Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:56, контрольная работа
Актуальность темы. Обострение кризиса в России вызвало потребность в эффективном антикризисном управлении. Это заказ практики, однако и тенденции развития науки управления ведут к необходимости разработки концепции антикризисного управления. Ее предпосылками являются понятия циклического развития, управляемости, ресурсосбережения, мотивации, экономии времени, социального партнерства и многие другие.
Объективно кризис характеризуется множеством взаимосвязанных ситуаций, повышающих сложность и риск управления. При этом возможны отдаление кризиса и его профилактика, стабилизация кризиса, перерастание одного в другой, выход из кризиса, который не исключает его как из настоящего, так и из будущего. Не только экономика, но и природа функционирует циклично, и не только процесс развития экономики рождает кризисные ситуации.
В состав системы управления персоналом входит целый набор относительно самостоятельных функциональных подсистем: подсистема управления - наймом и учетом персонала; подсистема управления трудовыми отношениями; подсистема обеспечения нормальных условий труда; подсистема управления развитием персонала; подсистема управления социальным развитием; подсистема развития организационной структуры управления; подсистема правового обеспечения управления персоналом; подсистема информационного обеспечения системы управления персоналом (рис. 4).
Рис. 4. Состав
системы управления персоналом организации
Структура системы управления персоналом зависит от масштабов организации, ее территориального расположения, характера деятельности и других факторов. В малых и средних фирмах одна подсистема может выполнять функции нескольких функциональных подсистем, в предкризисных и кризисных условиях деятельности организации могут быть упразднены одни подсистемы и созданы другие с набором новых функций, возможны и иные структурно-функциональные преобразования.
Концепция антикризисного управления персоналом побуждает руководителей организации сосредоточиваться на стратегических, перспективных направлениях работы с персоналом, таких, как массовая переквалификация сотрудников организации в связи с переходом на новые технологии; омоложение кадров путем привлечения молодых специалистов и стимулирования досрочного выхода на пенсию лиц, не «вписывающихся» в систему новых требований и не способных освоить современные методы работы; разработка принципов трудоустройства сотрудников при их массовом высвобождении; привлечение широких слоев работников к участию в управлении организацией и пр.
Важным стратегическим направлением системы антикризисного управления персоналом является эффективное применение кадрового маркетинга. Это обеспечивается рядом способов: поиском перспективных студентов уже с младших курсов вузов и колледжей, которым предоставляется возможность работы в организации в период каникул, выплаты стипендий за счет ее ресурсов, помощь в прохождении производственной практики, в подготовке и защите дипломных работ; сотрудничеством с государственной службой занятости; использованием частных фирм в подборе и подготовке менеджеров и другого персонала; взаимодействием с организациями, осуществляющими лизинг персонала, т. е. командируемых временно работников «напрокат»; организацией прогностических исследований по проблемам подготовки и переподготовки квалифицированных работников организации.
Другим
стратегическим направлением антикризисного
управления персоналом являются разработка
и совершенствование
Стратегической задачей антикризисного управления персоналом является также формирование надлежащей организационной культуры предприятия. Овладение новейшими управленческими технологиями невозможно без освоения основ организационно-культурного подхода, дающего интегральное понимание процессов функционирования и развития различных типов организаций с учетом психологических и социально-экономических механизмов поведения людей в условиях сложных кризисных ситуаций.
В
одной организации может быть
несколько «локальных» культур:
одна культура, преобладающая во всей
организации, и культура ее частей — уровней,
подразделений, профессиональных, национальных,
возрастных и других групп. Эти различные
субкультуры могут сосуществовать под
крышей одной общей культуры.
Таким
образом, в зависимости от целей
существуют различные стратегии
антикризисного управления, но для
каждой из них важно своевременное
распознавание кризисной
Диагностика в антикризисном управлении призвана распознавать институционально-нормативную среду предприятия и дополнять тем самым профилактику банкротства и меры предупредительного оздоровления.
Диагностика как способ распознавания состояния социально-экономической системы посредством реализации комплекса исследовательских процедур и выявления в них слабых звеньев и узких мест относится к методам косвенных измерений.
Выделяют два этапа диагностики кризиса:
Первый
этап называется этапом качественной
идентификации объекта и
На втором этапе осуществляют количественную идентификацию объекта. Для этого используют базовые параметры диагноза, определяемые как отклонения фактических от базовых.
Диагностика начинается с анализа. На основе анализа выявляются общие закономерности и общие патологии развития.
Диагностика
осуществляется различными методами:
аналитическими, экспертными, линейного
и динамического
При диагностике кризиса ведется исследование не статического состояния объекта, а его развития во времени.
Исследование этих информационных блоков с помощью средств и методов диагностики позволяет получать необходимые данные о состоянии и перспективах развития объекта.
Антикризисное управление персоналом предполагает не только формальную организацию работы с персоналом (планирование, отбор, подбор, расстановку и т. п.), но и совокупность факторов социально-психологического, нравственного характера — демократический стиль управления, заботливое отношение к нуждам человека, учет его индивидуальных особенностей и пр.
Структура
системы управления персоналом зависит
от масштабов организации, ее территориального
расположения, характера деятельности
и других факторов.
Информация о работе Система антикризисного управления персоналом