Особенности банкротства отдельных субъектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 23:44, контрольная работа

Описание работы

Банкротство является кризисным состоянием и его преодоление требует специальных методов финансового управления. Рыночная экономика выработала обширную систему финансовых методов диагностики банкротства и выработала методику принятия управленческих решений в условиях угрозы банкротства. Эта методика предназначена не только для ситуаций, когда кризис очевиден и необходимо принимать неотложные меры по стабилизации, а для всех предприятий, работающих в рыночных условиях, поскольку ее специфика позволяет выявить на ранней стадии и устранить негативные факторы развития предприятия.

Содержание работы

Введение

Глава I. Сущность банкротства. Государственное регулирование банкротства.
Понятие несостоятельности (банкротства)
Процедуры банкротства
Государственные меры по предупреждению банкротства.
Государственное регулирование в процессе банкротства.

Глава II. Особенности банкротства отдельных субъектов.
2.1 Банкротство отдельных видов юридических лиц
2.2 Банкротство градообразующих предприятий
2.3 Банкротство стратегических предприятий и организаций
2.4 Банкротство субъектов естественных монополий
2.5 Банкротство финансовых организаций

Заключение

Файлы: 1 файл

kursovaya._bankrotstvo.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

     Продажа предприятия градообразующей организации может быть осуществлена в ходе внешнего управления (если это предусмотрено планом) или конкурсного производства. Орган местного самоуправления, либо привлеченный к участию в деле о банкротстве федеральный орган исполнительной власти или исполнительная власть РФ вправе ходатайствовать о включении в договор купли-продажи в качестве его существенного условия обязанности покупателя сохранить рабочие места не менее, чем для 50% работников продаваемого предприятия на срок, не превышающий трех лет с момента заключения договора купли-продажи имущественного комплекса.

     Договор купли-продажи в случае неисполнения таких условий покупателем в целях защиты социально-экономических интересов определенного населенного пункта или региона в целом подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления органа местного самоуправления, или федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Федерации, т.е. органов, по ходатайству которых проводился конкурс. В этом случае покупателю предприятия градообразующей организации за счет средств соответствующего бюджета возвращаются не только затраченные на покупку предприятия средства, но и осуществленные в этот период инвестиции, а предприятие градообразующей организации передается муниципальному образованию по месту нахождения этого предприятия. Иные условия продажи предприятия градообразующей организации, которые, по мнению соответствующего органа, должны быть обязательными для покупателя, могут попасть в договор лишь на основании решения собрания кредиторов.

     При отсутствии ходатайства органа местного самоуправления или привлеченного к делу о банкротстве органа исполнительной власти о продаже предприятия по конкурсу, либо в случае, когда конкурс был проведен, но предприятие не было продано на указанных условиях, имущественный комплекс градообразующей организации подлежит продаже по общим правилам, предусмотренным Законом о банкротстве (ст. ст. 110, 111, 139). При продаже имущества градообразующей организации, признанной банкротом, конкурсный управляющий должен выставить на продажу на первых торгах предприятие как единый имущественный комплекс на условиях, описанных выше. Только в том случае, если попытка продажи предприятия градообразующей организации окажется неудачной, конкурсный управляющий может приступить к продаже имущества должника по частям. При этом продажа имущества градообразующей организации осуществляется управляющим в порядке, предусмотренном для продажи части имущества должника в процедуре внешнего управления, рассмотренной ранее.

 

 

 

Банкротство стратегических предприятий и организаций

 

    Федеральным законом от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под стратегическими предприятиями и организациями подразумеваются:

     - федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

     - организации оборонно-промышленного комплекса - производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

     Перечень стратегических предприятий и организаций, в том числе организаций оборонно-промышленного комплекса, к которым применяются предусмотренные настоящим параграфом правила, утверждается Правительством Российской Федерации и подлежит обязательному опубликованию.

     Стратегические предприятия и организации считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

     Для возбуждения дела о банкротстве стратегических предприятий или организаций принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем пятьсот тысяч рублей.

     Закон о банкротстве устанавливает для стратегических предприятий и организаций общий критерий несостоятельности, как и ко всем остальным должникам: критерий неплатежеспособности.

     Особенность установлена законом лишь в отношении внешних признаков банкротства стратегических предприятий и организаций – для возбуждения дела о банкротстве таких должников достаточно иметь сумму долга в 500 000 рублей, уплата которого просрочена на 6 месяцев.

 

 

 

 

 

Банкротство субъектов  естественных монополий

 

     Согласно п.1 ст.197 Закона под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.

     Как закреплено в ст.3 Федерального Закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» (с изменениями от 8 августа, 30 декабря 2001 г., 10 января, 26 марта 2003 г.) естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

     Таким образом, субъекты естественных монополий действуют в сферах, где отсутствует конкуренция, и оперативно заменить их другими товаропроизводителями невозможно по объективным причинам. Применение к субъектам естественных монополий общих правил о банкротстве юридических лиц могло бы влечь их устранение с товарного рынка как хозяйствующих субъектов, что, несомненно, влекло бы непредсказуемые последствия для экономики, обороны и социальной сферы страны.

     Важно подчеркнуть, что параграф 6 главы IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» вступает в силу с 1 января 2005 года. До указанной даты в сфере регулирования особенностей банкротства субъектов естественных монополий продолжает действовать, в частности, Федеральный Закон «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», который утратит силу одновременно с введением в действие ст. 197-201 Закона.

