Санирование коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 12:11, реферат

Описание работы

Санация — это процедура финансового оздоровления банков. Санация выгодна как для вкладчиков, так и для кредиторов. Она позволяет, во-первых, сохранить все их средства, а не только получить предусмотренное законом страховое возмещение в 700 тыс. руб., как это происходит при отзыве лицензии. Во-вторых, если нам удается найти инвестора-покупателя на весь проблемный банк целиком, то выигрывают и юридические лица, которые будут продолжать полноценно обслуживаться в том же банке.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Критерии необходимости санирования банка………………………………...4
2 План финансового оздоровления банка……………………………………….7
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

Санирование коммерческого банка.docx

— 42.20 Кб (Скачать файл)

     Наконец, в-седьмых, изложение причин возникновения у банка финансовых трудностей и показ динамики его развития. Причины должны быть названы по возможности конкретно (проведение рискованной кредитной политики; неудовлетворительная процентная политика, т.е. привлечение ресурсов под более высокую процентную ставку, чем их размещение; неудовлетворительное финансовое положение должников банка; отвлечение средств в недвижимость и прочие активы, не приносящие дохода; низкое качество управления; другие).

     Для демонстрации динамики развития банка  представляются его годовые балансы за последние 5 лет (если банк существует менее 5 лет, то за все годы его функционирования).

     Кроме того, в-восьмых, нужна развернутая информация о финансовом состоянии банка. Она в обязательном порядке должна включать в себя:

  • балансы дочерних и зависимых организаций (на последнюю отчетную дату), доля банка в уставных капиталах которых составляет более 35%;
  • перечень и суммы взаимных требований и обязательств банка и его дочерних и зависимых организаций (на последнюю отчетную дату);
  • источники формирования собственного капитала банка — в абсолютных суммах и процентах к общей сумме капитала (на последнюю отчетную дату);
  • перечень дебиторов и кредиторов банка (на последнюю отчетную дату), на долю каждого из которых приходится более 1% общей суммы соответствующей задолженности, с указанием сумм требований (обязательств);
  • характеристику качества кредитного портфеля (на последнюю отчетную дату):

состав  просроченной кредитной задолженности, доля просроченных обязательств должников  банка в общей сумме обязательств юридических и физических лиц  перед ним, доля просроченной задолженности  в общей сумме активов, полнота  создания резерва на возможные потери от кредитной деятельности (абсолютные суммы, в процентах к сумме  соответствующих активов, к общей  сумме активов);

  • перечень и сумму внебалансовых обязательств банка (на последнюю отчетную дату);
  • структуру доходов и расходов (за последние 3 месяца) — расшифровка счетов в абсолютных суммах и в процентах к общей сумме;
  • средневзвешенную стоимость привлеченных средств, в том числе межбанковских и клиентских, средневзвешенную доходность активов, в том числе работающих, совокупных, размещенных на межбанковском рынке, выданных кредитов, размер процентной маржи (на последнюю отчетную дату);
  • среднемесячный размер административно-хозяйственных расходов (за последний год);
  • описание ситуации и оценки рисков банка (валютного, процентного, кредитного, депозитного, отраслевого);
  • перечень и расшифрованные суммы взаимных требований и обязательств банка и его участников и их аффилированных лиц (на последнюю отчетную дату);
  • оценку состояния и рыночной стоимости инвестиций банка в основные средства (здания и сооружения, капитальные вложения), в ценные бумаги и т.п. (на последнюю отчетную дату);
  • данные о взносах банка в фонд обязательных резервов Банка России (за последние 6 месяцев).

   Мероприятия, направленные на оздоровление банка.

      Основной  и по сути единственной целью таких мероприятий является восстановление собственного капитала банка до величины, при которой будут выполняться обязательные экономические нормативы, и тем самым возврат банка к нормальной и устойчивой работе.

