной статьи. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах. Так какие же налоговые льготы по налогу на прибыль организаций предоставлены налогоплательщикам в настоящее время? В соответствии с п. 14 ст. 1 Федерального закона от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации дополняется гл. 25 "Налог на прибыль организаций". После вступления в силу гл. 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Кодекса (с 1 января 2005 г.) продолжают применяться (не утратили силу) некоторые налоговые льготы по налогу на прибыль, введенные в действие ранее (в первую очередь Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций"). В этой связи возникает следующий вопрос: предоставлены ли налогоплательщикам какие-либо налоговые льготы по налогу на прибыль организаций в соответствии с актами законодательства о налогах, вступившими в силу после 1 января 2005 г.? Согласно ст. 2.1 названного Федерального закона налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в следующих порядке и размере: в 2004 - 2005 гг. - 0%; в 2006 - 2008 гг. - 6%; в 2009 - 2011 гг. - 12%; в 2012 - 2014 гг. - 18%; начиная с 2015 г. - в соответствии с п. 1 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации. Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке, установленной в 2006 - 2008 гг., зачисляется: в размере 1% налоговой ставки - в федеральный бюджет; в размере 5% налоговой ставки - в бюджеты субъектов Российской Федерации. Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке, установленной в 2009 - 2011 гг., зачисляется: в размере 2% налоговой ставки - в федеральный бюджет; в размере 10% налоговой ставки - в бюджеты субъектов Российской Федерации. Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке, установленной в 2012 - 2014 гг., зачисляется: в размере 3% налоговой ставки - в федеральный бюджет; в размере 15% налоговой ставки - в бюджеты субъектов Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации предусмотренная указанной статьей налоговая ставка может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. Распределение сумм налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, устанавливается в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. В связи с вышеизложенным, а также учитывая, что ст. 2.1 названного Федерального закона отдельной категории налогоплательщиков (сельскохозяйственным товаропроизводителям, не перешедшим на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, т.е. единый сельскохозяйственный налог) предоставлено по законодательству о налогах (названным Федеральным законом) преимущество по сравнению с другими налогоплательщиками (уплата налога на прибыль по меньшей ставке), следует признать, что ст. 2.1 названного Федерального закона введена льгота по налогу на прибыль. Это означает, что указанная льгота введена Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 147-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", т.е. уже после вступления в силу Федерального закона от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ. Какие еще положения части первой Кодекса связаны с общим порядком установления налоговых льгот? В соответствии со ст. 52 "Порядок исчисления налога" Кодекса налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер (п. 1 ст. 56 Кодекса). Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Кодексом (п. 2 ст. 56 Кодекса). Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются Кодексом. Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах. Неправомерное применение указанной льготы приводит к занижению соответствующей налоговой базы.
В связи с этим речь может идти об ответственности, предусмотренной не п. 1 и 2, а п. 3 ст. 120 Кодекса. Согласно п. 1 ст. 122 "Неуплата или неполная уплата сумм налога" Кодекса неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Занижение налоговой базы происходит, в частности, при неправомерном применении налоговых льгот. Если же занижение налоговой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату сумм налога, произошло по иным основаниям, налогоплательщик должен нести ответственность в соответствии со ст. 122 Кодекса А.А. Авдеев "О порядке применения налоговых льгот (на примере налоговых льгот по налогу на прибыль организаций)". "Налоги", М., 2006, N 25.
Заключение
В результате проведенного
исследования понятия и видов
налоговых льгот можно сделать
следующие выводы.