Стратегии и тактики антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 07:34, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучить, что же такое антикризисное управление, его стратегия и тактика.
Для достижения поставленной цели были поставлены задачи:
- дать четкое определение понятия «антикризисное управления»;
- определить эффективность антикризисного управления;
- определить, что такое стратегия и тактика;
- изучить классификацию стратегий.

Содержание работы

Введение 3
1 Сущность и эффективность антикризисного управления 4
2 Стратегия и тактика антикризисного управления 5
2.1 Антикризисная маркетинговая стратегия 6
2.2 Антикризисная производственная стратегия 8
2.3 Антикризисная кадровая / управленческая стратегия 10
2.4 Антикризисная финансовая стратегия 11
Заключение 15
Список использованных источников 16

Файлы: 1 файл

готовоед.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

- выделение  отдельных производств в самостоятельные предприятия;

- передачу на  баланс местных органов власти некоторых объектов социально-культурного быта;

- консервацию  убыточных производств;

- закрытие бесперспективных производственных линий;

- реорганизацию  производства;

- модернизацию цеховой структуры;

- сосредоточение оборудования на меньших площадях.

Конечная цель такой реорганизации - оптимизация величины мультипликатора «Выручка / Активы» для достижения желаемой величины рентабельности активов.

Стратегия изменения номенклатуры и ассортимента продукции предполагает, что более широкий спектр удовлетворения запросов клиентов позволит дифференцировать сбыт и повысить маневренность управления прибылью за счет оптимизации ассортиментной политики. Антикризисная стратегия изменения номенклатуры и ассортимента продукции была применена для оздоровления текстильного и фармацевтического предприятий.

Стратегия повышения экономической  эффективности производства применяется для:

- исследования производственных  операций с разных сторон;

- анализа доходов и  издержек, уровня стандартизации и унификации;

- рассмотрения возможности  внедрения новых элементов в технологический процесс, новых видов материалов;

- повышения эффективности производства оборудования, его замены, модернизации, ремонта.

 Эти меры могут существенно  повлиять на достижение определенной  структуры издержек и стандартов качества, особенно при высокой конкуренции на рынке.

 

2.3 Антикризисная  кадровая/управленческая стратегия

 

Если финансовые прогнозы показывают убытки от основной деятельности, то продолжение функционирования бизнеса связано, как правило, со сменой управленческой команды. Управление персоналом предприятий анализируется в функциональных срезах: маркетинг, производство, финансы и кадры. Ответственность и полномочия делегируются руководителям структурных подразделений, выделяются центры ответственности учета затрат и прибылей. Коллектив активно включается в реорганизацию структуры предприятия.

На управление персоналом кризисного предприятия  влияют:

- внешние факторы  - это законодательное регулирование  трудовых отношений, ситуация на рынке труда, активность профессиональных и общественных объединений;

- внутренние  факторы - это цели фирмы, организационная структура, стиль управления, условия труда, потенциал коллектива.

Антикризисная политика управления персоналом неплатежеспособного предприятия концентрируется на разработке главных принципов и приоритетов кадровой политики, планировании структуры и штата по назначению, резервам и перемещению, создании и поддержке информационной базы о движении кадров, мотивации труда, формировании программы адаптации к изменениям, профориентации и переподготовки, методов оценки соответствия кадровой политики долгосрочной стратегии фирмы.

Для восстановления платежеспособности и выхода предприятия  на нормальный режим работы, характерный для рентабельного и растущего бизнеса, закрепления позиции предприятия на рынке руководитель должен располагать командой, способной подходить к работе творчески, профессионально, преломить негативно ситуацию за счет победы конструктивных сил над деструктивными силами.

Среди антикризисных  кадровых / управленческих стратегий выделяют:

- стратегия  усиления кадрового потенциала предприятия;

- внедрение  новых методов управления;

- реорганизация  управления предприятием.

Стратегия усиления кадрового потенциала предприятия касается всех отделов, в особенности отделов маркетинга и сбыта, бухгалтерии и финансов.

