Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 18:06, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является подробное рассмотрение вопросов, связанных с инновациями в антикризисном управлении. Отсюда вытекают следующие задачи:
1) Выяснить какую роль играют инновации в антикризисном управлении;
2) Выявить могут ли инновации быть средством выхода из кризиса;
3) Рассмотреть формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса
4) Узнать по каким критериям антикризисного управления следует оценивать инновационные программы.
Предметом данной курсовой работы являются инновации как средство повышения антикризисной устойчивости; объектом – антикризисное управление.
Введение………………………………………………………………………....3
1. Инновационный процесс как фактор антикризисного управления……….6
2. Инновационный потенциал предприятия, его роль в антикризисном управлении…………………………………………………………………...13
3. Государственная инновационная стратегия антикризисного развития….19
4. Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса………………………………………………………………………..28
5. Инновационные проекты, критерии их отбора……………………………33
Заключение ……………………………………………………………………..38
Список использованной литературы ………………………………………….40
КАЛУЖСКИЙ ИНСТИТУТ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА
КФ
РМАТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По предмету «Антикризисное управление»
На тему:
«Роль инноваций
в антикризисном управлении»
Выполнила:
Студентка группы
ЗМО-2002
Симоненкова Т.С.
Проверила:
Амарова
О.Ф.
Калуга-2007
Содержание
Введение………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………………..38
Список
использованной литературы ………………………………………….40
ВВЕДЕНИЕ
Одним из средств достижения целей организации (корпорации, фирмы) является инновационная стратегия. Она представляет собой реакцию на изменение внутренней и внешней среды организации. В этом контексте очевидная перспектива вхождения организации в кризисное состояние (или пребывание в нем) может выступать исходной посылкой (потребностью, запросом, требованием) для разработки инновационной стратегии.
В общем виде инновационные стратегии могут иметь следующую направленность:
1)
получение новых продуктов,
2) применение новых методов в НИОКР, производстве, маркетинге, управлении;
3)
переход к новым
4)
применение новых видов
Что
касается антикризисной стратегии,
то она как интегративная форма
может содержать в своем
Относительно внутренней среды организации инновационные стратегии обычно разделяются на следующие группы:
1)
продуктовые (портфельные,
2) функциональные (научно-технологические, производственные, маркетинговые и др.);
3) ресурсные (финансовые, трудовые, информационные, материально-технические);
4) организационно-управленческие (технологии, структуры, методы, системы управления и др.);
5)
конверсии (переориентация
6) диверсификации (расширения видов деятельности);
7) концентрации производства (соединения и сжатия производственных мощностей и систем) и др.
Наибольшую
привлекательность для
Происходящее
в спектре современной научно-
1)
под влиянием ТП происходит
моральный износ
2)
появление в результате ТП
более совершенного
Для эффективного использования этих факторов в антикризисном менеджменте целесообразно отслеживать процессы материального и морального износа основных производственных фондов, их амортизации и обновления и на этой основе разрабатывать порядок действий в инновационной деятельности.
Целью данной курсовой работы является подробное рассмотрение вопросов, связанных с инновациями в антикризисном управлении. Отсюда вытекают следующие задачи:
Предметом
данной курсовой работы являются инновации
как средство повышения антикризисной
устойчивости; объектом – антикризисное
управление.
1. Инновационный процесс как фактор антикризисного управления
Любая социально-экономическая система достигает успеха своей деятельности, если она находится и состоянии последовательного и неуклонного развития. Развитие — это приобретение нового качества, определяющего усиление и устойчивость жизнедеятельности организации (фирмы), ее рост. Как бы успешно она ни функционировала, но если ее руководство не нацелено на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, она через определенный промежуток времени рискует стать неконкурентоспособной. А это означает ослабление позиций на рынках сбыта, потерю потребителей продукции и снижение размеров прибыли. Все это способствует возникновению кризисной ситуации в организации и может послужить причиной банкротства.
