Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 14:27, реферат
В данной работе автор дает наиболее точное определение понятия несостоятельности предприятия (банкротства), перечисляет признаки и обстоятельства, которые учитываются при признании организации банкротом. Раскрывает два противоположных подхода к проблеме критерия банкротства, основные признаки и вопрос его правового регулирования.
И, более детально , хотелось бы раскрыть непосредственную тему «Процедуры банкротства». Закон выделяет следующие основные процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, защитный период, конкурсное право и мировое соглашение.
Введение…………………………………………………………………стр.4
Глава 1.Понятие и основные критерии банкротства………………………………стр.6
Глава 2. Процедуры банкротства………………………………………....стр.12
2.1. Наблюдение
2.2 Финансовое оздоровление
2.3 Внешнее управление
2.4 Защитный период
2.5 Конкурсное производство.
2.6 Санация
2.7 Мировое соглашение
Заключение…………………………………………………………………………………………стр.21
Задание 1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Понятие и основные критерии банкротства………………………………стр.6
Глава 2. Процедуры банкротства………………………
2.1. Наблюдение
2.2 Финансовое оздоровление
2.3 Внешнее управление
2.4 Защитный период
2.5 Конкурсное производство.
2.6 Санация
2.7 Мировое соглашение
Заключение……………………………………………………
Введение
Банкротство – это
сравнительно новое для российской экономики
явление, которое стало насущной необходимостью
в условиях рыночных отношений.
В настоящий момент нашей рыночной
экономике присущи такие явления как спад
промышленности, экономический кризис,
отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных
отношений, что несомненно приводит к
несостоятельности хозяйствующих субъектов.
И перед обществом встает вопрос: что же
делать с этими обанкротившимися предприятиями.
Существующая
до 1998 г. в России нормативно-правовая
база, (Федеральный закон “О несостоятельности
(банкротстве)” от 8 января 1998 года № 6-ФЗ),
регламентирующая процесс банкротства,
оказалась неработоспособной в современных
экономических условиях и привела к тому,
что крупные предприятия получили возможность,
не опасаясь банкротства, продолжать усугублять
кризис неплатежей. Но, не смотря на это,
с каждым годом число дел о несостоятельности,
рассмотренных арбитражными судами, растет,
что, несомненно, свидетельствует о том,
что институт банкротства в России занимает
одно из ведущих мест в развитии нормальных
экономических отношений среди участников
хозяйственного оборота.
Сейчас действует новый федеральный закон
РФ «О несостоятельности (банкротстве)»
от 26.10.2002 № 127-ФЗ1. Он является комплексным
актом, содержащим нормы и материального,
и процессуального права. В нашей стране
это уже третий закон за последние 14 лет.
В данной работе я постараюсь дать наиболее
точное определение понятия несостоятельности
предприятия (банкротства), перечислить
признаки и обстоятельства, которые учитываются
при признании организации банкротом.
Раскрыть два противоположных подхода
к проблеме критерия банкротства, основные
признаки и вопрос его правового регулирования.
И, более детально , хотелось бы раскрыть
непосредственную тему «Процедуры банкротства».
Закон выделяет следующие основные процедуры
банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление,
внешнее управление, защитный период,
конкурсное право и мировое соглашение.
Глава 1. Понятие и основные критерии банкротства.
Законодательство о
Основным законодательным
актом в данной области является
Гражданский кодекс Российской Федерации,
который содержит отдельные положения
о несостоятельности (банкротстве)
индивидуальных предпринимателей и
юридических лиц. Положения о
банкротстве содержатся и в других
статьях ГК РФ.
26 октября 2002 г. вступил в силу
новый (третий по счету) Федеральный закон
№127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Согласно ст.3 Закона о несостоятельности
к признакам банкротства относят следующие:
юридическое лицо считается неспособным
удовлетворить требования кредиторов
по денежным обязательствам и (или) исполнить
обязанность по уплате обязательных платежей,
если соответствующие обязательства и
(или) обязанность не исполнены им в течение
трех месяцев с даты, когда они должны
были быть исполнены.
