Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 11:20, курсовая работа
Термин "антикризисное управление" возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления это реформирование российской экономики и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства.
Введение
Термин "антикризисное управление" возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления это реформирование российской экономики и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства.
В условиях постоянно меняющихся факторов внешней финансовой среды и внутренних условий осуществления финансовой деятельности увеличивается вероятность периодического возникновения кризиса предприятия, который может приобретать различные формы. Одной из таких форм является финансовый кризис предприятия, несущий наибольшие угрозы его функционированию и развитию.
В России около четырех пятых всех предприятий по существующим меркам давно следует считать банкротами, об этом говорит и растущее количество дел о банкротстве. Можно сказать, что разработка теории антикризисного управления - это заказ практики, причем потребность в антикризисном управлении возникает не только в экономике переходного периода, но в развитых рыночных экономиках западных стран. Особую роль в антикризисном управлении играет финансовый менеджмент, представляющий сочетание стратегических и тактических элементов финансового обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные денежные решения. Усиление контроля за денежными средствами крайне необходимо любому предприятию, тем более находящимся в стадии кризиса
Объектом исследования данной курсовой работы является предприятие Афанасьевское Райпо, которое занимается торговой деятельностью, организацией общественного питания, производством и заготовками.
Целью курсовой работы является выявление причин возникновения кризисных тенденций на предприятии Афанасьевское Райпо.
Задачи курсовой работы:
При написании курсовой работы была использована учебная литература, производственные журналы, периодические издания. При написании практической главы использовались данные устава Афанасьевского Райпо, годовые отчеты предприятия, специализированная литература.
1. Теоретические основы
определения причин
1.1. Истоки и
непосредственные причины
В деятельности предприятия кризисы или угроза кризисов – постоянное явление, первопричиной которого является разрыв между производством и потреблением товаров.
Сущность экономического
кризиса проявляется в
Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально – экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
Первопричиной кризисов является разрыв между производством и потреблением товаров. В рамках натурального хозяйства между производством и потреблением существовала прямая связь, поэтому не было условий для экономических кризисов. Возможность для них появилась и расширилась по мере развития товарного производства и обращения. После того как товарное производство стало господствующей формой организации производства, а рынок – стихийным его регулятором, разрыв между производством и потреблением как во времени, так и в пространстве резко усилился. В условиях стихии и анархии производства экономические кризисы стали объективной закономерностью.[1]
Истоками экономических
кризисов являются комплексы противоречий,
которые накапливаются и
Но непосредственными
причинами экономических
Точки зрения о причинах экономических кризисов весьма противоречивы. Воздействие одних и тех же факторов на цикличность экономического развития в разные периоды на разных этапах различно.
Особенностью кризисов является то, что будучи даже локальными или микрокризисами, они могут распространяться на всю систему, т. к. в любой системе существует органическое взаимодействие всех элементов. Это возникает лишь тогда, когда кризисные ситуации не управляются или осуществляется намеренная мотивация развития кризиса.
Выделяют следующие причины кризисов: объективные – субъективные, внешние – внутренние, искусственные – естественные, случайные – закономерные.
Выделяют также частичный и системный кризисы, управляемый и неуправляемый, природный, экономический и общественный кризисы. Последний в свою очередь бывает: политический (социальный), экономический (финансовый), организационный, технологический, психологический и т. д. Бывают макро – и микрокризисы.[2]
В группе социальных кризисов особое место занимают политические кризисы – это кризисы в политическом устройстве общества, кризис власти, столкновение интересов различных классов и социальных групп. Политические кризисы затрагивают все стороны развития общества и переходят в экономические.
Организационные кризисы проявляются при несовершенстве разделения и интеграции деятельности, при неорганизованности (неразбериха, безответственность и пр.) структур управления, при бюрократизации власти и т. д.
Предсказуемые кризисы проявляются как этап развития, они прогнозируются, являются циклическими, а неожиданные – результатом грубых ошибок в управлении, проявлением природных явлений или экономической зависимости.
Экономические кризисы проявляются при острых противоречиях в экономике страны или отдельного предприятия, в обострении финансового положения, а также при политической нестабильности.
