Основные проблемы управления персоналом кризисного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:41, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение методов и принципов регулирования социально-трудовых отношений на предприятии в условиях кризиса.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. Изучить методы и принципы регулирования социально-трудовых отношений на предприятии в условиях кризиса.
Теоретической и методологической основой реферата послужили труды отечественных и зарубежных учёных в области менеджмента.

Содержание работы

Введение 3
1. Основные проблемы управления персоналом кризисного предприятия 5
2. Регулирование трудовых отношений в процессах антикризисного управления 6
3. Принципы, задачи и методы управления человеческим потенциалом кризисного предприятия 8
Заключение 12
Список использованной литературы 14

Файлы: 1 файл

антикризисное.docx

— 39.75 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

1. Основные проблемы управления  персоналом кризисного предприятия 5

2. Регулирование трудовых  отношений в процессах антикризисного  управления 6

3. Принципы, задачи и методы  управления человеческим потенциалом  кризисного предприятия 8

Заключение 12

Список использованной литературы 14

 

 

Введение

 

Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления заключается в реформировании российской экономики и постепенном вхождении России в зону кризисного развития. Не многие ожидали, что результатом реформ станет кризис, но многие сегодня понимают, что из кризиса экономику способен вывести только новый тип управления. Такое управление и получило название «антикризисного». Но название названием, а суть его вызывает большие дискуссии. Кризис, каким бы глубоким он ни был, все-таки когда-нибудь пройдет.

Объективно кризис характеризуется  множеством взаимосвязанных ситуаций, повышающих сложность и риск управления. При этом возможны отдаление кризиса и его профилактика, стабилизация кризиса, перерастание одного в другой, выход из кризиса, который не исключает его как из настоящего, так и из будущего. Не только экономика, но и природа функционирует циклично, и не только процесс развития экономики рождает кризисные ситуации.

Однако наступление кризиса  определяется не тем, какими понятиями  мы оперируем, а реальными тенденциями  развития производства и экономики  в целом, потребностями их периодической  реконструкции. А глубина и характер кризиса зависят от управления, т. е. возможностей при решении проблем  предвидеть и смягчать кризисы, использовать их во благо развития.

Элементарная задача фирмы, попавшей в кризисную ситуацию, - снизить расходы. В докризисной  ситуации на большинстве предприятий  наблюдалась избыточность персонала. В условиях кризиса сокращение его  численности становится острой необходимостью. Нужен взвешенный, рациональный подход при увольнении персонала, отказе от выплаты доплат и надбавок, сокращении социальных льгот (бесплатные обеды, медицинское  обслуживание и т.п.). Прямолинейные  действия нередко приводят к плачевным  результатам. Персонал меньшей численности  не в состоянии справиться с резко  увеличившимся объемом работ. Снижается  заинтересованность в качественном выполнении функций, если перестают  платить прежние надбавки, а сокращение социальных льгот уменьшает “преданность”  фирме. Происходят снижение мотивации  персонала и связанное с этим ухудшение качества труда. И не интересы фирмы, а поиск другой работы становится главным для работника.

В связи с вышеизложенным выбранное направление работы является чрезвычайно актуальным.

Объект работы – социально-трудовые отношения.

Предмет работы – методы и принципы регулирования отношений на предприятии в условиях кризиса.

Целью работы является изучение методов и принципов регулирования социально-трудовых отношений на предприятии в условиях кризиса.

Для достижения поставленной цели в работе решались следующие  задачи:

1. Изучить методы и принципы регулирования социально-трудовых отношений на предприятии в условиях кризиса.

Теоретической и методологической основой реферата послужили труды отечественных и зарубежных учёных в области менеджмента.

 

  1. Основные проблемы управления персоналом кризисного предприятия

 

С точки зрения человеческого  фактора для ситуации кризиса  характерно возникновение, как минимум, двух проблем: рассогласование между  профессиональным инструментарием, которым  владеет персонал организации, и  требуемым для новой ситуации, неадекватность норм и правил внутриорганизационной  жизни (собственно корпоративной или  организационной культуры) новым  условиям.

