Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 14:46, курсовая работа
Организация обслуживания - одна из важнейших сторон деятельности предприятий общественного питания. В процессе обслуживания продукцию, произведенную в предприятиях общественного питания или поступающую от других предприятий, доводят до потребителей. Реализацией блюд, напитков, кулинарных и кондитерских изделий завершается процесс обслуживания в таких предприятиях, как магазины кулинарии, домовые кухни, буфеты (без мест).
Введение
Помимо непосредственно услуг гостиничного хозяйства гостиницы могут осуществлять и другие виды экономической деятельности, основным из которых является общественное питание. Практически при каждой гостинице есть ресторан, где постояльцы могут удовлетворить свои потребности в питании.
Организация обслуживания -
одна из важнейших сторон деятельности
предприятий общественного
В большинстве же предприятий
общественного питания процесс
потребления обслуживают, создавая
необходимые условия для приема
пищи. В туристской отрасли организация
питания сопутствует основной услуге
– размещению. В некоторых предприятиях,
например ресторанах, вечерних и молодежных
кафе, сочетают прием пищи и досуг.
Это и обусловило возникновение
различных организационных форм
обслуживания, которое можно
Услуги питания выступают
системообразующими наряду с размещением.
С их помощью удовлетворяется
физиологическая потребность
Туристы обеспечиваются питанием не только в местах пребывания, но и во время переезда на воздушном, водном, железнодорожном транспорте.
В разных странах и даже в разных гостиницах предлагают разные типы питания. Поэтому нужно уточнять у турфирмы, какой именно завтрак предусмотрен данной путевкой.
Когда турист заказывает гостиницу или покупает тур, его обязательно спросят, хочет ли он снять номер только с завтраком либо с полупансионом или пансионом. В любом случае, если снимают номер в гостинице, будет предложен завтрак. Это входит в стоимость номера.
Теоретические основы организации питания туристов
Питание – неотъемлемая часть ведения туристического комплекса.
В зависимости от способа
обслуживания различают предприятия:
обслуживаемые официантами; самообслуживания;
смешанного обслуживания. По режиму питания
туристов данные предприятия предоставляют
услуги в виде завтрака, полного
пансиона, полупансиона, специального
питания, питания для детей и
др. В ряде гостиниц предусматриваются
кухни, мини-бары, а услуга питания
может быть реализована как в
номере (по вызову, заказу), так и
на предприятии питания.
По ассортименту питания туристов данная
услуга подразделяется на комплексное
питание, питание по выбору, питание по
предварительному заказу, в том числе
по обслуживанию торжественных актов,
приемов, юбилеев, банкетов и др.
Предприятия классифицируются также по числу посадочных мест и режиму работы (круглосуточный, с ограничением по времени).
В зависимости от степени
технической оснащенности, качества
и объема предоставляемых услуг,
месторасположения, цены, архитектурно
художественного оформления помещения,
ассортимента продукции, степени автоматизации
и других показателей предприятия
туристской индустрии питания
Класс - отличительный признак предприятия питания, характеризующий уровень качества обслуживания.
Обобщенная классификация туристских предприятий питания:
1. По типу предприятия: рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные, фабрики-кухни.
2. По виду собственности: собственные, арендованные.
3. По месту расположения:
в составе туристского
4. По способу обслуживания:
обслуживаемые официантами,
5. По классности: «люкс», «высший», «первый».
6. По ассортименту: блюда
широкого выбора, комплексные блюда,
блюда национальной кухни,
7. По режиму обслуживания: завтрак, полупансион, полный пансион, шведский стол (буфет), специальное питание, детское питание.
Помимо требований, описанных
в ГОСТе РФ, к туристским предприятиям
питания предъявляется ряд
Меню скомплектованных рационов питания должно быть согласовано с руководителем группы:
- предварительная сервировка
столов приборами, столовой
- продукты, используемые
для приготовления блюд, должны
иметь сертификат, подтверждающий
отсутствие вредных для
- регулярно, но не реже
чем раз в пять лет проводится
аттестация производственного,
- метрдотель, официанты и
бармены должны знать не менее
одного из европейских языков.
В бригаду включаются
- работники обслуживающего
персонала должны быть вежливы,
Специальные формы обслуживания в ресторанах организуются с одной целью - ускорить обслуживание большого количества посетителей с ограниченным запасом времени. Такая форма используется для обслуживания участников конгрессов, конференций, симпозиумов и т. д. К специальным формам организации питания в ресторанах относятся такие, как зал-экспресс, стол-экспресс, шведский стол (буфет), кейтеринг.
Зал-экспресс. Организуется
в ресторанах для ускорения обслуживания
посетителей с ограниченным обеденным
перерывом. Такой зал располагает
небольшим количеством
Стол-экспресс. Рассчитан
на 20 человек, имеет круглую форму,
с поворотной центральной частью,
на которой устанавливаются
Шведский стол. Организация питания заключается
прежде всего в ускорении обслуживания
больших групп иностранных туристов, участников
конференций, конгрессов и т. п. На завтрак
в среднем тратится 15-20 мин., на обед и ужин
-25-30 мин. При обслуживании посетителям
не приходится ждать заказанных блюд и
счета. Для организации шведского стола
выделяют отдельный зал или часть его,
удобную для обслуживания. На видном месте
у кассы вывешивают информацию о часах
работы, стоимости завтрака, обеда или
ужина. Ассортимент шведского стола зависит
от времени приема пищи (завтрак, обед,
ужин) и включает разнообразные блюда,
что позволяет каждому потребителю составить
свой рацион с учетом индивидуальных особенностей
питания.
