Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 16:33, доклад
Великие реформы 60-70-х г. 19 в. дали толчок к осуществлению раннеиндустриальной модернизации в России, стране второго эшелона капиталистического развития. Этот процесс в полной мере продемонстрировал неорганичность догоняющей российской модернизации. Как известно, в пореформенный период шло бурное развитие капитализма, который на рубеже 19-20 вв. перерос в монополистический капитализм, и к 1913 г.
№1 Россия на рубеже 19-20 веков модернизация, наростание.
1) Великие реформы
60-70-х г. 19 в. дали толчок к
осуществлению
На рубеже 19-20 вв. сторонники модернизации России объединялись вокруг С.Ю. Витте (с1892г. министра путей сообщения и финансов). В политическом плане взгляды С.Ю. Витте изменялись в зависимости от конъюнктуры, но в осуществлении экономической модернизации России он был весьма последователен. По инициативе Витте было создано Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Предложения совещания предвосхитили аграрные преобразования П.А. Столыпина. Однако С.Ю. Витте вызвал резкое недовольство Николая II и правящей верхушки и в 1903 г. он был смещен с поста министра финансов и назначен на почетную должность председателя Комитета министров, которая не имела механизмов реальной власти. Таким образом, на рубеже 19-20 вв. модернизация в России нуждалась в новых импульсах.
Подводя итоги российских модернизаций 18-начала 20 вв., следует иметь в виду, что они осуществлялись по имперской модели. По мнению специалистов, занимающихся этой проблемой, суть имперской модели модернизации заключается в следующем:
- модернизации были подчинены задачам военно-политической экспансии империи, обороны от внешних врагов, поддержания статуса великой державы.
- Модернизации не были подчинены решению внутренних проблем, тем более повышению народного благосостояния. Если такие цели и выдвигались, то они были не обязательными по сравнению с главными задачами.
- Модернизации не стремились воспроизвести западные социально-экономические предпосылки развития и механизмы управленческих решений, они воспроизводили их внешние образцы.
- Модернизации проводились главным образом по инициативе наиболее передовой части правящего слоя, который сравнивал Россию с Западом и по большому счету не был заинтересован в развитии инициативы народа.
Имперская модель модернизации показала свою ограниченность, что в полной мере проявилось в первой мировой войне. В советский период она превратилась в контрмодернизацию , которая в конечном итоге так же не имела исторической перспективы
Развитие начального образования в России связывают с инициативами активной демократически настроенной части общества. Создавались народные дома, просветительские общества, рабочие курсы. Потребность страны в квалифицированных специалистах привела к развитию технического высшего образования. Уже к 1912 году их насчитывалось 16. Большое внимание уделялось и образованию женщин. За 10 лет с 1908 года в стране открылось 30 высших учебных заведений для женщин. Россия занимала первое место в мире по количеству издаваемой литературы. Большое значение в культурной жизни страны имела и периодика. К 1913 году выпускалось 1263 журнала и 874 газеты. Была создана целая сеть научных, образовательных и коммерческих библиотек.
Активно развивались традиционные и новые для страны научные дисциплины. Циолковский разрабатывает теоретические основы воздухоплавания, Жуковский закладывает основы аэро- и гидро- динамики. Этот период подарил России и всему миру выдающихся ученых: Попова, Мичурина, Тимирязева, Мечникова. Огромный вклад в развитие философской мысли был внесен Бердяевым, Флоренским, Соловьевым, Ключевским.
В 1898 году Станиславским и Немировичем-Данченко был основан Художественный театр. Их работа подарила миру новый этап развития сценического искусства.
Русская культура начала 20 века дала миру немало талантливых художников. Известные пейзажисты того времени: Верещагин, Поленов, Куинджи.
Русская поэзия начала 20 века отличается творческим, и отчасти переворотным новаторством для всей дальнейшей русской литературы. Это обусловлено теми историческими событиями, которыми был насыщен этот временной период сознание русского народа фундаментально менялось, и естественно, что это отображалось и на культурной жизни.
Тема революции была темой каждой отрасли в жизни людей, и стала главным мотивом и для русской поэзии. На этот период приходится творчество зачинателя революционной поэзии Маяковского, о творчестве которого узнала не только Россия, но и весь мир.