Таким образом, можно предположить, что с точки зрения ситуация кризиса  человеческой составляющей детерминируется  из вне необходимостью смены типа профессиональной деятельности, а изнутри — организационной культуры.

Так, переход от стадии формирования организации к ее интенсивному росту, как правило, сопровождается первой кризисной ситуацией. Назовем ее кризисом роста.

Следующая кризисная ситуация ожидает организацию, переходящую  от стадии интенсивного роста к стадии стабилизации. Назовем ее кризисом зрелости.

Следующий кризис ожидает  организацию при переходе со стадии стабилизации на стадию спада. Именно этот кризис можно считать собственно кризисом. Для выживания организации, оказавшейся на стадии спада, необходимы совершенно особые специалисты, способные  объединить в себе навыки разработчиков, продавцов и технологов.

  1. Регулирование трудовых отношений в процессах антикризисного управления

 

Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, принятому 21 декабря 2001 года (в редакции декабря 2006 и апреля 2007), трудовые отношения – это отношения, в основе которых лежит соглашение между работодателем и работником о личном выполнении работником за определенную плату трудовой функции. Кроме того, здесь предусматривается подчинение работника внутренним правилам при предоставлении работодателем условий труда, рассмотренных трудовым законодательством, соглашениями, различными видами договоров.

Трудовые отношения возникают  между работником и работодателем  на основании трудового договора, который заключается ими в  соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2010 № 197-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ), согласно которому трудовые отношения возникают по следующим основаниям:

1) избрания (выборов) на должность. Возникают в случае, если избрание (выборы) по своей сути представляет собой исполнение работником определенной трудовой функции;

2) избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности. Трудовые отношения возникают, если законом, нормативным актом или уставом организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности;

3) назначения на должность или утверждения в данной должности;

4) направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты;

5) судебного решения о заключении трудового договора.

В настоящее время существует три основных вида договоров.

1. Индивидуальный трудовой договор – правовой акт, заключающийся между работником и его работодателем, который предполагает обязательства работника по выполнению трудовой функции, а работодателя – по предоставлению условий труда.

2. Коллективный договор – правовой акт, который регулирует социально-трудовые отношения между работниками предприятия и работодателем.

3. Соглашение – правовой акт, который регулирует социально-трудовые отношения и заключается на уровне Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. Законодательством предусмотрена разновидность соглашений в зависимости от уровня регулируемых отношений.

 

3. Принципы, задачи и методы управления человеческим потенциалом кризисного предприятия

 

Для сохранения конкурентоспособности  предприятия в условиях трансформирующейся экономики необходимо, наряду с управлением  технологией производства, эффективно управлять имеющимися кадрами, а  также в случае необходимости  получать соответствующее число  работников с надлежащим уровнем  квалификации.

Одной из основных предпосылок  к конкурентоспособности предприятия  в условиях трансформирующейся экономики  являются прогрессивные методы управления человеческим потенциалом. Исходя из этого следует пересмотреть существующие и разработать новые модели развития и использования человеческих ресурсов, которые были бы адекватны состоянию регрессивного развития современной экономики и гармонично вписывались в систему моделей механизма стратегического управления.

Под кризисным предприятием понимается производственная система, находящаяся в предбанкротном состоянии и требующая внедрения комплекса мер и инструментариев, направленных на решение совокупности проблем по выводу данной производственной системы из кризиса. В процессе управления персоналом предприятия решаются задачи анализа, диагностики, прогноза, выработки управляющих воздействий, которые по ряду характеристик следует отнести к классу слабоформализованных задач. Это и обуславливает применение методов экономико-математического моделирования в процессе управления персоналом предприятия.

