Содержание внешнего управления как процедуры банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:58, контрольная работа

Описание работы

Предметом данной контрольной работы является процедура внешнего управления, как одна из мер восстановления платежеспособности должника. Объект исследования - законодательство о процедуре судебной санации.

Содержание работы

Введение
1. Внешнее управление: понятие, порядок введения и его последствия
1.1 Кредиторы как участники процедуры внешнего управления
1.2 Внешний управляющий
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

14 вопрос.docx

— 41.16 Кб (Скачать файл)

-- мораторий распространяется на  требования кредиторов о возмещении  убытков, связанных с отказом  внешнего управляющего от исполнения  договоров должника.

Статья 100 Закона № 127-ФЗ определила следующий  порядок по установлению размера  требований кредиторов:

- кредиторы в ходе внешнего  управления имеют право в любой  момент предъявить к должнику  требования, направляемые ими в  арбитражный суд и внешнему  управляющему. При этом к требованиям  прилагаются судебные акты или  иные документы, подтверждающие  обоснованность этих требований.

Полученные  требования кредиторов включаются внешним  управляющим или реестродержателем, в зависимости оттого, кто ведет  реестр требований кредиторов, в реестр требований кредиторов на основании  определения арбитражного суда; - в  течение 5 дней с даты получения требований кредиторов внешний управляющий в обязательном порядке уведомляет об их получении представителя учредителей (участников) должника или представителя собственника имущества должника - унитарного предприятия и предоставляет им возможность осуществить ознакомление с указанными требованиями кредиторов и документами, приложенными к ним;

- при наличии возражений относительно  полученных требований кредиторов  они могут быть предъявлены  в арбитражный суд как самим внешним управляющим, так и представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также и кредиторами, требования которых включены в реестр требований кредиторов. В этом случае Закон о банкротстве в ст. 100 ограничивает срок подачи возражений в течение 1 месяца с даты получения внешним управляющим указанных требований;

- определение арбитражного суда  о включении или отказе во  включении требований кредиторов  в реестр требований кредиторов  выносится только после проверки, включая и поступившие возражения  относительно требований кредиторов. В своем определении арбитражный  суд указывает в обязательном  порядке размер и очередность  удовлетворенных требований кредиторов.

Определение о включении или об отказе во включении  требований кредиторов в реестр требований кредиторов подлежит направлению арбитражным  судом внешнему управляющему или  реестродержателю и заявителю для  немедленного исполнения, но может  быть обжаловано.

Статья 101 установила порядок распоряжения имуществом должника внешним управляющим, заключающийся в следующем:

- внешний управляющий заключает  крупные сделки и сделки, в  совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания  кредиторов (комитета кредиторов) при  условии, что иное не предусмотрено  Законом о банкротстве.

К крупным сделкам относятся сделки или несколько взаимосвязанных  сделок по приобретению, отчуждению или  возможностью

отчуждения  прямо или косвенно имущества  должника балансовой стоимостью выше 10% балансовой стоимости активов  должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения такой  сделки.

К сделкам, в совершении которых имеется  заинтересованность, относятся сделки, при которых одной из сторон является заинтересованное лицо по отношению  к внешнему управляющему или конкурсному  кредитору;

- сделки, способствующие получению  или выдаче займов, выдаче поручительств  или гарантий, уступке прав требований, переводу долга, отчуждению или  приобретению акций, долей хозяйственных  товариществ и обществ, учреждению  доверительного управления могут  быть заключены внешним управляющим без согласования с собранием кредиторов (комитетом кредиторов), в том случае, если возможность и условия указанных сделок предусмотрены планом внешнего управления;

- продажа имущества, являющегося  предметом залога, допускается только  при наличии согласия кредитора,  требования которого обеспечены  залогом этого имущества, и  производится на открытых торгах.

Но  в этом случае требования указанного кредитора погашаются за счет стоимости  проданного имущества преимущественно  перед иными кредиторами, но только после продажи предмета залога, за исключением обязательств перед  кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Статьи 102 и 103 установили порядок, согласно которому производится отказ внешним управляющим  от исполнения сделок должника или  признание их недействительными, и  заключающийся в следующем:

- в течение 3 месяцев с даты введения внешнего управления:

в отношении сделок, не исполненных  сторонами полностью или частично, отказ может быть заявлен в  случае, если такие сделки препятствуют восстановлению платежеспособности должника или при их исполнении возникнет  убыток для должника по сравнению  с аналогичными сделками, заключенными при сравнимых обстоятельствах; договор по сделкам, указанным выше, считается расторгнутым с даты получения всеми сторонами по такому договору заявления внешнего управляющего об отказе от исполнения договора, но в этом случае сторона по договору, в отношении которого заявлен отказ от исполнения, наделена в соответствии с п. 4 ст. 102 Закона о банкротстве правом требования от должника возмещения убытков, вызванных отказом от исполнения договора должника.

