Причина неплатежеспособности и банкротства российских предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 13:38, контрольная работа

Описание работы

Всякое предприятие, осуществляющее коммерческую деятельность, вступает в отношения с налоговыми органами, банками, другими предприятиями (поставщиками и потребителями) и т.д. В процессе этих отношений у предприятия возникают обязательства, которые могут привести к тому, что предприятие станет должником и будет обязано в некоторый срок совершить в пользу другого лица определенные действия, а именно: произвести платеж, поставить товар, исполнить услугу и т.д.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...........….………..3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПРИЧИНЫ НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……………...…………………………5
1.1 Признаки банкротства, обязательства предприятия………………………..5
1.2. Причины неплатежеспособности и банкротства………………….………..8
1.3. Общие факторы возникновения кризисных ситуаций на
предприятии……………………………………………………………………...10
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………………………………………………....14
2.1.Потребность российских предприятий в банковских займах и коммерческих кредитах………………………………………………..………............................14
2.2. Основные проблемы российских предприятий …………………..…...….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………

Файлы: 1 файл

причины неплатежеспособности и банкротства российских предприятий.docx

— 42.29 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ………………………...………..........………………..…………2

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...........….………..3

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПРИЧИНЫ НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……………...…………………………5

1.1 Признаки банкротства, обязательства предприятия………………………..5

1.2. Причины неплатежеспособности  и банкротства………………….………..8

1.3. Общие факторы возникновения  кризисных ситуаций на 

предприятии……………………………………………………………………...10

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………………………………………………....14

2.1.Потребность российских  предприятий в банковских займах  и коммерческих кредитах………………………………………………..………............................14

2.2. Основные проблемы  российских предприятий …………………..…...….15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….……………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

 Всякое предприятие, осуществляющее  коммерческую деятельность, вступает  в отношения с налоговыми органами, банками, другими предприятиями (поставщиками  и потребителями) и т.д. В процессе  этих отношений у предприятия  возникают обязательства, которые  могут привести к тому, что  предприятие станет должником  и будет обязано в некоторый  срок совершить в пользу другого  лица определенные действия, а  именно: произвести платеж, поставить  товар, исполнить услугу и т.д.

 Лицо, по отношению  к которому возникло обязательство, называется кредитором.

 Кредитор имеет право  требовать от должника исполнения  обязательств, а также возмещения  убытков, причиненных неисполнением  или ненадлежащим исполнением  обязательств.

 Предприятие, которое  из режима своевременного исполнения  обязательств переходит в кризисную  зону ненадежного исполнения, исполнения  со сбоями и срывами, вплоть  до безнадежного состояния, становится  как партнер неплатежеспособный, или несостоятельным, наносящим  ущерб своим кредиторам.

 Очевидно, что неплатежеспособность  есть некая переменная характеристика, которая может иметь разные  градации - от эпизодической до  устойчивой и хронической неплатежеспособности.

 Как правило, несущие  ущерб кредиторы пытаются теми  или иными методами, в том числе  судебными, истребовать исполнение  отдельных обязательств, действуя  разрозненно и независимо друг  от друга.

 В конечном счете, неплатежеспособное  предприятие ставит своих кредиторов (и государство в том числе) перед выбором: или дать предприятию  некий контролируемый шанс на  преодоление внутреннего финансового  кризиса, или выставить требования  о ликвидации данного предприятия  и продажи его имущества, чтобы  за счет этого удовлетворить  полностью или хотя бы частично  требования кредиторов.

 Однако здесь выбор  стоит не только перед кредиторами. Сам должник, оценивая собственное  кризисное состояние и свою  неспособность к расчету по  обязательствам, может поставить  вопрос о диалоге с кредиторами  или о собственной ликвидации  как предприятия.

 Цивилизованная процедура  ликвидации должника, продажи его  имущества и расчета с кредиторами  называется банкротством предприятия.

 Банкротство в строго  юридическом смысле слова наступает  по решению суда либо после  официального объявления должника  о своем банкротстве при его  добровольной ликвидации. До этого  можно говорить о неплатежеспособности, несостоятельности, предбанкротном  или кризисном состоянии.