Повышение квалификации персонала, устранение дублирования, налаживание взаимодействия между подразделениями и цели оздоровления -  главные звенья кадровой политики кризисного предприятия. Чтобы эффективно двигаться навстречу поставленной цели, руководитель должен координировать работу и побуждать людей ее выполнять.

Внедрение новых  методов управления предполагает пересмотреть отношения к роли стратегического планирования, контроллинга и мониторинга. Бюджетирование возвращается на качественно новой основе, совершенствуется информационная база управления за счет приобретения готовых баз данных и программных продуктов, используемых в различных аспектах деятельности: маркетинг, финансы, производство, кадры / управление. Антикризисная стратегия внедрения новых методов управления применялась для оздоровления текстильного, мебельного, фармацевтического предприятий, а также предприятия, занимающегося производством строительных материалов.

Реорганизация управления предприятием предполагает разрабатывать новую организационную структуру, введение новых функций, таких как финансовое планирование и контроль. Руководители подразделений  должны приобрести соответствующие полномочия и ответственность за работу своего сектора. Для готовности адаптации к переменам в экономической обстановке необходимо внедрение новой культуры производства, ориентированной на рынок. Антикризисная стратегия реорганизации управления предприятием применялась для оздоровления предприятия, производящего резинотехническую продукцию.

 

2.4 Антикризисная финансовая стратегия

 

Разработка  финансовой стратегии выхода из кризиса  должна находиться в полном согласии со стратегической задачей роста  стоимости чистых активов либо приведением  ее в соответствие с прогнозом  продаж, что ведет к максимизации рыночной стоимости бизнеса и поддержании его инвестиционной привлекательности. Из-за сложностей и временного отставания, связанных с привлечением внешних источников финансирования, руководство на первых порах заинтересовано в оценке такого темпа роста, который можно поддерживать с помощью внутренних источников финансирования.

Разработка  антикризисной финансовой стратегии  предприятия нацелена на построение эффективной системы управления финансами, с помощью которой можно обеспечить решение стратегических и тактических задач его деятельности. Реформирование предприятия направлено на решение таких стратегических задач, как:

- оптимизация  прибыли;

- рост стоимости  чистых активов;

- оптимизация  структуры капитала и формирование инвестиционной привлекательности предприятия.

Среди  финансовых стратегий выделяют:

- стратегия повышения ликвидности активов;

- стратегия  оптимизации структуры капитала;

- стратегия улучшения системы учета и контроля издержек;

- стратегия  оптимизации прибыли.

Стратегия повышения  ликвидности активов  направлена на рост стоимости чистых активов (собственного капитала) как необходимого условия соблюдения стратегического направления оздоровления: «финансовая реструктуризация - рост стоимости чистых активов при сокращении убытков и наращивании прибыли - достижение финансовых показателей, характеризующих рентабельный и растущий бизнес».

Многие предприятия  до сих пор несут бремя расходов по содержанию не принадлежащего им имущества социально-культурного назначения. Поэтому для повышения ликвидности активов необходимо в первую очередь передать эти объекты на баланс местных органов власти, также провести ревизию неиспользованных (излишков) нематериальных и производственных активов. Для улучшения структуры оборотных активов необходимо взыскание просроченной дебиторской задолженности (возможна претензионная работа, обращение в арбитражный суд для признания должника банкротом, продажа долгов, переуступка прав и др.). Антикризисная стратегия повышения ликвидности активов была применена для оздоровления предприятия по производству резинотехнической продукции.

Стратегия оптимизации  структуры капитала направлена на достижение приемлемого соотношения долга и собственности в общей сумме источников долгосрочного финансирования, что достигается ростом стоимости чистых активов, минимизацию издержек на привлеченный капитал и, в конечном счете, рост рыночной стоимости бизнеса.

Проблема привлечения  инвестиций, способных создать мощный импульс финансово-хозяйственного развития, актуальна для большинства предприятий. Рассматриваются такие варианты, как дополнительная эмиссия акций, выпуск облигаций, привлечение долгосрочных кредитов и займов, иностранного капитала, субсидий, дотаций, грантов от государства и иных фондов, а также использование лизинга как метода обновления основных средств.