Сергей Есенин, выдающийся русский поэт, творчество которого приходится на начало 20 века, в своих стихотворениях не только наследует традиции своих предшественников, но и проявляет их в актуальной на то время форме. А такой оригинальный и самобытный поэт, как Владимир Маяковский, пошел совершенно по другому творческому пути. Если его поэзия и носила исповедальный характер, то все же фундаментом поэзии Маяковского остается яркий символизм и футуризм. Примером гармоничного слияния традиций и новаторства в поэзии является лирика Александра Блока, одного из основателей поэзии «серебренного века». Его стихотворения сохраняют традиционные жанры для поэзии, но все же в лирике отчетливо прослеживаются новаторские походы, более нигилистический взгляд на вещи.
Былые традиции литературы окончательно видоизменились, появились новые жанры поэзии и ее новые формы. Тем не менее, были поэты, которые не отходили от традиций русской поэзии, и в привычной форме воспевали русский дух и свою любовь к Родине.
Поэзию начала 20 века называют «переломной» и «критической», так как культура нуждалась в обновлении, но пути обновления представляли собой совершенно разные жанры поэзии. Происходит основательная трансформация традиционных жанров оды, романса, элегии, и наряду с этим развиваются нетрадиционные жанры поэзии фрагмент, миниатюра, лирическая новелла.
В.И. Ленин признавал необходимость управленческой администрации: «Жить без этого аппарата мы не можем, всякие отрасли управления создают потребность в таком аппарате» [3; с. 169].
Так, начиная со II Всероссийского съезда Советов, открывшегося 25 октября 1917г. в Петрограде, в стране начинает формироваться новая система государственных органов.
Опираясь на выступление В.И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов было постановлено: « …вся власть на местах переходит к Советам рабочих и, крестьян и солдатских депутатов…
Помимо провозглашения о начале формирования государственной системы на II Всероссийским съезде Советов были приняты и первые важнейшие, в то время, советские декреты. В декрете «О Власти» также говорилось о полновластии Советов и о их компетенции в области принятия законов, и контроле за их исполнением. Были приняты так же Декрет о мире и Декрет о земле.
Начинает формироваться судебная система. В ноябре 1917 г. был издан Декрет «О суде» №1. Этот нормативно – правовой акт упразднил все дореволюционные судебные органы. Были ликвидированы прокуратура, адвокатура, институт судебных следователей.
Судебная система состояла теперь
из местных коллегиальных судов.
В состав которых входили
10 июля 1918г. V Всероссийский съезд Советов (4—10 июля 1918г.) принял Конституцию.В Конституции так же были зафиксированы функции государственных органов как центральных, так и местных. Содержание первой советской Конституции вызывает у современных авторов противоречивые взгляды. Несмотря на принятие Конституции и провозглашения создания республиканского государства политическая обстановка в стране продолжает оставаться напряженной.
Особенностью советского государственного строя новой России первых послереволюционных лет являлось параллельное развитие, помимо государственных органов – Советов, органов большевистской партии.
№12 процессы демократизации в период оттепели и перестройки
Сначала рассмотрим сходство этих реформ.
Во-первых, общее для них - и те и другие
реформы по сути дела не
дали желаемого результата, не принесли
благоденствия народу страны
и закончились всеобщим разочарованием.
Временный экономический
подъем в конце 50-х годов, полученный в
результате начатых Хруще-
вым реформ, довольно быстро закончился
и к концу правления Хрущева
ухудшилось положение как в промышленности,
так и в сельском хозяй-
стве. В общем виде можно сказать, что реформы
потерпели поражение,
так как консервативные силы смогли взять
верх над реформаторскими
потому, что аппарат управления, да и все
общество еще не готовы к
радикальным переменам.
Начатые Горбачевым реформы также не привели
к положительным
результатам и в стране в период 1985-1991
годы надлюдалось ухуд-
шение по всем направлениям - в промышленности,
в сельском хозяй-
стве, в благосостоянии народа, в культуре,
в образовании, в армии.
В стране усилилась криминогенная обстановка.
Причем это ухудшение
с годами усугублялось.
Во-вторых, общим для "оттепели" Хрущева
и "перестройки" Гор-
бачева является эклектичность начатых
преобразований, отсутствие
четкого плана действий и в том и в другом
случае. В конце правле-
ния Хрущева в стране сказывалась усталость
от непредсказуемых но-
вых перемен.
