Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 00:57, контрольная работа
Анализ итогов реформ в современной России показывает, что усилия государства должны сосредоточиваться на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ. Должны разрабатываться конкретные методы проведения активной институциональной, промышленной и социальной политики.
Центральная теоретическая проблема развития – баланс государства и рынка. Вопрос сейчас не стоит концептуально: вмешиваться или нет государственной власти в сферу экономики.
Введение 3
1. Общая характеристика антикризисных мер. 4
2. Роль государства в антикризисном управлении. 6
3. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций. 9
3.1. Финансовое регулирование 9
3.2. Производство. 11
3.3. Перераспределение дохода. 12
3.4. Нормативно-законодательная деятельность. 13
Заключение 15
Список используемых источников 17
Федеральное агентство
по образованию Вологодский
Кафедра Э и ТПП
Контрольная работа № 1
По предмету: «Антикризисное управление»
На тему: «Роль государства в антикризисном управлении.»
Вологда 2011
Оглавление
Введение
Анализ итогов реформ в современной России показывает, что усилия государства должны сосредоточиваться на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ. Должны разрабатываться конкретные методы проведения активной институциональной, промышленной и социальной политики.
Центральная теоретическая проблема развития – баланс государства и рынка. Вопрос сейчас не стоит концептуально: вмешиваться или нет государственной власти в сферу экономики. Мировой опыт подтверждает, что рынок не может развиваться в вакууме, он нуждается в правовой и регулирующей основе.
Государство формирует такую основу для развития, защищая и охраняя права собственности, создавая правовые и другие регулирующие системы, содействуя эффективной предпринимательской деятельности граждан и сохранению окружающей среды. Воздействие государства может осуществляться в виде регулирования частной активности, принимать форму финансовой поддержки или трансфертов и т. п. Возникает вопрос определения границ государственного регулирования, т. е. «осязаемых» признаков выхода из кризиса.
Цель данной работы: определить роль государства в антикризисном управлении.
Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления это реформирование российской экономики и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства. Но, нужно отметить, что кризис некоторых предприятий - это нормальное явление рыночной экономики, в которой по аналогии с дарвиновской теорией выживают сильнейшие. Предприятие же, которое не соответствует «окружающей среде» должно либо приспособиться и использовать свои сильные стороны, либо исчезнуть. В России около четырех пятых всех предприятий по существующим меркам давно следует считать банкротами, об этом говорит и растущее количество дел о банкротстве. Можно сказать, что разработка теории антикризисного управления это заказ практики, причем потребность в антикризисном управлении возникает не только в экономике переходного периода, но в развитых рыночных экономиках западных стран.
Подходы к самому понятию антикризисного управления весьма неоднозначны. В одних случаях под ним понимают управление фирмой в условиях общего кризиса экономики, в других - управление фирмой, в предверии банкротства, причем некоторые считают, что в качестве кризисной следует признать «любую ситуацию, в которой предприятие не успевает подготовиться к внешним изменениям и потеря рентабельности остается неизбежной», третьи же связывают понятие антикризисного управления с деятельностью антикризисных управляющих в рамках судебных процедур банкротства.[1]
Кризис - это явление, в ходе которого происходят изменения в развитии системы, результатом чего может стать нарушение развития или перемены внутри системы. В соответствии с данным определением основными задачами управления кризисами являются диагностика кризиса, выявление его причин и составление плана мероприятий по выводу предприятий из данного состояния.
Антикризисное управление - это непрерывный процесс, неотъемлемый элемент общей системы управления предприятием, осуществляемого в условиях ограничений по времени и финансам, который включает в себя своевременную диагностику кризисной ситуации, анализ причин ее возникновения, определение системы мер по функционированию предприятия в кризисных условиях, разработку плана выхода из нее.[2]
Антикризисное управление имеет свои специфические задачи не только в фазе кризиса, но и в фазе роста, и в фазе зрелости. Это составляющая процесса управления, в рамках которой осуществляется диагностика кризисной ситуации, проводится ее анализ и исследование причин ее возникновения, определяется система мер по функционированию предприятия в создавшихся условиях и вырабатывается программа выхода из кризиса.
Прежде чем рассматривать
меры антикризисного
Характеризуя в целом
Так, к мерам антикризисного регулирования можно отнести:
- расширение и эффективная
- поддержка инвестиций;
- развитие социального
- поддержка малого
- предотвращение утечки
- проведение жесткой денежной политики;
- обеспечение стабильности
Можно также выделить
-совершенствование
- осуществление мер по
- принятие Правительством РФ
мер, направленных на
- приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников;
-создание
института арбитражных и
Государственным органом, проводящим
политику антикризисного регулирования,
является Федеральная служба по делам
о несостоятельности и финансовому оздоровлению
(ФСДН).
