Роль государства в антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 00:57, контрольная работа

Описание работы

Анализ итогов реформ в современной России показывает, что усилия государства должны сосредоточиваться на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ. Должны разрабатываться конкретные методы проведения активной институциональной, промышленной и социальной политики.
Центральная теоретическая проблема развития – баланс государства и рынка. Вопрос сейчас не стоит концептуально: вмешиваться или нет государственной власти в сферу экономики.

Содержание работы

Введение 3
1. Общая характеристика антикризисных мер. 4
2. Роль государства в антикризисном управлении. 6
3. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций. 9
3.1. Финансовое регулирование 9
3.2. Производство. 11
3.3. Перераспределение дохода. 12
3.4. Нормативно-законодательная деятельность. 13
Заключение 15
Список используемых источников 17

Файлы: 1 файл

к.р.антикр. упр.!!!!.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию Вологодский государственный  технический университет

 

 

 

 

 

Кафедра Э и  ТПП

 

 

Контрольная работа № 1

 

По предмету: «Антикризисное управление»

 

На тему: «Роль  государства в антикризисном  управлении.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Выполнил студент: Першина Л.Н.

                                                Группа: ЗМО – 61

                                                Шифр: 0607303010

                                                Домашний адрес: Горького 87-5

                                                Проверил:

                         

 

Вологда 2011

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Анализ итогов реформ в современной  России показывает, что усилия государства  должны сосредоточиваться на поиске путей, направленных на максимальное использование  имеющегося научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ. Должны разрабатываться конкретные методы проведения активной институциональной, промышленной и социальной политики.

Центральная теоретическая проблема развития – баланс государства и рынка. Вопрос сейчас не стоит концептуально: вмешиваться или нет государственной власти в сферу экономики. Мировой опыт подтверждает, что рынок не может развиваться в вакууме, он нуждается в правовой и регулирующей основе.

Государство формирует такую основу для развития, защищая и охраняя права собственности, создавая правовые и другие регулирующие системы, содействуя эффективной предпринимательской деятельности граждан и сохранению окружающей среды. Воздействие государства может осуществляться в виде регулирования частной активности, принимать форму финансовой поддержки или трансфертов и т. п. Возникает вопрос определения границ государственного регулирования, т. е. «осязаемых» признаков выхода из кризиса.

Цель данной работы: определить роль государства в антикризисном управлении.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Общая характеристика антикризисных мер.

Термин «антикризисное управление»  возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления  это реформирование российской экономики  и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства. Но, нужно отметить, что кризис некоторых предприятий - это нормальное явление рыночной экономики, в которой по аналогии с дарвиновской теорией выживают сильнейшие. Предприятие же, которое не соответствует «окружающей среде» должно либо приспособиться и использовать свои сильные стороны, либо исчезнуть. В России около четырех пятых всех предприятий по существующим меркам давно следует считать банкротами, об этом говорит и растущее количество дел о банкротстве. Можно сказать, что разработка теории антикризисного управления это заказ практики, причем потребность в антикризисном управлении возникает не только в экономике переходного периода, но в развитых рыночных экономиках западных стран.

 Подходы к самому понятию антикризисного управления весьма неоднозначны. В одних случаях под ним понимают управление фирмой в условиях общего кризиса экономики, в других - управление фирмой, в предверии банкротства, причем некоторые считают, что в качестве кризисной следует признать «любую ситуацию, в которой предприятие не успевает подготовиться к внешним изменениям и потеря рентабельности остается неизбежной», третьи же связывают понятие антикризисного управления с деятельностью антикризисных управляющих в рамках судебных процедур банкротства.[1]

Кризис - это явление, в ходе которого происходят изменения в развитии системы, результатом чего может  стать нарушение развития или  перемены внутри системы. В соответствии с данным определением основными  задачами управления кризисами являются диагностика кризиса, выявление его причин и составление плана мероприятий по выводу предприятий из данного состояния.