Для организации шведского
стола используется специальное
торгово-технологическое
- прилавок для подносов;
- охлаждаемый прилавок для холодных и сладких блюд;
- прилавки-мармиты для супов и основных горячих блюд;
- прилавок для горячих напитков;
- тележки с выжимными устройствами;
- прилавок для столовых приборов и др.
Шведский стол можно составить
из специальных складных столов высотой
750-900 мм, шириной 1500-2000 мм (длина одной
линии 3000-4000 мм) или прямоугольных (квадратных)
столов. Чтобы увеличить полезную
площадь стола, можно использовать
дополнительный элемент - горку.
Стол покрывают белой или цветной скатертью,
которую опускают почти до пола (как фуршетный
стол).
Для обслуживания шведского
стола создается бригада
Каждый работник, входящий
в бригаду, выполняет конкретный
вид работы. Бригадир официантов или
шеф-повар, получив продукцию на
завтрак (обед, ужин), выставляет ее для
посетителей, следит в течение дня
за ассортиментом, по мере реализации
пополняет его недостающей
Для реализации горячих напитков чаще всего организуют отдельный стол. Здесь устанавливают самовар или кофеварку, чашки, десертные тарелки, выкладывают кондитерские изделия, предлагают сахар, мед, варенье, джемы, конфитюры.
Посетители, взяв поднос со специального стола, стоящего при входе в зал, выбирают и порционируют пищу самостоятельно, однако в случае необходимости им оказывает помощь повар-консультант.
Меню должно быть разнообразным
по дням недели, учитывать вкусы
и запросы иностранных
На столы иностранных туристов ставятся флагштоки и флажки стран, из которых они прибыли. Во время обеда (ужина) в торговом зале можно организовать выносной бар с винно-водочными и табачными изделиями, которые предоставляются посетителям за наличный расчет.
По желанию индивидуальных туристов администрация ресторана обязана обеспечивать им подачу питания в номера гостиницы, за что с туристов взимается дополнительная плата.
Кейтеринг. Организация обслуживания чаше всего вне помещений предприятия питания. Наиболее характерными примерами такого обслуживания является организация пикников, банкетов, фуршетов, свадеб и т. п. мероприятий, когда для их организации и проведения приглашаются профессиональные менеджеры. По характеру отношений этот вид обслуживания соответствует традиционному в Восточной Европе комплексному обслуживанию (приготовление пищи, сервирование стола, оказание помощи в проведении мероприятия и т. п.) вне предприятия общественного питания поваром-универсалом или группой специалистов по питанию с привлечением их на основе личного контракта либо контракта с предприятием общественного питания.
Подсчитано, что в США
в этом виде обслуживания принимают
участие приблизительно 30 тыс. специалистов.
В большей степени кейтеринг развит
в многонаселенных штатах, таких, как Каролина,
Нью-Йорк, Нью-Джерси.
Кейтеринг может быть разделен на много
различных категорий в зависимости от
того обслуживания, которое предоставляется
клиентам. Однако следует заметить, что
многие из этих категорий в чем-то оказываются
схожими. В целом индустрию кейтеринга
можно подразделить на пять основных категорий:
- кейтеринг в помещении;
- кейтеринг вне помещения;
- индивидуальный кейтеринг;
- разъездной кейтеринг;
- розничная продажа.
Появились предприятия, работающие по типу кейтеринга и в столице России: «Потель Шабо», «Фигаро», «Гарсон-2», «Малый Манеж», «Красные палаты», «Красная площадь» и др. Эти предприятия принимают участие в выездном обслуживании различных крупных мероприятий - городских, спортивных и зрелищных, таких, например, как «Кубок Кремля».
Можно выделить три основные формы организации питания в гостиничном обслуживании:
·питание оплачиваемое исключительно и только самим клиентом;
·питание, не включенное в цену номера; питание, предоставляемое за доп. плату.
Такая форма предоставления услуг питания клиентам гостиницы подразделяется на своеобразные подвиды. На практике выделяют следующие специальные "планы", которые касаются питания клиентов в гостиницах:
1. Европейский план (European Plan, ЕР). Питание не включено в цена проживания. Этот план особенно обширно распространен в Соединенных Штатах Америки и большинства больших городов мира.
2. Континентальный план (Continental Plan, СР). Стоимость проживания включает легкий "континентальный завтрак", который состоит из кофе, булочек, масла, джема и т.д.
3. Бермудский план (Bermuda Plan, ВР). Стоимость проживания включает полный "американский завтрак" в гостинице. Все другие трапезы не включены.
Информация о работе Разработка стратегий по предотвращению кризиса на предприятии ОАО «Снежка»