Признаки и порядок установления банкротства организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 17:02, контрольная работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике вызвал появление нового для нашей финансовой политики понятия - банкротство предприятия. В соответствии с действующим законодательством под банкротством предприятия понимается ситуация, связанная с недостаточностью активов в ликвидной форме, неспособность предприятия удовлетворить в установленный для этого срок предъявленные к нему со стороны кредиторов требования, а также выполнить обязательства перед бюджетом.
Банкротство является кризисным состоянием и его преодоление требует специальных методов финансового управления. Рыночная экономика выработала обширную систему финансовых методов диагностики банкротства и сформировала методику принятия управленческих решений в условиях угрозы банкротства.

Содержание работы

Блок-схема_________________________________________________2
Введение___________________________________________________3
Признаки и порядок установления банкротства
организации.__________________________________________4
Роль и деятельность арбитражного суда.___________________6
Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур______________________________________________9
Ликвидация обанкротившихся организаций________________12
Заключение________________________________________________15
Список литературы__________________________________________16

Файлы: 1 файл

антикризисное управление.docx

— 43.35 Кб (Скачать файл)

Предприятие может быть признано банкротом и после реорганизационных  процедур. Это решение выносится  арбитражным судом на основании  их дальнейшей нерациональности и бесперспективности. В подобных случаях возобновляется производство по делу о банкротстве (несостоятельности) предприятия и  выносится решение о признании  его банкротом.

Решения арбитражного суда могут быть обжалованы судебным порядком в вышестоящие инстанции.

 

  1. Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур.

Внешнее управление имуществом должника осуществляется с помощью  арбитражного управляющего. В его  полномочия входят меры по восстановлению платежеспособности предприятия-должника и дальнейшему осуществлению  его деятельности. Все эти мероприятия  управляющий осуществляет не самостоятельно, а согласно плану, принятому собранием  кредиторов. Внешнее управление может  продолжаться не более 12 месяцев и  по истечении этого срока возможно его продление не более чем  на 6 месяцев.

Согласно Федеральному закону, руководитель предприятия-должника отстраняется от должности с момента назначения внешнего арбитражного управляющего и  обязан передать ему управление делами. На период внешнего управления предприятием действует мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику. Арбитражный управляющий получает своего рода вознаграждение, которое  определяется кредиторами и рассматривается  арбитражным судом.

Кредиторы формируют собрание кредиторов, посредством которого устанавливается  план внешнего управления имуществом должника, вносятся изменения и поправки в этот план. Собрание кредиторов имеет  право требовать от арбитражного управляющего предоставления необходимой  информации для составления плана. В собрании кредиторов участвует  также и представитель предприятия-должника (обычно это представитель трудового  коллектива).

Внешнее управление длится определенные сроки, как было указано  выше, и заканчивается либо прекращением производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия-должника, если цель внешнего управления успешно достигнута, либо принятием решения о признании  должника несостоятельным (банкротом) и о начале конкурсного производства.

Существует и такой  вид реорганизационных процедур, как досудебная санация. Ее суть состоит  в предоставлении предприятию-должнику финансовой помощи в том размере, какой будет необходим для погашения денежных обязательств и платежей, восстановления платежеспособности предприятия. Закон предусматривает возможность проведения досудебной санации за счет федерального, местного бюджетов или государственных внебюджетных фондов. Для того чтобы это положение было осуществлено, необходимо наличие двух условий:

    • предусмотрение расходов на эти цели в соответствующих бюджетах;
    • условия проведения санации должны быть рассмотрены в Федеральном Законе о Федеральном бюджете.

Процедура санации проводится в следующих  случаях.

1. Предприятие находится в кризисной ситуации и в попытке ее преодоления обращается за помощью извне, это происходит до возбуждения кредиторами дела о несостоятельности (банкротстве).

2. При самостоятельном обращении предприятия в арбитражный суд с одновременным предложением условий своей санации.

3. При вынесении арбитражным судом решения о проведении санации на основании требований кредиторов и необходимости их удовлетворения, а также для выполнения обязательств предприятия-должника перед государственным бюджетом.

В основном выделяется два  вида санации, которые зависят от конкретных условий кризисной ситуации на предприятии, степени оказания внешней  помощи.

  • санация, с целью реорганизации долга без внесения изменений в статус юридического лица предприятия-должника. Обычно такая санация используется для устранения неплатежеспособности предприятия-должника в том случае, если кризис рассматривается как временное явление в деятельности предприятия. Могут приниматься следующие меры:

а) перевод долга на другое юридическое лицо. Им может быть любое предприятие, которое занимается бизнесом и желает принять участие в санации предприятия-должника;

б) погашение долга за счет средств бюджета. Такой метод используется исключительно для государственных предприятий;

в) погашение долга за счет целевого банковского кредита.

Обычно здесь выступает  коммерческий банк, который находится  в определенных взаимоотношениях с  предприятием-должником. Предварительно проводится тщательный анализ финансового  состояния предприятия-должника;

г) еще один метод с участием коммерческого банка – это выпуск ценных бумаг под контролем лица, непосредственно осуществляющего санацию предприятия;

  • санация, происходящая с изменением статуса юридического лица предприятия. Фактически это реорганизация предприятия, для которой необходимо осуществление определенных процедур: смена формы собственности, изменение организационноправовой формы деятельности и т. д. Эта форма санации используется при более глубоких и серьезных кризисных ситуациях.

Для осуществления реорганизации  предприятия-должника в рамках его  санации необходима предварительная  разработка проекта санации. В его  составлении участвуют представители  санатора, предприятия-должника и независимые  аудиторы. Как правило, в этот проект входят следующие статьи:

а) описание финансового и экономического состояния предприятия-должника на период начала санации;  
б) причины кризисной ситуации, существующей на предприятии и вызвавшей его нестабильное финансовое положение;  
в) формы и цели санации;  
г) план проведения санации с методами и способами по стабилизации финансового положения предприятия-должника;  
д) определение эффективности выбранной формы санации.