Таким образом, современное
понятие «несостоятельности (банкротства)»
можно охарактеризовать следующими признаками:
В соответствии с
п.2 ст. 4 Закона , для определения наличия
признаков банкротствадолжникаучитываются
– размер денежных обязательств, в том
числе размер задолженности за переданные
товары, выполненные работы и оказанные
услуги, суммы займа с учетом процентов,
подлежащих уплате должником, размер задолженности,
возникшей вследствие неосновательного
обогащения, и размер задолженности, возникшей
вследствие причинения вреда имуществу
кредиторов, за исключением обязательств
перед гражданами, перед которыми должник
несет ответственность за причинение
вреда жизни или здоровью, обязательств
по выплате выходных пособий и оплате
труда лиц, работающих по трудовому договору,
обязательств по выплате вознаграждения
по авторским договорам, а также обязательств
перед учредителями (участниками) должника,
вытекающих изтакогоучастия;
– размер обязательных платежей без учета
установленных законодательством РФ штрафов
(пеней) и иных финансовых санкций.
При этом важно подчеркнуть,
что подлежащие применению за неисполнение
или ненадлежащее исполнение обязательства
неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку
платежа, убытки, подлежащие возмещению
за неисполнение обязательства, а также
иные имущественные и (или) финансовые
санкции, в том числе за неисполнение обязанности
по уплате обязательных платежей, не учитываются
при определении наличия признаков банкротства
должника.
В соответствии со ст.7 Закона,
правом на обращение в арбитражный суд
с заявлением о признании должника банкротом
обладают должник, конкурсный кредитор,
уполномоченные органы по истечении тридцати
дней с даты направления (предъявления
к исполнению) исполнительного документа
в службу судебных приставов и его копии
должнику.
Экономическая несостоятельность
(банкротство)
– это неплатежеспособность предприятия,
имеющая или приобретающая устойчивый
характер, признанная хозяйственным судом
или правомерно объявленная должником
в соответствии с законодательством2.
Суть банкротства состоит в отсутствии
денег у предприятия для оплаты своих
обязательств, это состояние финансовой
необеспеченности, то есть абсолютное
расстройство производственно-хозяйственной
деятельности, являющееся причиной разорения
и ликвидации предприятия.
Банкротство предопределено
самой сущностью рыночных отношений, которые
всегда связаны с риском потерь, неопределенностью
достижения поставленных целей или возможностью
постановки ошибочных целей.
Рисковые ситуации могут возникнуть
на всех стадиях хозяйственного процесса:
от закупки и доставки сырья, материалов,
комплектующих изделий до производства
и продажи готовой продукции. Их причинами
могут быть: неплатежеспособность потребителей,
невыполнение договорных обязательств
поставщиками ресурсов, длительные задержки
с оплатой счетов за поставленную продукцию,
некачественное по различным причинам
производство продукции, некомпетентность
управленческого персонала и многое другое.
Эти потери ведут к уменьшению
прибыльности капитала и возникновению
финансовых средств, что усугубляется,
если кредиторы не возобновляют финансирование.
Тогда предприятие должно выплатить не
только проценты, но и сумму основного
долга. В условиях же отсутствия наличных
средств появляется проблема ликвидности
активов. Это состояние называют технической
неплатежеспособностью. Уже на этой стадии
возможно обращение кредиторов в суд о
признании предприятия банкротом.
Смысл банкротства
состоит в том, что из хозяйственного оборота
исключаются неплатежеспособные предприятия.
Поскольку экономическая несостоятельность
одного предприятия сказывается на финансовом
положении других субъектов хозяйствования,
являющихся его контрагентами, то банкротство
позволяет субъектам хозяйствования улучшить
свои дела и достичь финансовой стабильности.