Особенно актуальна эта проблема для экономики нашей страны, переживающей переход к рыночным отношениям. Сложившаяся в настоящее время ситуация в российской экономике характеризуется общим спадом производства и конкурентоспособности продукции, снижением заинтересованности большинства товаропроизводителей в проведении инновационных мероприятий, а также практически полным отсутствием у государственных структур целостной инновационной политики.
Кризис в экономике страны усугубляется инновационным кризисом, который проявляется в резком снижении управляемости процессами создания и внедрения новшеств, в отсутствии источников финансирования, в свертывании деятельности исследовательских творческих коллективов. С учетом этого поиск возможных решений проблем управления инновационными процессами становится одной из важнейших задач антикризисного управления.
Вместе с тем характер и особенности развития инновационных процессов определяют не только общая экономическая ситуация, но и закономерности развития, свойственные именно инновационной сфере, исследование которых осуществляется в рамках теории нововведений начиная с момента ее возникновения. Кроме того, важен такой элемент антикризисного развития, как оценка возможностей эффективного использования в отечественной практике мирового опыта управления в целом и инновационными процессами в частности.
Известный американский экономист Эдвард Дёминг, которому японская промышленность обязана рождением и всемирным успехом, изложил в книге «Выход из кризиса» спою программу управления корпорацией в условиях жесткой конкуренции, когда успех одних порождает сложные проблемы для других. Суть этой программы представлена в сформулированных Э. Дёмингом знаменитых 14 принципах, следовать которым он призывает руководство компаний. Вот некоторые из них:
• сделайте так, чтобы стремление к совершенствованию товара или услуги стало постоянным. Ваша конечная цель — стать конкурентоспособным, остаться в бизнесе и обеспечить рабочие места;
•
постоянно совершенствуйте
• создайте систему подготовки кадров на рабочих местах;
•
сформируйте систему
• внедрите обширную программу повышения квалификации и самосовершенствования;
• сделайте так, чтобы каждый сотрудник компании участвовал и программе преобразований. Преобразования — дело каждого!
Реализация отмеченных принципов напрямую связана с формированием эффективной системы инновационного управления предприятием, позволяющей ему функционировать, избегая кризисных ситуаций и занимать лидирующие позиции и своей отрасли.
Важным условием понимания целей и задач инновационного развития предприятия являются теоретические знания, помогающие понять структуру инновационного процесса, в основе которого лежат инновационные циклы.
Наибольший вклад и развитие теории инновации принадлежит, по мнению специалистов, австрийскому экономисту И. Шумпетеру, разработавшему в начале века собственную теорию экономического развития. Он считал, что основу экономического роста составляют нововведения. В соответствии с классификацией И. Шумпетера понятие «нововведения» рассматривается, как:
1) изготовление нового, т.е. еще неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага;
2) внедрение нового, т. е. данной отрасли промышленности еще практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара;
3) освоение нового рынка сбыта, т. е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;
4)
получение нового источника
5)
проведение соответствующей
Позже, развивая данную теорию, Шумпетер использовал термин innovation, что в русском переводе с английского означает «нововведение».
Значительный вклад в формирование теории инновации внесли и русские исследователи. Это прежде всего Н.Д. Кондратьев — автор теории больших конъюнктурных циклов. Волновая теория Кондратьева дала возможность специалистам в области управления исследовать причины спадов в промышленности и определить пути преодоления кризисов за счет инновационного обновления капитала.
Современная концепция теории инновации включает такие понятия, как «жизненный цикл продукции» и «жизненный цикл технологии производства». В самом общем виде структуру жизненного цикла продукции, включая инновационный процесс, можно представить следующим образом.
В начальной фазе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) проводятся фундаментальные теоретические исследования, прикладные изыскания и проектно-конструкторские разработки. Результатом их проведения являются новые знания, научные идеи, т.е. полезная информация более высокого порядка, чем ранее существовавшая. В связи с тем, что научное знание стало теоретической основой развития производства, в развитых странах фундаментальным теоретическим исследованиям и поисковым НИР уделяется особое внимание. Именно они образуют потенциал знаний для инновационной деятельности, представляющий собой интеллектуальный продукт, рыночную стоимость которого оценить весьма сложно.
Информация о работе Роль инноваций в антикризисном управлении