Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 11:57, доклад
В соответствии с Федеральным Законом от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" функция "разгрузки" государственных судов была возложена на такой институт гражданского общества как третейский суд.
Согласно указанному Закону в третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, возникающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.
Отказ Арбитражных судов в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда
В соответствии с Федеральным Законом от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" функция "разгрузки" государственных судов была возложена на такой институт гражданского общества как третейский суд.
Согласно указанному Закону в третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, возникающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.
Третейский суд - это суд (судья), который избран или образован по добровольному волеизъявлению сторон для разрешения спора (споров) между ними, решения которого они признают для себя обязательными и принимают обязанность добровольно их исполнять.
К числу преимуществ третейского разрешения гражданских споров следует отнести прежде всего возможность относительно быстро восстановить нарушенное право, наличие у сторон права выбора третейского судьи (третейских судей), а также экономичность, так как размер третейского сбора обычно значительно ниже размера государственной пошлины, подлежащей уплате в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.
Вместе с тем функционирование третейских судов на практике породило некоторые проблемы. Одна из которых связана с отказом в выдаче Арбитражным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
В настоящий момент порядок выдачи исполнительных листов регулируется раннее указанным законом «О третейских судах в РФ», Арбитражным Процессуальным Кодексом РФ, и Федеральным законом «Об исполнительном производстве». В случае неисполнения ответчиком решения в установленный срок добровольно исполнительный лист на принудительное исполнение выдается арбитражным судом субъекта РФ.
Заявление о выдаче исполнительного листа подается стороной, в пользу которой вынесено решение. Т.е. производство по делам о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда не является исковым и рассматривается по особым правилам, установленным главой 30 АПК РФ. В ходе этого производства рассматривается вопрос, имеются ли основания для принудительного исполнения третейского решения.
Основания отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное решение третейского суда, закрепленные в российском законодательстве, заключены в исчерпывающем перечне. Так согласно ст. 239 АПК РФ, можно выделить их две группы.
Что касается первой группы, то к ней относятся основания, когда Арбитражный суд отказывает в выдаче исполнительного листа только в том случае, если об этом указывает сторона третейского разбирательства, против которой принято решение третейского суда и представившая доказательства. Такими основаниями являются:
-недействительность третейского соглашения; -неуведомление сторон; -принятие решения по вопросам, не предусмотренным третейским соглашением; -противоречие состава третейского суда либо процедуры третейского разбирательства закону
Вторая группа оснований отказа - безусловная, при их наличии суд обязан отказать в выдаче исполнительного листа, в том числе и по собственной инициативе. К одному из таких оснований относится нарушение основополагающих принципов российского права.
Установить наличие таких оснований на практике оказывается довольно сложно, в связи с чем возникает множество спорных вопросов и связанных с ними проблем.
Так, основополагающие принципы российского
права воплощены в Конституции РФ. Конституционными
принципами являются:
- приоритет прав и свобод
- правосудие;
- законность;
- равенство
всех форм собственности;
- свобода экономической деятельности;
- защита частной собственности; и др.
Вместе с тем конституционные принципы
проникают в отраслевое законодательство,
конкретизируются в нем. В частности, общепризнанным в юридической науке признается тот
факт, что принцип законности является
общеправовым принципом и действует во
всех без исключения отраслях права. При
этом данный принцип находит свое воплощение
как в нормах материального права, так
и в процессуальных нормах.
При этом в Законе о третейских судах
действие принципа законности в третейском
разбирательстве установлено в ст. 18. Согласно
этой статье третейское разбирательство
осуществляется на основе принципов законности,
конфиденциальности, независимости и
беспристрастности третейских судей,
диспозитивности, состязательности и
равноправия сторон. А в соответствии
с п. 1 ст. 6 Закона о третейских судах принцип
законности выражается в том, что третейский
суд разрешает споры на основании Конституции
РФ, федеральных конституционных законов,
федеральных законов, нормативных указов
Президента РФ и постановлений Правительства
РФ, нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти, нормативных
правовых актов субъектов Федерации и
органов местного самоуправления, международных
договоров РФ и иных нормативных правовых
актов, действующих на территории Российской
Федерации.
Подобная крайне «непрактическая» формулировка правовой нормы, позволяет арбитражному суду при рассмотрении дела занять любую «удобную» позицию по отношению к решению третейского суда. А это делает любое соответствующее судебное разбирательство практически непредсказуемым.
Так, можно утверждать, что неправильное применение правовой нормы нарушает принцип законности, который, безусловно, является основополагающим принципом российского права. А с другой стороны, как следует из п. 20 Информационного письма Президиума ВАС РФ (от 22.12.2005 г. № 96), арбитражный суд не вправе осуществлять оценку правильности применения третейским судом норм материального права, исследование доказательств, являвшихся предметом рассмотрения в третейском суде, так как эти действия направлены на пересмотр решения третейского суда по существу и переоценку обстоятельств дела, установленных третейским судом.
Анализ судебной практики также свидетельствует об отсутствии определенности в понимании судами случаев нарушения основополагающих принципов российского права и полную своевольность в применении судами данной нормы.
Действительно, законодатель не определил контуров данного понятия -принципы российского права и , по сути, интерпретация указанного понятия отдана на усмотрение судебной практики, что способствует тенденции вторжения государственных судов в деятельность третейских судов по существу разбирательства споров, переданных на их рассмотрение, что не соответствует законоположениям о третейских судах и арбитражного процессуального законодательства.
Кроме того, хотелось бы отметить еще одну проблему, связанную со сроком рассмотрения Арбитражным судом заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения, который согласно внесенным изменениям в АПК ФЗ от 30.04.2010 69- ФЗ установлен как 3 месяца, до внесенных изменений был срок не более 1 месяца. В следствие данных изменений преимущества третейского разбирательства в ускоренном режиме теряют свою актуальность.