Санация предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 06:59, реферат

Описание работы

Санация – реорганизационная процедура. Она заключается в том, что предприятию-должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника.
Также под несостоятельностью ( банкротством ) предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров, работ, услуг, включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет, во внебюджетные фонды в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.

Файлы: 1 файл

Санация предприятий.docx

— 39.35 Кб (Скачать файл)

 

Првктическая реализация программы финансового оздоровления предприятия

Основными задачами программ финансового оздоровления предприятия  являются:

1) определение стратегии и комплекса практических мероприятий по преодолению кризисной ситуации;

2) определение плана мероприятий по повышению платежеспособности и ликвидности предприятия;

3) разработка оптимального для предприятия и обоснованного для органов государственного управления плана погашения задолженности перед бюджетом или предоставления государственной поддержки предприятию;

4) разработка схемы погашения (финансовой реструктуризации) ранее полученных кредитов для обоснования ее перед кредиторами;

5) определение плана мероприятий по изменению структуры баланса с целью повышения инвестиционной привлекательности предприятия.

Различное финансово-экономическое  положение, специфика деятельности, стратегические цели и задачи конкретного  предприятия не дает возможности  составить единую, общую для всех предприятий, программу финансового  оздоровления.

Однако общими разделами  для программы финансового оздоровления являются:

1) информация о предприятии и его характеристика;

2) исследование и анализ рынка;

3) концепция хозяйственной деятельности;

4) анализ финансового состояния предприятия и выявление причин необходимости его оздоровления;

5) мероприятия по финансовому оздоровлению;

6) план производства;

7) финансовый план и финансовая стратегия.

 

Основная информация о  предприятии - это дата основания, местонахождение, форма собственности, организационно-правовая форма, учредители, основной вид деятельности.

В разделе "Исследование и анализ состояния рынка" обычно содержится следующая информация: описание отрасли, в которой работает предприятие, и перспективы ее развития; современное  место предприятия в данной отрасли, его преимущества и недостатки в  сравнении с другими организациями-конкурентами; характеристика рынков, на которые  ориентируется деятельность предприятия; условия и ограничения продвижения  на рынки продукции предприятия; выработка стратегии маркетинга; разработка новых видов продукции  предприятия.

Концепция хозяйственной  деятельности представляет собой сжатый обзор намечаемого бизнеса и  целей, которые ставит перед собой  предприятие.

Концепция, как правило, разрабатывается  на 3 - 5 лет в зависимости от конкретных условий финансово-хозяйственной  деятельности предприятия.

Концепция является ориентиром для детальной разработки программы  финансового оздоровления.

 

Анализ финансового состояния  предприятия и выявление причин необходимости его оздоровления включает в себя результаты анализа  финансового состояния предприятия  за предыдущий год и на последнюю отчетную дату. В нем определяются основные показатели финансового состояния предприятия, структура его баланса. Также содержится анализ рентабельности, финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности.

Проведенный анализ финансового  состояния предприятия должен завершиться  логическими выводами о причинах кризисного состояния и направлениях его финансового оздоровления.

 

Наиболее полная и адекватная сегодняшним реалиям российской экономики структура мероприятий  по финансовому оздоровлению

1 этап. Восстановление платежеспособности.

1.1. Проведение инвентаризации  активов и пассивов предприятия. 

1.2. Создание платежного  календаря. 

1.2.1. Разделение текущих  платежей и платежей по просроченной  задолженности. 

1.2.2. Приоритет в предстоящих  платежах просроченной кредиторской  задолженности. 

1.2.3. Определение суммы  нехватки денежных средств, необходимых  для выполнения графика предстоящих  платежей.

1.3. Превращение низколиквидных  активов в денежные средства, и погашение с их помощью  краткосрочных обязательств предприятия  (или продажа активов).

1.3.1. Проведение оценки  возможности реализации тех или  иных активов и эффективности  такой реализации.

1.3.2. Продажа активов, с  указанием конкретных видов активов,  сроков их реализации, ответственных  лиц, формы их продажи или  формы погашения с их помощью  кредиторской задолженности, в  том числе: 

- нематериальных активов;

- основных средств;

- незавершенного строительства;

- доходных вложений в материальные ценности;

- долгосрочных финансовых вложений;

- запасов;

- дебиторской задолженности;

- краткосрочных финансовых вложений.

