Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 21:17, реферат
Для антикризисного управления необходима база надежных данных, создание специфической методики исследований, привлечение высококвалифицированных специалистов, проведение исследований, а также разработка, принятие и осуществление мер, стабилизирующих состояние отдельных предприятий и экономики. В этом направлении государственные органы осуществляют регулирование следующих видов:
• правовое — создание правовой основы антикризисного регулирования, проведение экспертизы на предмет выявления случаев фиктивного и преднамеренного банкротства;
1.Роль и функции государства в антикризисном управлении.
2.Виды государственного регулирования кризисных ситуаций.
3.Система и меры антикризисного управления.
Заключение
Список литературы
Процесс реанимации потребует
серьезных организационных
С учетом сказанного, государственное регулирование в этой области, сводится к активной промышленной политике, основу, которой составляют следующие принципы:
обеспечение учета интересов всех участников ее осуществления; социально-экономическая направленность; сочетание мер государственного регулирования и рыночных механизмов; создание благоприятных условий для снижения негативных последствий в ходе структурных преобразований, а затем и для повышения уровня жизни населения; адресный характер мероприятий; система договорных отношений и конкурсная основа для участников процесса преобразований в промышленности; обоснованная централизация ресурсов в целях обеспечения развития производства и предотвращения дальнейшего разрушения научно-производственного и интеллектуального потенциала; широкое использование аренды, инвестиционных конкурсов продажи государственной собственности, лизинга.
Перераспределение дохода. Социально-экономический кризис сопровождается непропорциональным размещением капитала и труда, резким падением объемов производства в государственном секторе экономики. А ведь из этого сектора в государственный бюджет поступала основная часть доходов, в этом же секторе очень медленно сокращаются государственные расходы. В результате расходы на социальные цели государство снижает тогда, когда потребность в социальной защите, напротив, резко возрастает.
В таких условиях стратегия социальной политики государства должна предусматривать регулирование рыночных сил. Оно позволяет решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка, способствует организации процесса перераспределения доходов. В этой деятельности главным является предотвращение абсолютной бедности. Цель борьбы с бедностью – обеспечить такие условия, при которых ни один гражданин и ни одна семья не оказались бы ниже определенного минимального уровня доходов или потребления.
Цель социального страхования – оградить каждого гражданина от резкого снижения уровня жизни и доходов. Цель выравнивания доходов – обеспечить каждому человеку возможность фактически перераспределять собственный доход.
Необходимость государственного финансирования медицинского обслуживания диктуется потребностью, с одной стороны, производства общественных благ и, с другой – обеспечения широкого доступа населения к услугам здравоохранения.
3.Система и
меры антикризисного
Система антикризисного
управления включает целостную совокупность
элементов, находящихся в отношениях и
связях друг с другом, направленных на
защиту предприятий от кризисных ситуаций и предотвращение банкротства.
Функциональными элементами системы антикризисного
управления являются: мониторинг состояния
предприятий, маркетинг изменения отраслевой
структуры хозяйства, прогнозирование
и планирование, принятие управленческих
решений и распоряжений, координирование
и организация их выполнения, введение
системы стимулов, учет и контроль результатов
функционирования хозяйства. Все они находятся
в тесной взаимосвязи и непрерывном взаимодействии
друг с другом
Политика антикризисного управления —
это направление деятельности правительства,
совокупность принципов, методов, форм
организационного поведения, направленных
на стабилизацию экономической ситуации
на предприятии, поверженном в кризис,
на формирование механизма регулирования.
С 2000 г. реализуется новая концепция государственной
политики в области банкротства и финансового
оздоровления предприятий, суть которой
состоит в усилении влияния государства
на экономические процессы, протекающие
в стране, в результате более эффективного
применения цивилизованных мер гражданско-правового
характера в отношении должников. Механизмы
антикризисного регулирования рассматриваются
в качестве основного инструмента реализации
государственной промышленной политики.
Это нашло отражение в повышении решающей
роли инициативы государства при проведении
реструктуризации предприятий и в предоставлении
полной самостоятельности государственным
органам в выборе и реализации мер по финансовому
оздоровлению несостоятельных должников.
Основная задача института несостоятельности
(банкротства) заключается в том, что коль
скоро потери кредиторов оказались неизбежными,
эти потери должны быть распределены между
ними наиболее справедливым образом.
Участниками антикризисного управления
являются различные службы и организации.
1. Федеральная служба России по финансовому
оздоровлению и банкротству (ФСФО России), которую
на региональных уровнях представляют
следующие организации:
• 13 межрегиональных территориальных
служб по делам о несостоятельности и
финансовому оздоровлению -Центральная, Сибирская,
Восточно-Сибирская, Западно-Сибирская,
Урало-Сибирская, Уральская, Поволжская,
Волго-Вятская, Дальневосточная, Северная,
Северо-Западная, Северо-Кавказская, Южная
• два территориальных органа Свердловской и Московской
областей.
ФСФО России выполняет исполнительные,
контрольные, разрешительные, регулирующие
и организационные функции, связанные
с антикризисным регулированием. Служба
разрабатывает и реализует мероприятия
по финансовому оздоровлению предприятий,
проводит государственную политику по
предупреждению банкротств, обеспечивает
условия реализации процедур банкротства,
обеспечивает защиту интересов государства
при решении вопросов о несостоятельности
предприятий и др.
