Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 23:23, доклад
Антикризисная стратегия коммерческого банка - это стратегия, предусматривающая систему мер, единый для финансово-кредитного института (в т.ч. международной транснациональной компании) перспективный план действий в области операционной, финансовой и маркетинговой деятельности банка, а также риск-менеджмента и кадрового управления, который позволяет коммерческому банку работать эффективно, бесперебойно, смягчая угрозы или последствия кризиса и используя последствия кризиса для своего развития и достижения конкурентных преимуществ.
Наличие хорошо продуманной антикризисной стратегии позволяет банку решать ряд основных задач:
1. На основании антикризисной стратегии тактические решения принимаются более осмысленно и целеустремленно.
2. Минимизируются несогласованные действия различных подразделений банка.
3. Менеджеры получают возможность в процессе текущей деятельности отделять главные проблемы и задачи от второстепенных. В противном случае происходит нерациональный разброс в действиях и подходах, приводящий к распылению ресурсов банка.
Министерство по образованию и науке
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экономический факультет
Кафедра Антикрисного управления.
Реферат « Роль стратегии АУ кредитных организации»
Работу выполнила студентка 4курса
Спец. «Антикризисное
Управление»____________
Преподаватель
______________
Антикризисная стратегия коммерческого банка - это стратегия, предусматривающая систему мер, единый для финансово-кредитного института (в т.ч. международной транснациональной компании) перспективный план действий в области операционной, финансовой и маркетинговой деятельности банка, а также риск-менеджмента и кадрового управления, который позволяет коммерческому банку работать эффективно, бесперебойно, смягчая угрозы или последствия кризиса и используя последствия кризиса для своего развития и достижения конкурентных преимуществ.
Наличие хорошо
продуманной антикризисной
1. На основании
антикризисной стратегии
2. Минимизируются
несогласованные действия разли
3. Менеджеры
получают возможность в
4. Сотрудники работают более согласованно, в тех направлениях, которые определены в стратегии банка.
5. Укрепляется
имидж банка в глазах его
реальных и потенциальных
О наличии у
банка стратегии могут свидетел
- банк является
инициатором внедрения
- внедрены система
сбалансированных показателей
- текущая деятельность планируется и направляется на основе долгосрочных целей и планов;
- сотрудники
банка знают и разделяют
- банк занимает
устойчивую конкурентную
- банк успешно развивается, увеличивая свою прибыль, долю на рынке;
- банк работает в определенной нише на рынке.
Для определения подходов к антикризисной стратегии целесообразно учитывать, что антикризисное управление - это особый вид управления, который отличается специфическими условиями и технологиями. Различия между управлением в стабильных системах и антикризисным управлением представлены в таблице.
Таблица. Различия между управлением в стабильных системах и антикризисным управлением.
Основные параметры:
Управление в стабильных системах
Цели :Повышение эффективности деятельности
Минимизация отрицательных последствий кризиса
Основные ограничения:
Ресурсные мягкие
Временные, ресурсные жесткие
Характеристика внешней среды
Благоприятная
Неблагоприятная
Внутренняя среда
Стабильная
Множество острых конфликтов
Результат: Рост эффективности и жизнеспособности
Переход в стабильное состояние
Особенности антикризисного управления
Анализ отличий антикризисного управления от управления в стабильных системах позволяет выделить ряд характеристик, которыми должна обладать антикризисная стратегия. Антикризисная стратегия должна:
- учитывать ограниченность в ресурсах и времени;
- включать в себя меры как краткосрочного, так и долгосрочного характера;
- в первую очередь решать острые проблемы, существующие в коммерческом банке;
- иметь ясно сформулированную цель (например, решение проблемы ликвидности);
- быть комплексной,
учитывать все сферы
- адекватно реагировать на существующие проблемы и идентифицировать причины кризисного состояния.
Необходимо отметить, что разработка и реализация антикризисной стратегии - сложный и трудоемкий процесс, который может состоять из следующих этапов:
1. Анализ причин возникновения кризиса.
2. Формулирование основных целей антикризисной стратегии.
3. Формулирование
общих ограничений для
4. Выработка
альтернативных вариантов
5. Оценка вариантов, выбор варианта антикризисной стратегии.