Без процедуры банкротства
экономика не может быть эластичной. Именно
экономическая ответственность, формой
реализации которой выступает банкротство,
заставляет хозяйствующих субъектов работать
эффективно. В противном случае финансовые,
трудовые и материальные ресурсы через
рыночную инфраструктуру переходят от
неэффективно к успешно работающим предприятиям.
В этом проявляется жесткость рыночных
механизмов регулирования экономических
процессов. Таким образом, банкротство
предприятий и определенный уровень безработицы
являются своего рода платой за результативность
производственно-хозяйственной деятельности.
Предприятие, не способное к конкуренции,
не нашедшее свое место на рынке товаров
и услуг, не имеющее собственных сил провести
санацию и реструктуризацию, должно в
конце концов прекратить свое существование,
чтобы дать возможность на его месте возникнуть
другому, более конкурентоспособному
предприятию.
Процедуры банкротства, как
правило, проводятся при участии государства.
Его задача состоит в том, чтобы сделать
эту процедуру как можно безболезненней
для общества, однако при этом естественный
процесс банкротства неэффективных, а
порой и убыточных предприятий не должен
искусственно сдерживаться через механизм
дотаций. В этом случае упускается возможность
санации и реструктуризации предприятий
и оздоровления экономики в целом.
В мировой практике процедура
банкротства состоит в том, что кредиторы
(физические и юридические лица, которым
должно данное предприятие) добиваются
санации или ликвидации банкрота. Собственники
предприятия теряют право собственности
на имущество предприятия-банкрота, а
созываемое собрание кредиторов решает
судьбу предприятия.
При этом могут быть использованы два
варианта:
В случае ликвидации
предприятия право
На практике иногда возникают
случаи, когда рыночная цена имущества
предприятия не может компенсировать
средства кредиторов, вложенные в ликвидируемое
предприятие. Тогда кредиторы на свой
риск пробуют провести санацию предприятия,
то есть возобновить его работу, но при
смене аппарата управления и проведении
комплекса оздоровительных мероприятий.
Основные критерии банкротства
Ликвидация недееспособных
предприятий имеет как
К недостаткам
банкротства можно отнести:
Достоинствами банкротства являются:
Первый
подход - объективный: должник признается
банкротом, если не имеет средств расплатиться
с кредиторами, о чем делается вывод из
неисполнения под угрозой банкротства
обязательств на определенную сумму в
течение определенного времени. Если должник
под страхом ликвидации в результате банкротства
не способен изыскать средства (например,
реализовав часть дебиторской задолженности)
для удовлетворения интересов кредиторов,
то такой должник не в состоянии функционировать
в рыночных условиях; более того, его деятельность
может нанести ущерб интересам кредиторов
(как реальных, так и потенциальных). Описанный
критерий получил название критерия неплатежеспособности
либо потока денежных средств.
Второй подход к критерию банкротства
заключается в том, что банкротом может
быть признан должник, стоимость имущества
которого меньше общего размера его обязательств.
При этом не имеет значения, насколько
размер задолженности превышает установленный
законом минимальный для признания банкротства,
насколько просрочена эта задолженность
по сравнению с установленным минимальным
сроком просрочки. При использовании этого
критерия (он получил название критерия
неоплатности либо структуры баланса)
предприятие-должник имело возможность
годами не исполнять свои обязательства,
для чего нужно было делать только одно
- поддерживать размер задолженности на
уровне чуть меньшем, чем стоимость активов.
Признать такого должника банкротом было
невозможно, даже если он явно пользовался
в своих интересах описанной ситуацией.
Глава 2. Процедуры банкротства.
Закон выделяет следующие основные процедуры банкротства:
2.1. Наблюдение – это первая процедура банкротства,
применяемая к должнику в целях обеспечения
сохранности имущества должника, проведения
анализа финансового состояния должника,
составления реестра требований кредиторов
и проведения первого собрания кредиторов.