2. Федеральная (центральная и территориальная)
межведомственная балансовая комиссия
по финансовому оздоровлению. Деятельность
комиссий направлена на финансовое оздоровление
предприятий без судебных процедур. В
их функции входит также анализ краткосрочных
графиков погашения задолженностей.
3. Коллегии уполномоченных государственных
представителей-кредиторов, основной функцией которых
является предварительное (досудебное)
изучение истории банкротства предприятия.
Некоммерческое партнерство «Российская
гильдия профессиональных антикризисных
управляющее» (ЯП РТПАУ) - орган, координирующий
деятельность предприятий в ближайшей
перспективе посредством разработки конкретных
программ и планов по их финансовому оздоровлению.
Она самостоятельно выполняет те функции,
которые Федеральная служба не в состоянии
выполнить эффективно.
5. Арбитражные суды.
6. Совет по антикризисным программам при
Правительстве РФ — это своего рода экспертный
орган, выявляющий предприятия, нуждающиеся
в судебной или внесудебной санации, и
задающий процессу их оздоровления системный
и плановый характер.
7. Властные структуры и профильные ведомства, в том числе департаменты
управления инвестициями, фонды по поддержке
малого бизнеса и др.
Между всеми перечисленными участниками
антикризисного управления формируются
взаимоотношения по поводу повышения
компетентности и прав в решении проблем
финансового оздоровления предприятий.
Они основаны на единстве и целостности
государственной политики, проводимой
в данной области. Механизм взаимодействия
государственных структур, ответственных
за осуществление процедур банкротства
предприятий, с органами исполнительной
власти играет главную роль в антикризисном
управлении.
Рассматривая данную тему необходимо
ответить на вопрос : Какими путями можно
оздоровить несостоятельные предприятия
на государственном уровне? Управление
состоянием «здоровья» предприятий осуществляется
по различным технологиям.
Технология антикризисного управления - совокупность способов,
приемов, форм и методов, с помощью которых
осуществляется государственное регулирование
по поводу преодоления кризиса предприятий.
Все меры антикризисного управления несостоятельностью
предприятий можно объединить в две группы.
1. Профилактические меры, предупреждающие наступление
кризисного состояния у предприятий. К
ним относятся антикризисные процедуры
по улучшению правовых, экономических,
социальных и иных условий внешней среды
предприятии, стимулирующих их деятельность
в направлении, важном и полезном для социально-экономического
развития региона и страны в целом. Суть
профилактических мер сводится к созданию
поощрительных и запретительных стимулов
по отношению к деятельности предприятий.
2. Меры, применяемые к предприятиям-банкротам, — это оздоровительные
действия (санация) в отношении несостоятельных
предприятий, законодательно разрешенные
государством.
Санация состояния предприятия может
быть: внесудебной, когда проводится без
участия арбитражного суда и, соответственно,
без официального объявления банкротства;
досудебной, предполагающей предварительное,
до открытия производства по делу о банкротстве,
оздоровление; арбитражной в соответствии с действующим
законодательством.
Популярные профилактические меры по
антикризисному управлению
• Консультирование предпринимателей
и менеджеров по вопросам законодательства
о банкротстве.
• Создание специализированных компаний
по антикризисному управлению.
• Обеспечение условий для инновационной
деятельности предприятий, а именно: осуществление
институциональных преобразований, развитие
инфраструктуры инновационного процесса,
защита интеллектуальной собственности,
вовлечение ее в оборот, создание доступного
информационного банка о достижениях
научно-технического прогресса, обеспечение
доступа предприятий к результатам научно-исследовательских,
и технологических работ, продажа или
передача на взаимовыгодных условиях
пустующих объектов и объектов незавершенного
строительства, стимулирование спроса
у отечественных производителей на конкурентоспособные
технологии, формирование региональных
фондов перспективных проектов.
Однако, нужно помнить, что профилактика
и досудебная санация результативны, если
они начинаются своевременно. Но для этого
необходимо постоянно отслеживать состояние
предприятий.
Заключение.
Антикризисное управление – система управленческих
мер и решений по диагностике, предупреждению,
нейтрализации и преодолению кризисных
явлений и их причин. Государство всегда
регулирует кризисные ситуации: правительство
использует все уровни имеющихся в его
распоряжении полномочий по всему фронту
экономики с целью ее стабилизации.
Существуют четко обозначенные направления принятия мер антикризисного управления деятельности предприятий, составляющие разные варианты антикризисной политики: предупреждение кризиса, преодоление его последствий в щадящем режиме и жесткое следование нормам законодательства. Их избирают в зависимости от сложившихся обстоятельств. Каждый вариант антикризисной политики позволяет, во-первых, продвинуть развитие предприятий в желаемом направлении, во-вторых, защитить от разорения социально значимые предприятия, в-третьих, цивилизованным путем обеспечить развязку отношений вокруг несостоятельности предприятий.
Литература:
1.Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики. Учебник / Под. ред. Антоновой Н.Б. М.: Академия, 2007.
2.Антикризисное управление: Учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 620 с. – (высшее образование).
3.Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой/ Богданова Т.А., Градов А.П. и др.; Под ред. Градова А.П. и Кузина Б.И. - СПб.: "Специальная литература", 2006. - 511с.
4.Жарковская Е.П., Бродский Б.Е. Антикризисное управление: Учебник. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Омега-Л, 2007. – 368 с. – (Серия «Высшая школа менеджмента»).