1.4. Переоформление краткосрочной  задолженности в долгосрочную.

1.5. Отказ от получения  дивидендов по акциям.

1.6. Выпуск облигаций. 

1.7. Другие меры.

 

2 этап. Восстановление финансовой устойчивости через изыскание дополнительных внутренних источников финансирования.

2.1. Снижение затрат и  уменьшение текущей финансовой  потребности. 

2.1.2. Остановка нерентабельных  производств. 

2.1.3. Выведение из состава  предприятия затратных объектов  и переход к покупке товаров  и услуг на стороне. 

2.2. Оптимизация численности  работников.

2.3. Выкуп долговых обязательств  с дисконтом. 

2.4. Конвертация долговых  обязательств в уставной капитал. 

2.5. Привлечение авансов  со стороны заказчиков.

 

3 этап. Обеспечение финансового равновесия на длительный срок.

3.1. Осуществление мероприятий  в сфере маркетинга.

3.2. Привлечение инвестиций

Формы и источники

Изучение теоретической  и практической базы санации предприятий  дает понятие об основных проблемах, которые исследуются зарубежными экономистами в этой сфере. Предметом дискуссий ведущих ученых Германии, Великобритании, США являются вопросы, связанные с прогнозированием банкротства; классификацией финансовых источников санации и последовательностью их мобилизации; формами и размерами государственной финансовой поддержки предприятий; санационными приоритетами; значением самофинансирования для оздоровления предприятий; приватизационными аспектами санации и рядом других.

 

Целостный взгляд на этапы  разработки санационной концепции  отдельного предприятия представляет собой так называемая "классическая модель санации", которая широко используется в качестве основы для  разработки механизма финансового  оздоровления субъектов хозяйствования в странах с развитой рыночной экономикой.

В случае возникновения на предприятии кризисной ситуации данная модель предполагает проведение анализа ее причин (причинно-следственный анализ). На основе результатов анализа принимается решение либо о ликвидации предприятия, либо о проведении неотложных санационных мероприятий. В случае решения о санации определяются ее цели, формируется санационная стратегия, разрабатываются санационные мероприятия. Это оформляется в программу санации, создается ее проект. В соответствии с этими документами осуществляется реализация, координация и контроль хода санации.

В экономической литературе по вопросам санации часто упоминается концепция быстрого обнаружения финансового кризиса и радикальных санационных действий ("Рrimat des Handelns"). Однако сторонники этого направления не учитывают того, что в данном случае не остается времени для детального исследования причин возникновения данной ситуации и разработки оптимальной санационной стратегии. Отсутствие такой проработки и разработки санационной программы - предпосылка и основной фактор будущих неудач. Именно поэтому в классической модели санации отдельным аналитическим блоком выделяется формирование стратегических целей и тактики санации.

 

Неотъемлемым и важнейшим  компонентом санационного процесса является координация и контроль проведения запланированных мероприятий. Внутренние контрольные органы должны постоянно выявлять санационные резервы и своевременно подготавливать квалифицированные решения относительно ликвидации возможных препятствий, возникновение которых возможно в процессе проведения оздоровительных процедур.

В основе процесса санации  лежит законодательство о банкротстве  и финансовом оздоровлении предприятия.

В соответствии с российским законодательством санация предприятия-должника осуществляется в форме досудебной санации. Досудебная санация - одно из мероприятий по восстановлению платежеспособности должника и урегулирования взаимоотношений с кредиторами до возбуждения дела в арбитражном суде, наряду с мерами периода наблюдения и внешнего управления, хотя ходатайство о проведении санации должно быть подано в арбитражный суд. Оно, как правило, удовлетворяется, если есть реальная возможность восстановить платежеспособность предприятия.

Досудебная санация может  проводиться собственником предприятия-должника, кредитором и инвестором, заинтересованными  в данном производстве, путем финансовой поддержки должника. В рамках проведения досудебной санации происходит полное погашение требований по обязательствам и обязательным платежам. Для этого должнику предоставляется финансовая помощь. При этом у должника перед лицами, решившими поддержать его в кризисной ситуации, естественно возникает ряд определенных, в большинстве финансовых, обязательств.