Процедура наблюдения вводится
определением арбитражного суда по результатам
рассмотрения обоснованности требований
заявителя. Тем же определением суда назначается
временный управляющий. При этом руководитель
предприятия – должника и иные органы
управления продолжают свою работу, но
ряд сделок они могут совершать только
с письменного согласия временного управляющего.
Кроме того, в период наблюдения они не
могут принимать ряд решений (о реорганизации,
ликвидации юридического лица, создании
филиалов и представительств и др.). Наблюдение
прекращается с даты введения финансового
оздоровления, внешнего управления, признания
арбитражным судом должника банкротом
и открытия конкурсного производства
или утверждения мирового соглашения.
2.2 Финансовое
оздоровление – процедура банкротства, применяемая
к должнику в целях восстановления его
платежеспособности и погашения задолженности
перед всеми кредиторами в соответствии
с утвержденным арбитражным судом графиком
погашения задолженности.
В соответствии с пунктами 1,
6 статьи 80 Закона N 127-ФЗ финансовое оздоровление
вводится определением арбитражного суда
на основании решения собрания кредиторов
. Процедура финансового оздоровления
может быть введена собранием кредиторов
либо арбитражным судом по ходатайству
учредителей (участников). Максимальный
срок финансового оздоровления составляет
2 года. В определении о введении финансового
оздоровления должен указываться срок
финансового оздоровления, а также содержаться
утвержденный судом график погашения
задолженности, а в случае предоставления
обеспечения исполнения обязательств
должника в соответствии с графиком погашения
задолженности определение о введении
финансового оздоровления должно содержать
сведения о лицах, предоставивших обеспечение,
размере и способах такого обеспечения.
При этом судом должнику назначается административный
управляющий - арбитражный управляющий,
утвержденный арбитражным судом для проведения
финансового оздоровления.
2.3 Внешнее управление – это процедура
банкротства, применяемая к должнику в
целях восстановления его платежеспособности.
Она вводится арбитражным судом на основании
решения собрания кредиторов в случае
установления реальной возможности
восстановления платежеспособности должника.
Максимальный срок внешнего управления
также составляет 2 года. С даты введения
данной процедуры банкротства, прекращаются
полномочия руководителя-должника, управление
делами должника возлагается на внешнего
управляющего, вводится мораторий на удовлетворение
требований кредиторов. Мораторий распространяется
на денежные обязательства и обязательные
платежи, сроки исполнения которых наступили
до введения внешнего управления. Помимо
этого, внешний управляющий вправе заявить
отказ от исполнения договоров и иных
сделок должника в отношении сделок, не
исполненных сторонами полностью или
частично, если такие сделки препятствуют
восстановлению платежеспособности должника
или если исполнение должником таких сделок
повлечет за собой убытки для должника.
Внешний управляющий может также обратиться
в арбитражный суд с заявлением о признании
сделок должника недействительными.
Планом внешнего управления могут быть
предусмотрены следующие меры по восстановлению
платежеспособности должника:
2.4 Защитный
период устанавливается хозяйственным
судом с момента принятия заявления о
банкротстве должника в целях проверки
наличия оснований для возбуждения конкурсного
производства и обеспечения сохранности
имущества предприятия-должника. Продолжительность
защитного периода не должна превышать
трех месяцев. При введении защитного
периода хозяйственным судом назначается
временный управляющий, а также принимаются
меры по обеспечению требований кредиторов.
Меры по обеспечению
требований кредиторов, принимаемые
хозяйственным судом, помимо мер обеспечения
иска предусматривают возможность передачи
ценных бумаг, валютных ценностей и иного
имущества должника на хранение третьим
лицам, а также принятия иных мер, направленных
на обеспечение сохранности имущества
должника.
После введения защитного периода предприятие-должник
вправе продолжать хозяйственную деятельность с учетом следующих
ограничений: