Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 12:05, курсовая работа
Объективным процессом рыночной экономики, основанной на конкуренции, является постоянный переток капиталов в наиболее доходные сферы, перераспределение собственности от неэффективных хозяйствующих субъектов к эффективным. Осуществляется данное перераспределение посредством процедуры банкротства. Поэтому в любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма регулирования рыночных отношений является процедура банкротства.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Понятие банкротства, основные критерии, правовое регулирование……………………………………………………………………5
Процедуры банкротства…………………………………………………….12
Глава 2. Экономическая характеристика предприятия…………………...19
Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости
несостоятельного предприятия…………………………………………….23
Причины банкротства многих российских предприятий и пути выхода из
кризиса………………………………………………………………………35
Заключение……………………………………………………………………...42
Список использованной литературы…………………………………………..45
Приложение……………………………………………………………………..47
В российском законе «О несостоятельности (банкротстве)» 2008 г. содержится четкое определение самого понятия несостоятельности (банкротства): это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. У предприятия может быть неудовлетворительная структура баланса, у него могут быть явные признаки банкротства, но признать его банкротом может только арбитражный суд (или сам должник может объявить себя банкротом, но с согласия кредиторов).
Признаком банкротства юридического лица по закону считается неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.
Должник (юридическое лицо или предприниматель) может быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности, но наличие у него имущества, превышающего общую сумму кредиторской задолженности, является свидетельством реальной возможности восстановить его платежеспособность и, следовательно, может служить основанием для применения к должнику процедуры внешнего управления.
Для определения наличия признаков банкротства должника принимается во внимание размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника юридического лица, вытекающих из такого участия. Подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафы, пеня) не учитываются при определении размера денежных обязательств. Размер обязательных платежей принимается во внимание без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пени) и иных финансовых (экономических) санкций.
Дело о банкротстве может
быть возбуждено арбитражным судом,
если требования к должнику - юридическому
лицу в совокупности составляют не
менее пятисот минимальных
Должник имеет право обратиться в арбитражный суд с заявлением о своей несостоятельности в предвидении банкротства (т.е., при наличии признаков ухудшения экономического положения, обстоятельств, объективно свидетельствующих о том, что предприятие через определенное время не сможет выполнять свои обязательства). Это открывает возможность применения к нему восстановительных процедур.
Для того чтобы упорядочить процесс банкротства, предотвратить так называемые «ложные банкротства», необходимо иметь соответствующую нормативную базу, регламентирующую процедуру санации и ликвидации предприятий. Законодательство о банкротстве должно защищать право собственности и позволять собственникам принимать любые экономические решения, не противоречащие закону, и соответственно брать на себя всю полноту ответственности за решения и риск. С другой стороны, оно призвано защищать кредиторов от недобросовестных и неплатежеспособных партнеров, гарантировать им получение вложенных в предприятие средств. Государство, с точки зрения интересов своих граждан, должно также заботиться о том, чтобы человеческие, финансовые и материальные ресурсы использовались эффективно.
Обеспечить баланс интересов указанных выше групп населения чрезвычайно сложно, так как радикальная политика в области банкротства может привести к уничтожению рентабельных предприятий, испытывающих временные финансовые затруднения и имеющих шанс поправить свои дела при помощи реструктуризации. В то же время чрезмерная опека предприятий может затормозить процесс ликвидации убыточных предприятий и привести к появлению неэффективных отраслей, что также негативно скажется на состоянии экономики в целом.
Законодательство устанавливает следующие процедуры банкротства:
Защитный период.
Он устанавливается хозяйственным судом с момента принятия заявления о банкротстве должника в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества предприятия-должника. Продолжительность защитного периода не должна превышать трех месяцев. При введении защитного периода хозяйственным судом назначается временный управляющий, а также принимаются меры по обеспечению требований кредиторов.
Меры по обеспечению требований кредиторов, принимаемые хозяйственным судом, помимо мер обеспечения иска предусматривают возможность передачи ценных бумаг, валютных ценностей и иного имущества должника на хранение третьим лицам, а также принятия иных мер, направленных на обеспечение сохранности имущества должника.
После введения защитного
периода предприятие-должник
С момента введения защитного
периода хозяйственным судом мо
Конкурсное производство.
По окончании защитного
Суд также освобождает временного управляющего от обязанностей, а в случае решения о банкротстве назначает управляющего.
Хозяйственный суд возбуждает конкурсное производство, если неплатежеспособность должника имеет устойчивый характер, а также при наличии обстоятельств, свидетельствующих о том, что должник будет не в состоянии исполнить платежные обязательства.
Если имеются доказательства наличия у должника ликвидного имущества, достаточного для удовлетворения требований кредиторов, хозяйственный суд вправе отложить рассмотрение дела о банкротстве, предложив должнику удовлетворить требования кредиторов в установленный срок.
Хозяйственный суд вправе прекратить производство по делу о банкротстве в случаях:
Управляющим может быть как физическое, так и юридическое лицо, осуществляющее свои полномочия на основании лицензии. Управляющий может привлекать на договорной основе для обеспечения своей деятельности помощников.
Общий срок конкурсного производства составляет:
Со дня открытия конкурсного производства для должника наступают следующие последствия:
• иные последствия, предусмотренные законодательством.
На основе проведенных мероприятий управляющий должен разработать план санации предприятия-должника, а в случае отсутствия возможности санации - план ликвидации должника.
Санация — это процедура конкурсного производства, предусматривающая переход права собственности, изменение договорных и иных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание финансовой поддержки должнику для восстановления его устойчивой платежеспособности и урегулирования взаимоотношений должника и кредиторов3.
Основная цель санации - восстановить платежеспособность предприятия. Для восстановления платежеспособности должника могут приниматься следующие меры:
По окончании санации проценты, неустойка и другие экономические санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных обязательств, а также суммы причиненных убытков, которые должник обязан уплатить кредиторам по платежным обязательствам, могут быть предъявлены к оплате в размерах, существовавших на дату открытия конкурсного производства, за вычетом сумм, уплаченных в процессе проведения санации.
Планом санации может быть предусмотрена продажа предприятия, если она позволяет наиболее эффективно по сравнению с другими мерами достигнуть целей санации и не противоречит государственным или общественным интересам. Продажа производится путем проведения открытых торгов. Управляющий выступает как организатор торгов. Предприятие, не реализованное на первых торгах, может быть выставлено на повторные торги. При согласии собрания или комитета кредиторов предприятие может быть продано без проведения повторных торгов.
Информация о работе Понятие банкротства, основные критерии, правовое регулирование