     Организации могут считаться субъектами естественных монополий после включения в соответствующие Реестры (базы данных, содержащие информацию о юридических лицах, занятых производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в условиях естественной монополии в определенной сфере). Например, в соответствии с Положением о Реестрах субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе и на транспорте, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, утвержденным постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 26.11.2002 г. №81 в соответствующие Реестры включаются хозяйствующие субъекты (независимо от организационно-правовой формы и форм собственности), осуществляющие деятельность в следующих сферах: услуги по передаче электрической и тепловой энергии; транспортировка газа по трубопроводам; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов.

     Выделим основные особенности банкротства субъектов естественных монополий:

     1) субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение 6 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (п.2 ст.197);

     2) размер требований к субъектам естественных монополий, при которых может быть возбуждено дело о банкротстве в совокупности составляет не менее чем 500 000 рублей (п.3 ст.197);

     3) Лицом, участвующим в деле о банкротстве должника - субъекта естественной монополии, наряду с лицами, определенными Законом, признается федеральный орган исполнительный власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии (ст.198 Закона).

     Статус рассматриваемых объектов определяется во многом тем, что они обязаны осуществлять свою деятельность, исходя из определенных тарифов на товары (работы, услуги). Эти тарифы устанавливаются ненормативными актами органов государственной власти. Соответственно, изменение тарифов может негативно сказаться на неплатежеспособности монополиста.

     Если естественный монополист считает, что тарифы были изменены необоснованно, он может обратиться в суд с иском в соответствии с ч.5 ст.12 и ст.13 ГК РФ о признании недействительным акта государственного органа как несоответствующего закону, иным правовым актам и нарушающего права и охраняемые законом интересы субъекта.

     Наличие принятого судом искового заявления монополиста о признании недействительным акта государственного органа является основанием для приостановления рассмотрения дела о банкротстве. Производство приостанавливается до вступления в силу решения суда по иску к государственному органу. Исходя из содержания этого решения, можно будет делать дальнейшие выводы о судьбе конкурсного процесса. Так, если акты государственных органов в части утверждения тарифов признаны недействительными, арбитражный суд может принять решение об отказе в признании должника банкротом. Поскольку речь идет не об обязанности, а о праве суда, представляется, что решение об отказе в признании должника банкротом будет принято при наличии доказательств восстановления платежеспособности должника вследствие отмены акта государственного органа.

     Законодателем регламентированы особенности внешнего управления субъектов естественных монополий (ст. 200), а также особенности продажи имущества должника - субъекта естественной монополии (ст.201).

     В отношении должника-субъекта естественной монополии могут быть введены любые процедуры банкротства в соответствии с общими правилами. Каких-либо особенностей наблюдения и финансового оздоровления закон не предусматривает, хотя в ряде случаев эти особенности были бы необходимы. В частности, Закон не говорит ничего о гарантиях государства, в целях введения финансового оздоровления.

     Особенности распространяются на порядок продажи имущества должника и исполнение им договоров перед потребителями. Внешний управляющий не вправе:

     - отказаться от исполнения договоров должника перед потребителями, в отношении которых не допускается прекращение обязательств со стороны субъектов соответствующих естественных монополий (энергоснабжение и т.д.) (п.1 ст.200 Закона).

     - отчуждать имущество должника, представляющее собой единый технологический комплекс субъекта естественной монополии. К указанному имуществу относится недвижимое и иное имущество, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, и запасы расходуемого сырья и материалов, которые используются для исполнения договоров, связанных с деятельностью должника в качестве субъекта естественной монополии.

     В соответствии с п.2 ст.201 Закона, обязательными условиями договора купли-продажи имущества должника - субъекта естественной монополии являются (в противном случае договор подлежит расторжению):

     - согласие покупателя принять на себя обязательства должника по договорам поставки товаров, являющимся предметом регулирования законодательства о естественных монополиях;

     - принятие на себя покупателем обязательств по обеспечению доступности производимого и (или) реализуемого товара (работ, услуг) для потребителей;

 

     - наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, если деятельность должника подлежит лицензированию.

     Российская Федерации, субъекты РФ и муниципальные образования в лице соответствующих органов обладают правом преимущественного выкупа предприятия должника.

     Та же группа субъектов вправе приостановить продажу имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, в ходе внешнего управления на срок не более чем три месяца для выработки предложений о восстановлении платежеспособности субъекта естественной монополии (п.5 ст.201 Закона).

 

 

 

 

3.3 Банкротство  финансовых организаций

 

     Закон не содержит понятия «финансовая организация», оно дается в «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (с изменениями от 30 декабря 2001 г.). Финансовая организация - юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера, а также негосударственный пенсионный фонд, его управляющая компания, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, лизинговая компания, кредитный потребительский союз и иная организация, осуществляющая операции и сделки на рынке финансовых услуг.

     В число финансовых организаций в целях Закона «О несостоятельности (банкротстве), как это следует из п.1 ст.180 Закона, включены: кредитные организации, страховые организаций, профессиональные участники рынка ценных бумаг.

     Процедуры банкротства к таким организациям применяются с с особенностями, установленными федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций. Однако такой закон еще не принят, поэтому можно говорить только об особенностях проистекающих из специального законодательства, в частности, можно выделить Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изменениями от 2 января 2000 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 8 декабря 2003 г.).

Информация о работе Особенности банкротства отдельных субъектов