      Здесь необходимо конкретно отразить такие  вопросы, как:

  • способы, мера и условия участия акционеров (пайщиков) и третьих лиц в финансовом оздоровлении банка;
  • сокращение расходов, в том числе за счет: сокращения численности персонала; уменьшения хозяйственных расходов; отказа от нерентабельных направлений бизнеса; закрытия, продажи убыточных филиалов и представительств; уменьшения процентных расходов. Необходимо проанализировать общее сокращение расходов (в среднемесячном исчислении за последние 12 месяцев);
  • источники получения дополнительных доходов (пути развития бизнеса);
  • возможности и способы реализации имущества и других активов;

      прочие  мероприятия, среди которых могут  быть, например:

  • изменение внутренней структуры банка, в том числе структур управления;
  • повышение надежности внутреннего контроля;
  • использование специальных механизмов обеспечения возврата средств (проведение взаимозачетов, переуступка прав требований, инициирование банкротства дебиторов и т.д.);
  • привлечение к управлению активами и пассивами банка сторонних организаций, имеющих соответствующие разрешения (лицензии).

      Должны  быть назначены ответственные исполнители, календарные сроки, этапы выполнения всех намеченных мероприятий, а также  доходность, которую они должны обеспечить.

        Результаты санирования.

      Под результатами финансового оздоровления банка понимаются ориентировочные  показатели, планируемые:

  • на конец каждого квартала в период санации;
  • на момент завершения санации.

Имеются в виду показатели, отражающие:

  • динамику выполнения банком обязательных экономических нормативов;
  • изменение объема собственного капитала банка;
  • изменение величины сумм, не оплаченных банком в срок из-за отсутствия средств на его корреспондентских счетах.

   Разработать качественный план санации непросто; существенную помощь в этой работе специалистам банка может оказать  хорошее знание тех документов, которыми будут руководствоваться сотрудники территориального учреждения Банка  России, в полномочия которых входит оценка качества такого плана и его  утверждение.

   Процедурный аспект рассмотрения плана санации:

   1. План должен содержать полный  пакет документов. Если представленный  пакет документов не соответствует  установленным требованиям, то  территориальное учреждение Бани  России вправе потребовать от  банка привести его в соответствие  с такими требованиями. Датой  представления плана в территориальное  учреждение Банка России считается  дата его получения данным  учреждением.

   2. Территориальное учреждение вправе  потребовать от банка представить  аудиторское заключение о реальности  плана. Если в самом требовании  Банка России о финансовом  оздоровлении банка уже было  предписано представить аудиторское  заключение, то план не будет  принят без такого заключения.

      В срок не более 10 дней с момента представления  плана территориальное учреждение должно его рассмотреть и подготовить  свое мотивированное заключение по нему. В нем обязательно должен содержаться  вывод либо о признании плана  реальным, либо требующим доработки, либо нереальным. Заключение территориального учреждения вместе с планом направляется в центральный аппарат Банка России (департамент санирования).

      3. В срок не более 5 рабочих  дней с момента подготовки  положительного в целом заключения  по плану территориальное учреждение  должно направить банку требование  о начале осуществления плана  с учетом необходимой его доработки.

      4. Направление плана на доработку  допускается только при условии,  если по предварительным оценкам  территориального учреждения банк  имеет реальные возможности восстановить  ликвидность и платежеспособность  либо устранить иные причины,  вызвавшие необходимость санирования.

      При направлении плана на доработку  территориальное учреждение вправе направить в Банк России ходатайство  о назначении временной администрации  и об ограничении или приостановлении  полномочий исполнительных органов управления банка. Одновременно с указанным ходатайством представляются план санирования и заключение территориального учреждения о необходимости его доработки.

      Срок  рассмотрения территориальным учреждением  доработанного плана не может  превышать 10 дней с момента его  представления. Повторное направление  плана на доработку не допускается.

      5. По итогам рассмотрения плана  (в том числе доработанного)  территориальное учреждение вправе  подготовить отрицательное заключение, признав его нереальным. В таком  случае готовится либо требование  о реорганизации банка, либо, если  для этого имеются достаточные  основания, ходатайство об отзыве  у банка лицензии.

      Если  нереальным признан план санации, разработанный  временной администрацией по управлению банком или с ее участием, то независимо от позиции руководителя временной  администрации территориальное  учреждение при наличии оснований направляет в Банк России ходатайство об отзыве у банка лицензии.