Актуальной  и в теоретическом, и в практическом плане является проблема, состоящая  в ответе на вопрос, в каком порядке (конкурсном или внеконкурсном) предъявляются  требования о признании совершенной  должником сделки недействительной, а также о применении последствий  ее недействительности.

Закон о банкротстве 1998 г. не содержал ответа на этот вопрос, поскольку четко  не было установлено, какие требования рассматриваются в конкурсном процессе (п. 4 ст. 12 и п. 1 ст. 57). Гражданский кодекс РФ содержит общее положение, согласно которому сделка признается недействительной по решению суда (ст. 166). Судебно-арбитражная практика идет по пути рассмотрения требований о признании сделки недействительной во внеконкурсном порядке. Закон о банкротстве 2002 г. четко определяет, что в конкурсном процессе, во-первых, рассматриваются только денежные требования, во-вторых, сделка признается недействительной судом, арбитражным судом (ст. 103). Признание арбитражным судом сделок должника недействительными является, безусловно, одним из наиболее эффективных способов восстановления платежеспособности должника. Достаточно обширный практический опыт по применению данного способа накоплен в зарубежных странах. В традиционном законодательстве континентальной Европы признание сделок недействительными («шаги по отмене») рассматривается исключительно как мера ликвидационных процедур, а не реабилитационных, которые считаются выгодными для должника (за исключением законодательства Германии, где данная мера рассматривается в качестве реабилитационной). Таким образом, признание сделок должника недействительными служит способом восстановления равенства между кредиторами и отмены невыгодных сделок или односторонних юридических действий, которые наносят ущерб будущему праву на недвижимость и правам кредиторов. Оспаривание сделок должника может быть осуществлено в течение продолжительных периодов с момента их заключения. Так, в Германии сделка может быть оспорена в течение четырех лет; если же эта сделка причинила ущерб кредиторам, то в течение более продолжительного периода времени -- 10 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Внешний управляющий

Внешний управляющий утверждается арбитражным  судом одновременно с введением  внешнего управления, за исключением  случаев, предусмотренных Законом  № 127-ФЗ. С момента введения внешнего управления руководитель и органы должника отстраняются от руководства организацией, а полномочия по управлению возлагаются  на внешнего управляющего. Внешний  управляющий в отличие от временного и административного полностью  заменяет руководителя должника, поскольку  к нему переходят полномочия всех органов управления юридического лица, в том числе полномочия по распоряжению имуществом, за исключением совершения крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется  заинтересованность. Внешний управляющий  вправе заключать такие сделки только с согласия собрания (комитета) кредиторов, если иное не предусмотрено одобренным ими планом внешнего управления (ст. 101 Закона о банкротстве 2002 г.). Помимо этого, в случаях, если размер денежных обязательств должника, возникших после  введения внешнего управления, превышает  на 20% размер требований конкурсных кредиторов, сделки, влекущие за собой новые  денежные обязательства должника (за исключением сделок, предусмотренных  планом внешнего управления), могут  совершаться также внешним управляющим  только с согласия собрания (комитета) кредиторов. Следует заметить, что  предварительное согласование с  собранием (комитетом) кредиторов необходимо для сделок, влекущих за собой получение  или выдачу займов, поручительств  или гарантий, уступку прав требований и т.д. (за исключением тех сделок, которые предусмотрены планом внешнего управления) (ст. 101 Закона о банкротстве 2002 г.). Заметим, что законодатель выделяет особую категорию сделок, нуждающихся  в предварительном согласовании с собранием (комитетом) кредиторов, -- это сделки с предметом залога. В законе предусматриваются специальные требования к порядку их совершения:

-- имущество, являющееся предметом  залога, может быть продано только  на открытых торгах;

-- продажа такого имущества допускается  только при согласии кредитора,  требования которого обеспечены  залогом этого имущества;

-- требования залогодержателя в  этом случае погашаются за  счет стоимости проданного имущества  преимущественно перед иными  кредиторами (за исключением кредиторов  первой и второй очереди).

Порядок утверждения внешнего управляющего определяется общими положениями Закона о банкротстве 2002 г., касающимися  порядка утверждения арбитражных  управляющих.

Внешний управляющий, являясь арбитражным  управляющим, обладает всеми правами  и обязанностями, установленными Законом  о банкротстве 2002 г для данного  участника процесса о несостоятельности. Однако наряду с этим законодатель наделяет внешнего управляющего специальными правами и обязанностями с  учетом специфики внешнего управления (ст. 99 Закона о банкротстве 2002 г.).

Полномочия  внешнего управляющего на данном этапе  можно разделить на две группы:

а) полномочия, осуществляемые внешним  управляющим в качестве руководителя должника;

б) полномочия, связанные с выполнением  мероприятий в рамках процедуры  внешнего управления.