6. Разработка антикризисных программ.
7. Ресурсное обеспечение антикризисных программ.
8. Организация выполнения антикризисной стратегии.
9. Контроль и оценка
результатов выполнения
10. Корректировка антикризисных программ и стратегий [3].
Необходимо отметить, что для составления антикризисной стратегии крайне важна не просто развитая, а адекватная законодательная база. За последнее десятилетие правовая база в области банковского дела претерпела коренные изменения, произошли масштабные перемены: было издано множество законодательных актов, указов, постановлений, рекомендаций, регулирующих банковскую деятельность. Но ни в законах, ни в нормативных актах или рекомендациях надзорного органа нет даже минимального определения антикризисной стратегии. Также сама правовая среда еще нуждается в корректировке (включая устранение пробелов в регулировании деятельности банковских групп и банковских холдингов, как российских, так и транснациональных), что является задачей отдельного исследования.
Для создания антикризисной
стратегии, а также ее корректировки
крайне важны система риск-
Первые уверенные
шаги на протяжении последних пяти
лет в России уже сделаны: внедряется
риск-ориентированный контактны
При этом каждое
из направлений совершенствования
институциональной среды
Кадровая антикризисная стратегия
В условиях кризиса кадровые стратегии коммерческих банков претерпели коренные изменения, но, к сожалению, в большинстве банков данные изменения не были продуманной, эффективной стратегией. Большинство банков действовало по принципу сокращения сотрудников и повышения требований к оставшимся сотрудникам.
Уже в 2010 г. стало очевидно, что данные методы не привели к ожидаемому результату. Многие банки сейчас испытывают колоссальный дефицит профессиональных кадров. В основном банки начали сокращение в середине 2009 г., хотя при сокращении им приходилось выплачивать от двух до пяти зарплат и отпускные увольняющимся сотрудникам, при этом для данных сотрудников на год вперед был оплачен социальный пакет (страхование, обеды и другие условия). А уже к концу 2009 г. банки стали ощущать нехватку кадров, и начался новый набор специалистов.
В данном случае коммерческие банки сэкономили максимум от одной до пяти зарплат сотрудников, но если подумать, во сколько обойдется новое обучение сотрудников, создание благоприятной атмосферы в коллективе и недовольство клиентов некачественным обслуживанием, можно прийти к выводу, что сэкономить не удалось. Более того, многие коммерческие банки понесут так называемые «моральные издержки», которые могут привести к большим финансовым расходам. На наш взгляд, это не самый оптимальный выход из положения. Конечно, необходимо пересмотреть эффективность работы персонала, выявить сотрудников, работающих с клиентами, но не приносящих доход, выяснить причины; таким образом можно избавиться от наименее эффективно работающих сотрудников.
Следовательно, первым пунктом кадровой корпоративной стратегии в условиях кризиса является сохранение персонала. В коммерческом плане это невыгодно. Но в социальном аспекте сохранение персонала - это предотвращение роста безработицы на рынке труда и создание условий, когда государство сможет сэкономить на выплате пособий по безработице.
Если поток
клиентов невелик, есть время заняться
карьерным обучением
Вторым пунктом антикризисной кадровой стратегии является обучение и повышение квалификации сотрудников в кризис. В коммерческом плане это увеличит будущие доходы и уменьшит операционные риски, в социальном плане повышение грамотности, образованности специалистов - одна из важнейших функций организации.
Третьим направлением корпоративной социальной ответственности в области кадровой стратегии является обеспечение достойного социального пакета сотрудникам (медицинские страховки как сотруднику, так и членам его семьи, оплата лекарств, такси при ненормированном рабочем графике, санаторно-курортные путевки и т.д.).
Естественно, о повышении зарплаты в кризисные годы не приходится задумываться, но психологически банковским специалистам необходима мотивация. Так же, как и у клиентов, необходимо вырабатывать лояльность у сотрудников.
Под лояльностью можно понимать приверженность сотрудников своей компании, одобрение ее философии, стратегических целей и способов их достижения, позитивное отношение к компании, благодаря которому сотрудники отдают этой компании предпочтение перед конкурентами. Компании, учитывающие гармонию ценностей, как правило, являются наиболее успешными в финансовом плане.