В случае, если досудебная санация  проводится за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ, местных  бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов, условия ее проведения устанавливаются  на текущий год Федеральным законом  о федеральном бюджете и федеральными законами о бюджетах государственных  внебюджетных фондов либо органами государственной  власти субъектов РФ и органами местного самоуправления согласно действующему закону.

 

Законодательство многих государств запрещает оказание помощи "хроническим" должникам посредством финансирования, усматривая в этом противоречие принципу конкуренции и создания равных условий для всех предприятий. Но, исходя из российского опыта, имея в виду огромное количество градообразующих и оборонных предприятий, нельзя не признать, что такая поддержка на определенном этапе является спасительной для экономики страны. Важно, чтобы она не стала повседневной нормой, а оставалась бы исключением из правил - причем в случаях, когда иного выхода по достаточно объективным причинам нет.

Для принятия окончательного решения о проведении досудебной санации необходима доскональная проверка финансового состояния должника, с тем чтобы сделать экономически правильный вывод о возможности в течение определенного срока восстановить его платежеспособность, не возбуждая дела о банкротстве в арбитражном суде.

Экспертный анализ может  проводиться независимой аудиторской  или консалтинговой фирмой. Подзаконными актами и инструктивно-методическими материалами, в частности Приложением №1 "Система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий" к Постановлению Правительства РФ № 448 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий", рекомендуются критерии определения неудовлетворительной структуры баланса: коэффициенты текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами, восстановления платежеспособности. В теории данные, рассчитанные на основании этих коэффициентов, позволяют сделать вывод о мерах оздоровления предприятия, приемах и способах, необходимых для этого.

Такова в общих чертах законодательная основа санации  предприятий.

 

В научной литературе по вопросам финансового оздоровления предприятий часто встречается  такое понятие, как "чистая санация", которая заключается в том, что  убытки покрываются исключительно  за счет сформированных на предприятии  резервных (страховых) фондов. Использование внутренних финансовых резервов позволяет не только существенно снизить угрозу банкротства, но и в значительной степени уменьшает потребность в привлечении капитала с внешних источников.

 

Если финансовых ресурсов из децентрализованных источников недостаточно для проведения санации, то в некоторых  случаях может быть принято решение  о предоставлении предприятию государственной  финансовой поддержки. В случае убыточной деятельности предприятий государство, если оно признает их продукцию общественно необходимой, может предоставлять им дотации и другие виды финансовой поддержки.

При принятии решений о  содействии конкретному предприятию  исполнительная власть должна исходить из принципа поддержки прежде всего  жизнеспособных производственных структур, которые способны ее использовать с  максимальной отдачей и обеспечить увеличение производства и реализации продукции, что увеличивает доходную часть бюджета. Такое решение основываться на ряде критериев, среди которых можно отметить:

 

внедрение новых, более экономичных и экологически безопасных технологий;

экспорт (прирост экспорта) конкурентоспособной продукции;

замена импорта продукции, сырья, материалов, запчастей и т. д.;

решение проблемы энергообеспечения народного хозяйства;

сохранение научно-технического потенциала (исследований и разработок,

которые имеют приоритетное значение для экономики страны);

наличие внутренних и внешних рынков сбыта продукции предприятия;

высокий уровень менеджмента на предприятии.

 

Централизованная санационная  поддержка может оказываться  путем прямого бюджетного финансирования и непрямыми формами создания благоприятных условий.

Прямое бюджетное финансирование санации предприятий может осуществляться на принципах возвратности (бюджетные  ссуды) и невозвратности (субсидии, дотации, полный или частичный выкуп  государством акций предприятий, которые  находятся на грани банкротства).

 

Существуют предложения, согласно которым в госбюджете должен формироваться специальный фонд финансирования санации и реструктуризации государственных предприятий. В то же время большинство западных исследователей по данному вопросу сделали однозначный вывод, что прямое государственное финансирование является не только фактором, стимулирующим бюджетный дефицит, но и связано с негативными сопутствующими эффектами на макро- и микроуровнях. Кроме того, в экономически развитых странах почти полностью отказались от использования данного метода финансовой поддержки предприятий.

Информация о работе Санация предприятий