Так, к первой группе следует отнести  полномочия внешнего управляющего по самостоятельному распоряжению имуществом должника (с ограничениями, установленными ст.101, 104 закона о банкротстве 2002 г.), по проведению инвентаризации, по ведению  бухгалтерской, финансовой, статистической отчетности. При проведении инвентаризации внешний управляющий выявляет фактическое  наличие имущества должника, сопоставляет фактическое наличие имущества  с данными бухгалтерского учета, проверяет полноту отражения  в учете обязательств организации-должника. В настоящее время при проведении инвентаризации применяются Федеральный  закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском  учете» и методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. № 49. Отметим, что законодатель наделяет внешнего управляющего правом самостоятельно распоряжаться имуществом должника с ограничениями, установленными законом. Это означает, что внешний управляющий  не обязан руководствоваться ограничениями, установленными для руководителя юридического лица.

Ко  второй группе законодатель относит, в  частности, полномочия внешнего управляющего, связанные с формированием и  ведением реестр требований кредиторов. Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Данные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему, а включение их в реестр требований кредиторов осуществляется на основании определения арбитражного суда. Впоследствии внешний управляющий, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия и кредиторы, требования которых включены в реестр, могут предъявить свои возражения относительно требований кредиторов. Арбитражный суд обязан проверить их обоснованность и вынести определение о включении или об отказе включения указанных требований в реестр требований кредиторов (ст. 100 Закона о банкротстве 2002 г.). Помимо этого, внешний управляющий вправе отказаться от исполнения договоров должника в трехмесячный срок с момента введения внешнего управления. Отказ от исполнения договора должника, заявленный внешним управляющим, по своей правовой природе является односторонним отказом от исполнения договора (ст. 450 ГК РФ). Вместе с тем возможность одностороннего отказа предусмотрена законодателем при условии, что такой отказ допускается законом или договором. Закон о банкротстве 2002 г. (п. 2 ст. 102) закрепляет основания, при которых внешний управляющий может заявить отказ от исполнения договоров должника:

а) договор должен быть не исполнен сторонами  полностью или частично;

б) исполнение договора повлечет убытки для должника по сравнению с аналогичными договорами, заключаемыми при сравнимых  обстоятельствах;

в) договор препятствует восстановлению платежеспособности должника.

Внешнему  управляющему предоставляется три  месяца с момента введения внешнего управления, с тем, чтобы отказаться от исполнения договоров и иных сделок должника.

Вместе  с тем не допускается отказ  от исполнения следующих договоров:

-- заключенных в ходе наблюдения  с согласия временного управляющего;

-- заключенных в ходе финансового  оздоровления с согласия административного  управляющего либо собрания кредиторов (при этом признается, что такие договоры должны быть заключены в соответствии с положениями Закона о банкротстве 2002г.).

Следует заметить, что проблема, связанная  с возможностью отказа от исполнения сделок должника, в научной литературе получила название «проблемы текущих  контрактов» (она стала объектом исследования некоторых авторов). Суть ее заключается в том, что существует некоторое количество договоров, заключенных  должником, срок исполнения которых  приходится на период внешнего управления. Это означает, что такие требования являются текущими и не подпадают  под действие моратория. Вместе с  тем исполнение таких договоров  не всегда согласуется с целью  восстановления платежеспособности должника. Поэтому вполне обоснованной выглядит позиция законодателя, в соответствии с которой управляющий вправе оценить необходимость исполнения соответствующих договоров должника и в случае ее отсутствия отказаться от них.

Итак, внешний управляющий назначается  арбитражным судом, он заменяет руководителя должника. На него возлагаются обязанности  по выведению предприятия из кризиса, поэтому он должен соответствовать  определенным требованиям, иметь соответствующую  квалификацию и высшее образование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Внешнее управление вводится арбитражным судом  по отношению к коммерческой организации-должнику с целью восстановления ее платежеспособности. Внешнее управление выражается, прежде всего, в передаче полномочий по управлению лицу, утвержденному собранием кредиторов организации-должника и назначенному арбитражным судом. Внешнее управление вводится на 12 месяцев, но может быть продлено еще на 6 месяцев. С момента  начала внешнего управления устанавливается  мораторий, как на удовлетворение требований кредиторов, так и по обязательным платежам. Но этот критерий не касается выплат по зарплате, вознаграждений по авторским договорам, возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью. При  внешнем управлении может быть осуществлено перепрофилирование производства, закрытие убыточных производств, цехов, участков, продажа части имущества и  т. п. Принимаются меры по ликвидации дебиторской задолженности, в т. ч. путем продажи прав требований. Наконец, может быть продано и  все предприятие должника.

Информация о работе Содержание внешнего управления как процедуры банкротства