Антикризисное управление - это непрерывный  процесс, неотъемлемый элемент общей  системы управления предприятием, осуществляемого в условиях ограничений по времени и финансам, который включает в себя своевременную диагностику кризисной ситуации, анализ причин ее возникновения, определение системы мер по функционированию предприятия в кризисных условиях, разработку плана выхода из нее.[2]

Антикризисное управление имеет свои специфические задачи не только в  фазе кризиса, но и в фазе роста, и  в фазе зрелости. Это составляющая процесса управления, в рамках которой  осуществляется диагностика кризисной  ситуации, проводится ее анализ и исследование причин ее возникновения, определяется система мер по функционированию предприятия в создавшихся условиях и вырабатывается программа выхода из кризиса.

 Прежде чем рассматривать  меры антикризисного управления  нужно остановиться на самих причинах возникновения кризисных ситуаций. К основным причинам обычно относят: рост инфляции; нестабильность налоговой системы; нестабильность регулирующего законодательства; снижение уровня реальных доходов населения; рост безработицы; рыночные факторы; снижение емкости внутреннего рынка; усиление монополизма на рынке; нестабильность валютного рынка; рост предложения товаров-субститутов; политическая нестабильность; стихийные бедствия; ухудшение криминогенной ситуации; слабый финансовый и производственный менеджмент.

 Характеризуя в целом антикризисные  меры, необходимо учесть один  момент - важно различать «антикризисное  регулирование», относящееся к государственным  мерам в масштабах всей экономики,  и «антикризисное управление»,  вырабатывающее способы преодоления убыточности отдельного предприятия, т.е. самостоятельной хозяйственной единицы.

Так, к мерам антикризисного регулирования  можно отнести:

- расширение и эффективная реализация  инновационного потенциала отечественной  экономики; 

- поддержка инвестиций;

- развитие социального партнерства; 

- поддержка малого предпринимательства; 

- предотвращение утечки капиталов  из России и их возврат в  национальную экономику; 

- проведение жесткой денежной  политики;

- обеспечение стабильности национальной  валюты и др.

 Можно также выделить основные  направления государственного антикризисного  регулирования. Это:

-совершенствование законодательной  базы о несостоятельности (банкротстве)  предприятий; 

- осуществление мер по оздоровлению  жизнеспособных предприятий, включая оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении этих предприятий;

- принятие Правительством РФ  мер, направленных на преодоление  кризиса неплатежей;

- приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников;

-создание  института арбитражных и конкурсных  управляющих.  
Государственным органом, проводящим политику антикризисного регулирования, является Федеральная служба по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН).

 

    1. Роль государства в антикризисном управлении.

   История социально-экономического  развития многих крупнейших стран  мира свидетельствует о том,  что им приходилось переживать  глубокие спады производства, финансовые  потрясения, массовую безработицу, острые социальные и политические конфликты.

Одни  страны с большим трудом и значительными  издержками преодолевали трудности, вызванные, прежде всего, кризисом экономики, другие довольно успешно справлялись с  экономическими и социальными потрясениями и в довольно короткие сроки выводили свои экономические и социальные системы из острых кризисных состояний.

Анализ  итогов реформ в современной России показывает, что усилия государства  должны сосредоточиваться на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ. Должны разрабатываться конкретные методы проведения активной институциональной, промышленной и социальной политики.

Государство формирует такую основу для развития, защищая и охраняя права собственности, создавая правовые и другие регулирующие системы, содействуя эффективной предпринимательской  деятельности граждан и сохранению окружающей среды. Воздействие государства может осуществляться в виде регулирования частной активности, принимать форму финансовой поддержки или трансфертов и т. п.

Современная мировая экономическая мысль  выделяет следующие признаки выхода из кризисных ситуаций. Поиск инноваций, содействующих изменениям в способе экономического роста. Это преобразования в области отношений найма, которые способствуют попыткам выхода за пределы прежнего способа экономического роста, форм внутренней организации и конкуренции, выявление сдвигов в потребностях, социально-экономического прогресса.