Первый шаг  на пути оптимизации структуры капитала - достижение роста стоимости чистых активов. Только после кропотливой и эффективной работы по «оздоровлению» имущества, придания ему статуса ресурсов, обещающих получение прибыли, в будущем, можно начинать рассмотрение вариантов привлечения дополнительных источников финансирования.

Антикризисная стратегия оптимизации структуры  капитала применялась для оздоровления машиностроительного предприятия.

Стратегия улучшения  системы учета и контроля издержек направлена на организацию системы управленческого учета в целях концентрации внимания руководства на выявление внутренних резервов, стратегическое и оперативное управление затратами и прибылью, рост конкурентоспособности.

Особого внимания заслуживает управление структурой затрат в части переменных и постоянных, силой воздействия производственного рычага, уровнем безубыточности и маржинальной безопасности.

Оптимизация учетной  политики тесно связана с совершенствованием финансового, налогового и управленческого учета, выявлением преимуществ калькулирования ограниченной себестоимости на основе производственных и переменных затрат, повышения гибкости ценообразования и управления прибылью.

Для адекватного  отражения деятельности предприятия необходимо исправить имеющиеся бухгалтерские ошибки, повысить ответственность бухгалтеров за выполняемую работу и расширить их функции по аналитическому (управленческому) учету.

Антикризисная стратегия улучшения системы  учета и контроля издержек была применена для оздоровления предприятий текстильной промышленности, производства строительных материалов и мебели.

Стратегия оптимизации  прибыли включает ужесточение контроля рентабельности продукции и стоимости операционных активов, использование возможностей ценовой политики и оптимизации ассортиментной политики. Стратегия преследует цель выявления добавленной стоимости, «спрятанной» внутри предприятия в возможных резервах подразделений, способных увеличить свой вклад в покрытие постоянных затрат и получение желаемой прибыли.

Антикризисная стратегия оптимизации прибыли  была применена для оздоровления предприятий фармацевтической промышленности.

 

 

Заключение

 

В настоящее время  для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности все предприятия должны время от времени вносить изменения в свою хозяйственную деятельность. Стратегия антикризисного управления позволяет установить, каким образом предприятие может противостоять изменениям внешней среды (возникающим часто, нерегулярно и практически непредсказуемо); с помощью каких предварительных мер можно сохранить свою жизнеспособность и достичь намеченных целей. Стратегия антикризисного управления охватывает все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области существующей стратегии, производственных процессов, структуры и культуры любой социально-экономической системы, включая частные и государственные предприятия. Точная, комплексная, своевременная диагностика состояния предприятия — это первый этап разработки стратегии антикризисного управления деятельностью предприятия.

Второй этап стратегического  антикризисного планирования — корректировка  миссии и системы целей предприятия. 

Третий этап антикризисного стратегического планирования —  формулирование стратегических альтернатив выхода предприятия из экономического кризиса и выбор стратегии.

Предприятие может функционировать  на определенном сегменте рыночных отношений, руководствуясь одной из существующих маркетинговых стратегий.

  1. Стратегия стабильности — укрепление существующего направления бизнеса.
  2. Стратегия роста (разновидностью является стратегия прорыва) — захват новых рынков сбыта.
  3. Стратегия сокращения — сворачивание бизнеса. Разновидностями являются стратегия разворота (продажа деловой единицы нерентабельно функционирующего бизнеса) и ликвидации.
  4. Функциональная стратегия — усиленное направление развития какого-либо аспекта деятельности предприятия. Различают такие разновидности, как финансовую, кадровую, производственную и др.
  5. Стратегия выживания — отказ от прежних методов хозяйствования и приспособление к формирующейся конъюнктуре рыночных отношений.

Та или иная из перечисленных  стратегий реализуется предприятием в выборе соответствующего конкурентного  поведения. 

Информация о работе Стратегии и тактики антикризисного управления