      6. Если в период рассмотрения  плана санации банка в Банк  России поступили запрос арбитражного  суда или заявления лиц, об  отзыве у банка лицензии, то:

- территориальное  учреждение вправе представить  в Банк России заключение о  нецелесообразности отзыва у  банка лицензии, если оно признало  его план оздоровления реальным (к такому заключению прилагаются  сам план и заключение о  его реальности);

- в случае  признания плана нереальным территориальное учреждение должно подготовить ходатайство об отзыве у банка лицензии.

Направление плана на доработку не допускается.

     Содержательный  аспект рассмотрения плана санации.

 Специалисты  территориального учреждения Банка  России прежде всего должны установить реальное финансовое положение банка, затем оценить реальность мероприятий, предусмотренных планом санации, и на этой основе определить возможности восстановления банком платежеспособности и ликвидности.

      Установление реального финансового положения банка начинается с выяснения того, имеется ли у него недостаток собственного капитала и ликвидных активов и в каких размерах. Для этого показатели деятельности банка группируются определенным образом, образуя так называемый расчетный баланс, который, как считается, позволяет адекватно отразить результаты оценки его активов и пассивов.

      Для определения недостатка собственного капитала прежде всего рассчитывается сумма, необходимая для покрытия потерь (обесценения) активов, устанавливается сумма обязательств, которая не была учтена в балансе (к примеру, не начисленная задолженность перед бюджетами, кредиторами и вкладчиками), а также сумма внебалансовых обязательств (гарантии, поручительства), по которым наступил момент платежа, но он не был совершен из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах банка. Сумма, которая требуется для покрытия возможных и имеющихся потерь активов, определится путем оценки стоимости всех активов банка в особом порядке. Если будет установлено, что расчетная стоимость актива меньше его балансовой стоимости, то в расчетном балансе стоимость данного актива и сумма прибыли банка уменьшаются на сумму разницы, и наоборот. Аналогичным образом поступают с выявленными, но не учтенными в балансе обязательствами, а также с невыполненными внебалансовыми обязательствами банка.

      В итоге недостаток капитала определяется как разница между величиной  собственного капитала, минимально необходимой для выполнения экономических нормативов, и величиной собственного капитала, фактически имеющейся у банка (обе величины — из расчетного баланса).

      Для определения недостатка у банка  ликвидных средств на основе данных рас четного баланса находят  разницу между обязательствами  до востребования и на срок до 30 дней и ликвидными активами. К найденному значению прибавляют суммы недовзноса обязательных резервов, обязательств, не учтенных в балансе, и не выполненных внебалансовых обязательств.

      При оценке возможности восстановления платежеспособности и ликвидности  банка в результате выполнения запланированных  санационных мер сначала проверяют соответствие этих мер требованиям законодательства и нормативных актов Банка России, а затем они оцениваются с точки зрения времени, необходимого для их выполнения, и с точки зрения того, в какой мере их реализация сможет помочь восстановлению платежеспособности и ликвидности банка.

      Последний момент — самый сложный. Так, при  оценке учредителями (участниками) мер, в которых собираются принимать  участие кредиторы и третьи лица, будет дотошно выясняться, имеются  ли у банка надлежащим образом  оформленные договоры и иные документы, подтверждающие реальность намерений указанных лиц. Если план санации предусматривает внесение этими лицами денег в уставный капитал или оказание финансовой помощи банку, то непременно будет анализироваться финансовое положение таких потенциальных инвесторов (санаторов) за период не, менее 2 лет, в частности достаточно ли у них чистых активов, какими остатками на банковских счетах они располагают, достаточно ли ликвидны их балансы и т.д.

      В результате такого анализа определяется, сможет ли инвестор на самом деле вывести  обещанные им средства из своего оборота  на необходимый для санации срок.

     При оценке реальности мероприятий, предусматривающих  повышение доходности операций банка, будет внимательно изучено, какие  он имеет технические и финансовые возможности развивать доходные операции и позволяет ли сделать  это ситуация на рынках и т.п.

      Все санационные мероприятия, включенные в план, оцениваются сначала по отдельности, а затем в комплексе. На этой основе рассчитываются ориентировочные показатели деятельности банка на период проведения санации, которые сравниваются с показателями, предусмотренными утвержденным планом санации.

Информация о работе Санирование коммерческого банка