Динамика  выхода из кризиса и экономического роста определяется не силой государства, а эффективностью косвенного воздействия  и регулирования институциональных  форм в рыночной среде, стимулирования конкуренции, завершения структурной перестройки экономики. За кризисом, представляющим собой разрушение всего устаревшего и ведущего к пересмотру прежних представлений, важно увидеть основы нового уровня развития национальной хозяйственной системы.

Эта функция  государства реализуется путем развития демократии, поддержания социально ориентированного характера реформ, осуществления политики в интересах общества в целом. Речь идет об интеграции государственной власти в структурный механизм общества, предполагающий регулярную смену администраций в соответствии с волей избирателей и защищающий общество от монополизации власти. Решить эту задачу можно при наличии государственного и общественного контроля за властью. Для приведения в действие социальных факторов необходимо обеспечить ряд условий: развитие законодательной базы и эффективных механизмов исполнения всеми законов, формирование механизмов, обеспечивающих разрешение социальных противоречий, поддержание экономической безопасности, политической стабильности, ориентации на правовую защиту личности, социализацию хозяйственной деятельности.

Во-первых, согласно Гражданскому кодексу  Российской Федерации федеральная  собственность передается предприятиям на праве хозяйственного ведения, учреждениям  – на праве оперативного управления. Это контроль за тем, как эта собственность используется, в отношении предприятий – эффективно или нет, учреждений – по назначению или нет. Появляется возможность мониторинга финансового состояния предприятия.

Во-вторых, это предприятия с  государственной долей в уставном капитале. Они также являются объектами воздействия со стороны государства путем включения в органы управления этих предприятий представителей государства.

В-третьих, государство  обладает недвижимым имуществом. Это  золотой фонд государственной собственности, который всегда в цене и должен постоянно эффективно функционировать. К сожалению, распространенным действием остается избавление от недвижимости для покрытия дефицита бюджета. Между тем более эффективным может быть путь регулирования через систему национального имущества, в организации использования этого имущества на условиях аренды. Этот способ регулирования служит преградой для превращения предприятий в чисто имущественные объекты с утратой ими производственных и хозяйственных функций и массовыми увольнениями их работников.

В-четвертых, с деятельностью  государства тесно связаны земельные  отношения. В этой сфере действуют  более сотни законодательных актов, которые носят противоречивый характер и не способствуют эффективному развитию сельскохозяйственного производства.[4]

Наконец, в поле государственного регулирования находятся отношения  собственности в регионах. Формально  перевести недвижимость одной формы собственности в другую не является проблемой, добиться, чтобы на этой базе оптимально реализовывались интересы работника, предприятия и государства. На практике происходит передача федеральных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации в счет погашения долга государства их бюджетам.

 

    1. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций.
      1. Финансовое регулирование

Финансовое регулирование - это  управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйства, предприятий или государства. В стране централизованные финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой и внебюджетными фондами, которые обеспечивают их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями.[4]

Бюджетная политика определяется рядом специфических факторов и прежде всего экономическим и финансовым кризисом. Из этого следует, что она не может восприниматься как типичный случай, свойственный развитой рыночной экономике. Глубина и продолжительность кризисов на предприятии во многом порождены, во-первых, просчетами в выборе системы и механизмов назревших преобразований; во-вторых, отсутствием четкой целевой ориентации и, в-третьих, игнорированием мирового опыта регулирования экономики. 
В ходе исполнения бюджета самому значительному сокращению подвергаются программы, которые государство обязано финансировать. Следствием этого является снижение уровня заработной платы и задержки ее выплаты, упадок здравоохранения и образования, других жизненно важных отраслей. 
Механизм корректировки денежных процессов сложен. Главный акцент в современных программах управления деньгами делается на изменении их предложения, т. е. на ускорении или замедлении темпов денежной эмиссии. Контроль за этими процессами носит не прямой, а косвенный характер. 
В России сейчас наблюдается дефицит не денег, а финансового капитала. Он выражается в дефиците пассивов банковских и небанковских финансовых институтов относительно спроса на денежные средства. Основной причиной этого является отсутствие достаточных вложений населения (домашних хозяйств) и предпринимателей.

Информация о работе Роль государства в антикризисном управлении