Выбору санации всегда предшествует определение (расчет) ее эффективности. Эффективность можно  определить сопоставлением результатов, т. е. эффекта, и затрат на проведение выбранной формы санации.

Санация осуществляется в  том порядке, в котором определил  арбитражный суд. Ее продолжительность  не должна быть более 18 месяцев. Возможно продление арбитражным судом  сроком на 6 месяцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Ликвидация обанкротившихся организаций.

Ликвидация предприятия  – это завершение его деятельности и функционирования без перехода прав и обязанностей к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

  • по решению учредителей предприятия. Такое решение принимается в связи с прекращением срока деятельности предприятия, достижением поставленной цели или признанием судом недействительности регистрации.
  • по решению суда. Это может быть из-за осуществления деятельности без надлежащих документов (лицензии) или противозаконной деятельности. Требование ликвидации может быть направлено в суд уполномоченным государственным органом, например налоговым инспектором, вследствие нарушения порядка предоставления обязательной финансовой отчетности.

Если стоимость имущества  предприятия-должника оказывается недостаточной для удовлетворения требований кредиторов, то его ликвидация может быть осуществлена только в соответствии с Законом о несостоятельности (банкротстве). Юридическое лицо может также принять решение о самостоятельном объявлении себя банкротом и добровольной ликвидации.

В зависимости от вида решения  различается и вид ликвидации. В соответствии с Федеральным  законом «О несостоятельности (банкротстве)»  ликвидация предприятия, признанного  банкротом, осуществляется методом  конкурсного производства, а добровольная ликвидация – через упрощенную процедуру  банкротства должника.

Для осуществления ликвидации предприятия назначается ликвидационная комиссия, которая выполняет следующие  функции:

    • осуществление мер по установлению кредиторов и их извещения о ликвидации предприятия-должника;
    • получение дебиторской задолженности;
    • оценка имущества предприятия-должника по балансовой стоимости. Такая оценка производится на основании полной инвентаризации имущества предприятия;
    • продажа имущества на торгах;
    • составление промежуточного ликвидационного баланса, в который входят все виды имущества и требования кредиторов;
    • осуществление расчетных операций с кредиторами. Это одна из наиболее сложных процедур в ликвидационном процессе. Источником для ее осуществления являются средства, полученные от продажи имущества предприятия на торгах. Эта сумма распределяется в определенном порядке. В первую очередь возмещаются расходы арбитражного суда, ликвидационной комиссии, распорядителей имущества. Затем производятся расчеты с персоналом предприятия-банкрота.
    • после расчета с кредиторами составляется окончательный ликвидационный баланс, который согласовывается с уполномоченным государственным органом.

Ликвидация предприятия  считается свершенной после внесения записи об этом факте в единый государственный  реестр юридических лиц. С этой целью  ликвидационная комиссия представляет в уполномоченный государственный  орган ликвидационный баланс (окончательный) и другие соответствующие документы.

Для осуществления эффективной  ликвидационной работы требуются определенные затраты.

    • Разовые затраты, которые связаны с первоначальным этапом существования ликвидационной комиссии.
    • Текущие обязательства, необходимые для осуществления деятельности ликвидируемого предприятия (оплата коммунальных услуг, оплата труда некоторого процента персонала и т. д.).
    • Расходы, которые связаны с деятельностью и прекращением функционирования ликвидационной комиссии.

Добровольная ликвидация является самой распространенной формой при ликвидации или банкротстве  юридического лица (только в том  случае, если данное имущество находится  в частной собственности).

Этапы процесса осуществления  ликвидационных процедур при банкротстве:

    • проводится полная инвентаризация предприятия, на основании которой делаются выводы по балансовой стоимости обанкротившегося предприятия;
    • проводится оценка имущества по просьбе кредиторов с целью выяснения рыночной стоимости обанкротившегося предприятия;
    • проводится определение ликвидационной массы. Все имущество, принадлежащее предприятию-банкроту, оценивается по реальной рыночной стоимости с целью формирования ликвидационной массы, установленной законодательством;
    • собирается ликвидационная комиссия и кредиторы, чтобы отобрать наиболее важное и эффективное имущество для продажи. Данные мероприятия необходимы для получения денежных средств при реализации имущества;
    • удовлетворяются претензии кредиторов. Главным источником выступают денежные средства, которые получены от продажи имущества предприятия-банкрота.

Сумма этих средств распределяется в следующем порядке:

    • расходы арбитражного суда;
    • расходы ликвидационной комиссии;
    • расходы распорядителей имущества;
    • удовлетворение требований кредиторов, обеспеченных залогом.

Далее выполняются обязательства:

    • перед трудовыми кадрами предприятия-банкрота;
    • по налоговым платежам;
    • перед кредиторами, требования которых не обеспечены залогом;
    • по возвращению взносов работников в уставный фонд и выплат по акциям трудового коллектива;
    • иные требования.

При нехватке денежных средств  от продажи имущества, принадлежащего предприятию-банкроту, для полного  удовлетворения требований кредиторов составляется претензия вне очереди.

Только после полного  удовлетворения всех требований кредиторов ликвидационной комиссией осуществляется разработка ликвидационного баланса, который в дальнейшем передается в арбитражный суд. Если после  удовлетворения требований кредиторов баланс свелся к нулю, то предприятие  признается банкротом. В случае платежеспособности должника предприятие освобождается  от долгов и имеет право продолжать свою деятельность.

Информация о работе Признаки и порядок установления банкротства организации