Менеджер, работающий с производственными  подразделениями над установлением  целей и ожидаемых результатов, должен предоставлять исходную информацию и поддерживать обратную связь, осуществлять инструктирование и обучение, анализировать  результаты и производить стимулирование. Процесс управления трудовой деятельностью  является элементом общей стратегии  предприятия и необходим для  того, чтобы упорядочить процедуру  выполнения производственных функций  каждым работником, объединить в единое целое вопросы стратегического  управления и оперативной работы на уровне конкретного исполнителя. Эти цели вытекают из стратегического  плана предприятия. Иными словами  система управления персоналом направлена на установление связи между стратегиями, индивидуальными целями и критериями эффективности труда на всех уровнях  иерархии производства.

Соответствие стратегии  управления персоналом глобальной стратегии  развития предприятия — важнейший  аспект менеджмента персонала в  рамках антикризисного управления предприятием. Наступательная или же оборонительная тактика управления предприятием в  рамках антикризисной программы  выдвигает определенные требования к характеристикам персонала  и предполагает выделение особенностей следующих управленческих воздействий: отбор и расстановка кадров, вознаграждения и поощрения, оценка, развитие и обучение, перемещения и продвижения.

Принципы управления персоналом в рамках антикризисного менеджмента  отражаются в следующих положениях:

  1. Приведение в соответствие профессионально-качественного уровня персонала инновационным процессам предприятия.
  2. Управление производительностью труда персонала.
  3. Инновационная деятельность, подразумевающая интенсивную реализацию качественно новых подходов к технологиям, производству, продукции является одним из эффективных путей выхода из кризиса. Совершенствование управления персоналом также следует отнести к инновационным процессам. В свою очередь персонал, в частности управленческое звено, является одним из источников новшеств. Каждое инновационное мероприятие следует рассматривать в аспекте его соответствия качественному уровню подготовленности персонала.

 Управление производительностью труда персонала эффективно через воздействие на множество факторов, влияющих на производительность труда работников предприятия. Рассмотрим данное положение в рамках предметной области менеджмента персонала предприятия [1] в условиях антикризисного управления.

Процесс набора нового персонала  на предприятие влечет за собой решение  комплекса следующих задач :

— задачи анализа потребности  в кадрах;

— задачи определение требований к персоналу;

— задачи определение основных источников поступления кандидатов;

— задачи разработки и выбора методик набора кадров;

— задачи введения в должность (врабатываемости).

Задачи обладают следующими характеристиками:

  • Задачи анализа потребности в кадрах включают общий анализ и согласование настоящих и будущих требований внутреннего рынка труда предприятия, определение проблем найма и отбора кадров. Их решение заключается в: выявлении областей нехватки персонала, создании базы для планирования набора кадров; разработке штатных расписаний, трудовых планов; анализе запросов о замещении или дополнительном наборе кадров; анализе внутреннего кадрового потенциала; анализе причин текучести кадров.
  • Задачи определения требований к персоналу предназначены для выявления соответствия профессионально-квалификационных характеристик работников требованиям вакансий, путем анализа фронта работы и подготовки описания этой работы.
  • Задачи определения основных источников поступления кандидатов включают детальный анализ методов проведения рекламной кампании вакантных мест, способов использования консультантов по найму и отбору кадров, методов набора кадров из учебных заведений.
  • Задачи разработки и выбора методик набора кадров предполагают формирование процедур оценки кандидатов, их тестирования, выявления профессионально-квалификационных характеристик. Целью данного комплекса задач является повышение эффективности и ужесточение избирательности процесса найма новых работников, определение их личностных спецификаций и компетентности.
  • Задачи введения в должность (врабатываемости) окончательный этап обеспечения того, чтобы новые работники органично вписались в конкретный трудовой коллектив и организацию в целом.

Практическое применение предложенного инструментария позволит эффективно управлять трудовым потенциалом  предприятия в рамках стратегического  антикризисного менеджмента.

Информация о работе Основные проблемы управления персоналом кризисного предприятия