Начатые Горбачевым преобразования в
экономике также не имели
четкого плана и многочисленные вводимые
непроверенные системы
хозрасчета из года в год ухудшали состояние
промышленности.
Можно сказать, что реформы Горбачева
были реформами для правящей
"номенклатуры" и не затрагивали
интересы основной массы народа.
В третьих, общим для обоих деятелей, начавших
реформы, явля-
ется отстранение их от власти, причем
без проведения репрессий.
Хотя в отличие от Хрущева, который закончил
свою жизнь в полной
политической изоляции, Горбачев не потерял
политической активно-
сти и в настоящее время зарегистрировался
как кандидат в прези-
денты России.
Гораздо больше можно найти различий в
реформах, проведенных
Н.С.Хрущевым и М.С.Горбачевым.
Во-первых, имеется различие в демократичности
проведения ре-
форм. В своей реформаторской деятельности
Хрущев был единоличным
хозяином, "народ безмолвствовал".
Хрущевым было очень мало сде-
лано, чтобы проинформировать людей о
реальных проблемах и наме-
чаемых решениях, не говоря уже о том, чтобы
включить самые широ-
кие общественные слои в борьбу за реформы.
Реформы же Горбачева
широко освещались в средствах массовой
информации и к обсуждению
реформ были привлечены многие люди. Безусловно,
реформы Горбачева
были более демократичными, чем реформы
Хрущева, и все основные
события в стране широко обсуждались,
причем оценки выражались
самые различные, а иногда и диаметрально
противоположные.
Во-вторых, отличие состоит в контролируемости
проводимых ре-
форм. Хрущев до самого отстранения от
власти контролировал про-
ведение реформ. У Горбачева же начатые
реформы и широко начатая
демократизация общества вышли из-под
его контроля и привели в
конце его политической деятельности
к развалу страны, чего он
явно не хотел.
В-третьих, отношение обоих реформаторов
к изменению общест-
венного строя и экономической основы
страны. Реформы Хрущева не
затрагивали сути существующего строя,
он не посягал на изменение
роли партии в жизни страны, а основой
для экономической жизни
страны по-прежнему оставался государственный
план.
Начатая же Горбачевым компания как совершенствование
социа-
листической системы в дальнейшем трансформировалась
в дискриди-
тацию политических и моральных ценностей
"реального социализма".
Общим для всех слоев народа идля самой
правящей "номенклатуры"
стало падение морали, разочарование в
достигнутых результатах
и неготовность нести жертвы ради коммунизма
и мировой революции.
Моральный спад общества и
экономическое ухудшение благосостояния
народа привело к подъему национализма на "окраинах" страны и ре-
гиональному сепаратизму, на фоне которого последним толчком к
политическому распаду государства стал раскол внутри его главной
опорной структуры КПСС. В области экономики реформирование вна-
чале предполагалось как улучшение социалистической системы хо-
зяйствования, имеющей в основе плановое ведение хозяйства, одна-
ко затем реформы переориентировались на планово-рыночную эконо-
мику. Неудача этого, казалось бы, вполне разумного плана объяс-
няется недооценкой нескольких обстоятельств - диспропорцией
внутри государственной экономики, ограниченности ресурсов под-
держания экономики и социальной стабильности в период реформ,
рассчитанных на длительное время.
И все же сегодня мы знаем, что хрущевское десятилетие было
своеобразным прологом нашей перестройки: восстановление правды
и исторической справедливости; серьезные изменения в экономиче-
ской сфере; многообещающие, важнейшие мероприятия во внешнепо-
литической деятельности нашего государства, демократические
преобразования,( все это сейчас закончено) -связывается с име-
нем Н.С.Хрущева.
Как бы то ни было, период хрущевской оттепели сегодня интересу-
ет нас не только как неординарный отрезок отечественной истории:
то, что не удалось сделать тогда, предстоит совершить нашему по-
колению.
№45 система международных
В конце XIX - начале
XX в. система международных
В Азии на первые роли претендовала Япония, что сталкивало ее интересы с интересами России, Англии, Германии, Франции и США.
В центре конфликтов оказалась Османская империя, которая занимала огромные территории в Северной Африке, на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Европе, ставшие объектом империалистического дележа.
Информация о работе Россия на рубеже 19-20 веков модернизация, наростание