История социально-
Одни страны с большим трудом и значительными издержками преодолевали трудности, вызванные, прежде всего, кризисом экономики, другие довольно успешно справлялись с экономическими и социальными потрясениями и в довольно короткие сроки выводили свои экономические и социальные системы из острых кризисных состояний.
Анализ итогов реформ в современной России показывает, что усилия государства должны сосредоточиваться на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ. Должны разрабатываться конкретные методы проведения активной институциональной, промышленной и социальной политики.
Государство
формирует такую основу для развития,
защищая и охраняя права
Современная мировая экономическая мысль выделяет следующие признаки выхода из кризисных ситуаций. Поиск инноваций, содействующих изменениям в способе экономического роста. Это преобразования в области отношений найма, которые способствуют попыткам выхода за пределы прежнего способа экономического роста, форм внутренней организации и конкуренции, выявление сдвигов в потребностях, социально-экономического прогресса.
Динамика
выхода из кризиса и экономического
роста определяется не силой государства,
а эффективностью косвенного воздействия
и регулирования
Эта функция государства реализуется путем развития демократии, поддержания социально ориентированного характера реформ, осуществления политики в интересах общества в целом. Речь идет об интеграции государственной власти в структурный механизм общества, предполагающий регулярную смену администраций в соответствии с волей избирателей и защищающий общество от монополизации власти. Решить эту задачу можно при наличии государственного и общественного контроля за властью. Для приведения в действие социальных факторов необходимо обеспечить ряд условий: развитие законодательной базы и эффективных механизмов исполнения всеми законов, формирование механизмов, обеспечивающих разрешение социальных противоречий, поддержание экономической безопасности, политической стабильности, ориентации на правовую защиту личности, социализацию хозяйственной деятельности.
Во-первых, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации федеральная собственность передается предприятиям на праве хозяйственного ведения, учреждениям – на праве оперативного управления. Это контроль за тем, как эта собственность используется, в отношении предприятий – эффективно или нет, учреждений – по назначению или нет. Появляется возможность мониторинга финансового состояния предприятия.
Во-вторых, это предприятия с государственной долей в уставном капитале. Они также являются объектами воздействия со стороны государства путем включения в органы управления этих предприятий представителей государства.
В-третьих, государство обладает недвижимым имуществом. Это золотой фонд государственной собственности, который всегда в цене и должен постоянно эффективно функционировать. К сожалению, распространенным действием остается избавление от недвижимости для покрытия дефицита бюджета. Между тем более эффективным может быть путь регулирования через систему национального имущества, в организации использования этого имущества на условиях аренды. Этот способ регулирования служит преградой для превращения предприятий в чисто имущественные объекты с утратой ими производственных и хозяйственных функций и массовыми увольнениями их работников.
В-четвертых, с деятельностью
государства тесно связаны
Наконец, в поле государственного
регулирования находятся
Финансовое регулирование - это управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйства, предприятий или государства. В стране централизованные финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой и внебюджетными фондами, которые обеспечивают их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями.[4]
Бюджетная политика определяется
рядом специфических факторов и прежде
всего экономическим и финансовым кризисом.
Из этого следует, что она не может восприниматься
как типичный случай, свойственный развитой
рыночной экономике. Глубина и продолжительность
кризисов на предприятии во многом порождены,
во-первых, просчетами в выборе системы
и механизмов назревших преобразований;
во-вторых, отсутствием четкой целевой
ориентации и, в-третьих, игнорированием
мирового опыта регулирования экономики.
В ходе исполнения бюджета самому значительному
сокращению подвергаются программы, которые
государство обязано финансировать. Следствием
этого является снижение уровня заработной
платы и задержки ее выплаты, упадок здравоохранения
и образования, других жизненно важных
отраслей.
Механизм корректировки денежных процессов
сложен. Главный акцент в современных
программах управления деньгами делается
на изменении их предложения, т. е. на ускорении
или замедлении темпов денежной эмиссии.
Контроль за этими процессами носит не
прямой, а косвенный характер.
В России сейчас наблюдается дефицит не
денег, а финансового капитала. Он выражается
в дефиците пассивов банковских и небанковских
финансовых институтов относительно спроса
на денежные средства. Основной причиной
этого является отсутствие достаточных
вложений населения (домашних хозяйств)
и предпринимателей.
Информация о работе Роль государства в антикризисном управлении