 Банкротство есть юридический  факт, наступающий после признания  данного факта арбитражным судом  или после официального объявления  должником о банкротстве при  его добровольной ликвидации.

 Итак, банкротство есть  возможный юридический итог неблагоприятного  развития финансового состояния  предприятия, при котором его  способность своевременно погашать  долги прогрессивно уменьшается.

 Отсюда следует, что  первоначальные причины или предпосылки  банкротства зарождаются внутри  финансов предприятия, в том числе  в структуре его капитала, из-за  чего по каким-то причинам возникает  регулярная неспособность платежа.

 Цель данной контрольной  работы рассмотреть причины неплатежеспособности  и банкротства российских предприятий.

 Задачи: выявить признаки  банкротства, рассмотреть обязательства  предприятия перед кредиторами  и потребность в банковских  займах, а так же рассмотреть  основные проблемы российских  предприятий в условиях переходной  экономики.

 ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПРИЧИНЫ НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.

 

1.1 Признаки банкротства, обязательства предприятия.

 

 Большинство вопросов  возникающих по поводу несостоятельности  подчиняются   нормативно-правовым  актам таким как : Федеральный  закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г. и   «Гражданский кодекс РФ»   26 октября 2002 года и некоторым другим. [1],[2].

 Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом  неспособность должника в полном  объёме удовлетворить требования  кредиторов по денежным обязательствам  и (или) исполнить обязанность по  уплате обязательных платежей. Для  возбуждения дела о банкротстве  необходимо чтобы должник —  юридическое лицо либо гражданин, обладало признаками банкротства. Для гражданина такими признаками  является неудовлетворение указанных  требований в течение трёх  месяцев со дня,  когда он  должен был их удовлетворить, при этом сумма его обязательств  должна превышать стоимость принадлежащего  ему имущества. Для юридических  лиц таким признаком является  только неудовлетворение своих  обязательств в течение трёх  месяцев.

 В экономической литературе  наиболее часто встречается выделение  следующих признаков, указывающих  на банкротное состояние предприятия:

 приостановление текущих  платежей;

 изменения в структуре (актива и пассива) баланса и  отчета о финансовых результатах;

 изменения в соотношении  дебиторской и кредиторской задолженности;

 задержки с предоставлением  финансовой отчетности;

 уменьшение денежных  средств на расчетных (текущих) счетах  предприятия;

 невыполнение договорных  обязательств, потеря основных поставщиков  и заказчиков;

 снижение объемов деятельности, низкая заработная плата.

 Одним из явных признаков  банкротства является следующее  обстоятельство: юридическое лицо  не рассчиталось с кредитором  в срок, по определенным обязательствам, с кредитором по обязательству, независимо от этого задолженность  перед гражданином стоит в 10 000 рублей, а вот перед юридическим  лицом 100 000 рублей. 

 На самом деле, если  у определенного предприятия  стали проявляться явные признаки  банкротства, то ее руководство  обязано поставить в известность  учредителей. И они, в свою очередь, должны  действовать весьма оперативно, для  недопущения несостоятельности  и восстановления платежеспособности  предприятия. 

 Эти «оперативные меры»  называются досудебная чистка, [6, С. 429].

 В целях  предупреждения  банкротства предприятию, вполне  возможно предоставляется определенная  поддержка. Например: финансовая.

Этот вид помощи может быть оказан учредителями  должника  или третьими лицами  в необходимом , для погашения долговых обязательств и  выплат

 для восстановления  платежеспособности оного.

 Вся сумма задолженностей  перед кредиторами условно распределяется  на две группы.

 Первая группа состоит  из: обязательных платежей и денежных  обязательств, появившихся до того  как должник был признан банкротом. Соответственно и эти суммы  входят в спектр требований  кредиторов.

 Вторая группа состоит  из: текущих платежей и денежных  обязательств, возникших после подачи  заявления.  Они не включаются  в реестр требований кредиторов.

 Кредитор имеет право  требовать от должника исполнения  обязательств, а также возмещения  убытков, причиненных неисполнением  или ненадлежащим исполнением  обязательств. Это предусмотрено  законодательством. Иски кредиторов  рассматриваются арбитражным судом.

