Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 05:45, курсовая работа
Сущностное отличие управленческой деятельности от других форм человеческой активности состоит в принятии социально значимых, затрагивающих интересы множества людей решений и ответственности за их правильность и эффективность перед собственником. Разрешение противоречия между общими и частными характеристиками управленческой деятельности, а также влияние личностных качеств руководителя на механизм принятия решений выражается понятием «стиль управления». Важно подчеркнуть интегральный характер процесса принятия решения, требующего особых личностных качеств
Содержание
Введение
Стиль руководства - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным по оказанию влияния на них и побуждения к достижению целей организации.
Сущностное отличие
ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА
В соответствии с самой распространенной в управленческой науке классификацией выделяют следующие стили управления: авторитарный (автократический, директивный), демократический (коллегиальный), либеральный (либерально-анархический, попустительский, нейтральный, разрешительный).
Авторитарный
стиль руководства характеризуе
С психологической точки зрения, авторитарный стиль управления является неблагоприятным. У руководителя-автократа интерес к работнику как к личности отсутствует. Сотрудники вследствие подавления их инициативы и творческих проявлений пассивны. Они, как правило, в основной массе не удовлетворены своей работой и положением в коллективе. При таком стиле руководства появляются дополнительные причины, влияющие на возникновение неблагоприятного психологического климата: появляются «подхалимы», «козлы отпущения», создаются интриги. Все это является причиной повышенной психологически-стрессовой нагрузки, которая вредна для психического и физического здоровья людей.
Авторитарный стиль
Демократический
стиль руководства характеризуе
С психологической точки
зрения демократический стиль
Демократический стиль руководства
целесообразно использовать в производственных
коллективах независимо от отраслевой
принадлежности этот стиль руководства
достигает в сложившихся
Либеральный стиль
руководства характеризуется ми
С психологической точки
зрения либеральный стиль руководства
можно рассматривать с двух сторон
в зависимости от того, во главе
какого коллектива стоит руководитель-либерал.
Этот стиль дает положительные результаты,
если коллектив состоит из высококвалифицированных
специалистов, обладающих большими способностями
к творческой самостоятельной работе,
дисциплинированных и ответственных.
Он может применяться и в виде
индивидуального подхода к
Наиболее успешно руководитель-
Управленческие функции
при либеральном стиле
Если же коллектив не «дорос» до либерального стиля управления, а во главе его все же стоит руководитель-либерал, то подобный стиль превращается в либерально-анархический (попустительский). При этом «максимум демократии» и минимум контроля» приводят к тому, что: 1) некоторые сотрудники не считают нужным выполнять принятые решения; 2) отсутствие контроля со стороны руководства пускает на « самотек» работу подчиненных; 3) результаты работы снижаются из-за отсутствия контроля и ее систематической оценки; 4) люди не удовлетворены своей работой и руководителем. В итоге все это отрицательно сказывается на состоянии психологического климата в коллективе.
В некоторых коллективах
руководителем-либералом
В настоящем, быстро меняющемся
мире применяется индивидуально-
На становление такого
стиля влияют состояние окружающей
среды, профессионализм сотрудников,
сложности при решении
Выстраивание управленческого
поведения и индивидуально-
Английский психолог А. Бандура полагает, что по причине двойной направленности взаимодействия между профессиональным поведением и окружающими обстоятельствами люди являются и продуктом, и производителем своего окружения. Познавательные, аффективные и другие личностные факторы и события окружения руководителя работают как взаимозависимые детерминанты. Человек формирует идеальный образ определенной поведенческой реакции через анализ поведения модели, и далее эта информация служит позитивным ориентиром в его управленческой деятельности. Концепция самооценки эффективности относится к умению людей осознавать свои способности, к навыкам выстраивать поведение, соответствующее ситуации. Самооценка эффективности влияет на формы поведения персонала. Люди с высокой самооценкой (самоэффективностью) прилагают больше усилий для выполнения сложных дел, чем люди, испытывающие серьезные сомнения в своих возможностях. Высокая самооценка, связанная с ожиданиями успеха, ведет к позитивному результату и способствует росту самоуважения. Напротив, низкая самооценка, связанная с ожиданием провала, обычно приводит к неудаче и снижает самоуважение. Работники, считающие себя неспособными справиться со сложными или опасными ситуациями, вероятно, будут уделять чрезмерное внимание своим недостаткам и в силу этого не смогут справиться с заданием.
Руководители, обладающие высокой самоэффективностью, мысленно представляют себе удачный сценарий, обеспечивающий позитивные ориентиры для выстраивания поведения и осознанно репетируют успешные решения потенциальных проблем. Факторы, влияющие на высокую самоэффективность выстраивания поведения, – позитивные ориентиры и соответственно на низкую эффективность – это негативные ориентиры (личные качества) руководителя. Его пессимизм и неуверенность в способности добиться успеха ослабляют мотивацию работников, мешают формировать успешное управленческое поведение.
Мысленное представление
удачного сценария включает оценку сложности
решаемой задачи и выбора механизмов
воздействия на подчиненных. Позитивные
ориентиры, определяющие успех, зависят
от уровня подготовки подчиненных. Поведение
определяется характером мотивации, а
преодоление препятствий
Можно утверждать, что именно
индивидуально-ситуативный
Также популярным и эффективным является новаторско - аналитический стиль (особенно в преуспевающих японских фирмах), способный обеспечить организационное выживание в условиях острой рыночной конкуренции. Ему присущи:
По мнению большинства
зарубежных специалистов в области
менеджмента эффективным стилем
управления являетсяпартисипативный (
Соучаствующий стиль руководства наиболее эффективно применять в научных организациях, фирмах новаторского типа, в наукоемких производствах при условиях, если:
Таким образом, рассматривая
стили руководства в
Эффективный руководитель, выбирая стиль управления, должен иметь в виду следующие обстоятельства:
- знать себя;
- понимать ситуацию;
- оценивать выбранный
стиль управления адекватно
- учитывать потребности группы;
- учитывать нужды ситуации;
- учитывать нужды подчиненных.
Заключение
Список использованной литературы