Учитывая особенности переходного периода российской экономики, можно выделить следующие наиболее значимые негативные причины, приводящие к кризису российские предприятия:[3]
1.2. Тенденции циклического развития организации
В развитии социально-экономической системы (организации) существует множество циклов, которые переплетаются друг с другом, накладываются друг на друга или расходятся. Поэтому исследование функционирования социально – экономических систем и тенденций их развития составляют определенные трудности.
Один из наиболее рациональных
циклов развития социально – экономических
систем – пятиэтапный цикл развития.
Каждому из этапов соответствуют
определенные особенности состояния
социально – экономической
Первый этап – экспрелентный: зарождение фирмы в рыночной экономической среде, формирование ее первоначальной структуры. Это этап скрытого формирования будущей целостности. Еще не оформились признаки полной внешней дифференциации и внутренней интеграции фирмы, но уже появились ее некоторые черты, посылки, потенциальные характеристики. Фирма не оформилась окончательно, но уже поставляет на рынок экспериментальные образцы, новые идеи или услуги. Это, как правило, рискованная деятельность Поэтому здесь существует опасность кризиса, которая заключается в том, что фирма может исчезнуть уже на этапе ее возникновения. Кризис может быть быстротечным и сравнительно легким.[5]
Второй этап – патиентный: при удачном развитии событий организация продолжает расти и увеличиваться и вступает в новый этап. В связи с тенденциями роста он требует перестройки структуры, дифференциации функций управления, повышения эффективности деятельности. Это этап завоевывания какого-либо сегмента рынка, упрочения своих рыночных позиций, выработки конкурентной стратегии, повышения роли маркетинга в управлении фирмой. Чаще всего этот этап рассматривается как этап количественного роста, и вся перестройка в управлении фирмой связана с количественными изменениями. На этом этапе также существует опасность кризиса. Но она незаметна, так как внутреннее развитие характеризуется устойчивыми тенденциями. Кризис здесь в основном вызывается внешними причинами, внешними циклами развития экономики или политическими причинами.
Третий этап – виолентный: организация достигает зрелого состояния, устойчивого положения на рынке, конкурентоспособность ее высока, она чувствует себя уверенно. Фирмы – виоленты – это фирмы с силовой стратегией, которые, как правило, работают в области большого бизнеса, характеризуются высоким уровнем освоенной технологии, массовым выпуском продукции.
Фирмы – виоленты могут быть трех видов: национальные, интернациональные и деструктурированные.
Национальные виоленты почти всегда организуют венчурные, в том числе экплерентные фирмы, связанные с разработкой нового продукта или дизайна, новыми организационными структурами продажи и производства.
По достижении определенного
предела (например, фирма уже утвердилась
на рынке, имеются достаточные
Эти компании – «слоны» нередко утрачивают былой динамизм, обретая взамен повышенную стабильность. Часто «слоны» вполне сознательно избегают первенства, поскольку риск первопроходства всегда велик. Они пускают в ход свои гигантские возможности, только в том случае, когда успех уже наметился, и нередко при этом оттесняют новатора.
Интернациональный виолент
возникает как продолжение
Закат монополии (деструктивный виолент) связан с состоянием, по образному выражению, «неповоротливого бегемота». Сохраняя гигантский оборот, фирма постепенно утрачивает способность добиваться соразмерной прибыли, а то и начинает приносить убытки.
Как правило, выход из такой ситуации - дезинвестиции, безжалостное избавлении от убыточных производств и снижении издержек в сохраняемых предприятиях. Уменьшив свои размеры, фирма получает возможность финансового оздоровления.
При этом возможно, что попавшая в полосу кризисного развития фирма нередко утрачивает самостоятельность или медленно переходит на второстепенные роли в экономическом развитии.
Четвертый этап – коммутантный: период упадка, старения фирмы, когда наиболее значимые параметры ее жизнедеятельности заметно ухудшаются, а развитие, понимаемое как дальнейшее совершенствование, заходит в тупик. Структура имеет тенденцию к упрощению свертыванию, а окрепшие конкуренты занимают большее жизненное пространство и более эффективны.
Это могут быть как крупные и средние, так и малые фирмы. Их научно-техническая политика требует принятия решений о своевременной постановке продукции на производство, о степени технологической освоенности изделий, выпускаемых виолентами, о целесообразных изменениях в них согласно требованиям специфических потребителей.
Информация о работе Разработка предложений по совершенствованию антикризисного управления