 Обязательства предприятия  могут быть подразделены на  следующие группы:

 • обязательства перед  фискальной системой. Это — обязательства  по налогам, штрафам и пени  перед бюджетами, платежам в Пенсионный  фонд России, дорожный фонд и  другие фонды, т.е. те обязательства, по которым необходимо платить  в установленном порядке, независимо  от воли предприятия;

 • обязательства перед  финансово-кредитной системой, т.е. обязательства перед банками, финансовыми  компаниями в случае, если предприятие  взяло ссуду или займ в денежной  форме или в виде ценных  бумаг на основе кредитного  договора. Сюда же входят обязательства  перед страховыми компаниями, где  предприятие как бы берет будущий  займ под свои страхуемые риски;

 • обязательства перед  кредиторами за поставленные  ими товары или услуги. Это  обязательства перед другими  предприятиями или предпринимателями, которые возникают в результате  договора;

 • обязательства перед  акционерами и работниками предприятия (внутренний долг). В эту группу  входят обязательства по оплате  труда, выплате премий, дивидендов  и т.д.[9, С. 176].

 Обязательства предприятия, возникающие в ходе его финансовохозяйственной  деятельности, имеют определенные  сроки исполнения.

 Нарушение сроков исполнения  обязательств ведет к возникновению  у контрагентов рисков. Чем больше  рисков создает предприятие контрагентам, чем чаще и длительнее оно  задерживает исполнение обязательств, тем ненадежнее оно выглядит  в глазах партнеров, контрагентов, собственных работников и т.д.

 Такое предприятие  обретает репутацию ненадежного  партнера, недобросовестного плательщика, налогоплательщика, работодателя и  т.д.

 Ненадежное исполнение  обязательств свидетельствует о:

 • необязательности  как о стиле взаимодействия  с партнерами, если предприятие  располагает ресурсами, достаточными  для выполнения имеющихся обязательств;

 • дефиците или  кризисе возможностей для исполнения  обязательств.

 Необязательность как  стиль взаимодействия влечет  за собой, как правило, отказ партнеров  от взаимодействия, штрафы и иные  санкции, предусмотренные законодательством  и договорами, но в конечном  счете партнеры или кредиторы  сохраняют шанс на погашение  обязательств без особого ущерба.

 Когда предприятие  испытывает дефицит или кризис  возможностей для исполнения  имеющихся обязательств, возникает  вопрос, способно ли оно в полной  мере, т.е. без ущерба, удовлетворить  кредиторов,[5, С. 88].

 

1.2. Причины неплатежеспособности  и банкротства.

 

 Одним из показателей, характеризующих финансовое положение  предприятия, является его платежеспособность, то есть возможность своевременно  погашать свои платежные обязательства  наличными денежными ресурсами.

 Неплатежеспособность  предприятия - это его неспособность  своевременно и полностью выполнять  платёжные обязательства, вытекающие  из торговых, кредитных и иных  операций денежного характера 

 Причинами неплатежеспособности  могут быть:

· Снижение объемов производства и реализации продукции, повышение ее себестоимости, уменьшение суммы прибыли и как результат – недостаток собственных источников самофинансирования предприятия;

· Неправильное использование оборотного капитала: отвлечение средств в дебиторскую задолженность, вложения в сверхплановые запасы и на прочие цели, которые временно не имеют источников финансирования ;

· Несостоятельность клиентов предприятия;

 · уровень налогообложения, штрафных санкций за несвоевременную  или неполную уплату налогов.

 Причиной неплатежеспособности, кризиса предприятия становится  нередко и противоречие его  целей и инновационной стратегии, которая призвана подготовить  фирму к изменениям во внешней  среде ее деятельности. Дело в  том, что интересы основных партнеров  фирмы, как правило, ограничиваются  достижением краткосрочных результатов. Внедрение же нововведений ориентируется  на среднесрочную и долгосрочную  экономическую эффективность. Зарубежный  опыт показывает, что не совпадает  нередко и качественное содержание  целей основных контактных групп  и инновационной стратегии. [3]

Информация о работе Причина неплатежеспособности и банкротства российских предприятий