Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 19:04, контрольная работа
В современных условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности и в общем виде представляет собой способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние населения.
Цель государственного регулирования экономики - освободиться от внешней зависимости путем достижения конкурентоспособности страны на основе высокого качества процессов, достойного уровня жизни населения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….3
1 Понятие конкурентоспособности………………………………………………………………..5
1.1 Конкурентоспособность товара в международной торговле……………………………….5
1.2 Национальная конкурентоспособность……………………………………………………...7
2 Стратегии повышения конкурентоспособности национальной экономики…………………10
2.1 Стратегия повышения конкурентоспособности национальной промышленности…………………………………………………………………………………10
2.2 Стратегические пути к мировой конкурентоспособности страны……………………………………………………………………………………………..12
3.3 Президентская стратегия инноваций……………………………...................................15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………18
Практикум: Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ООО «ЭкоЛайф»…………………………………………………………………………………………20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………
Анализ сущности понятия «международная конкурентоспособность страны» позволяет заключить, что наиболее обоснованный подход к определению конкурентоспособности экономики представляется на основе выявления факторов конкурентоспособности. При этом совокупность объективных и субъективных факторов, выгодно отличающих субъекты и объекты экономической деятельности (страна, регион, фирма, товар) от их конкурентов представляет собой конкурентные преимущества.
Согласно существующей международной классификации, включающей два пути к мировой конкурентоспособности стран, – «верхний» и «нижний» – Россия, к сожалению, идет по «нижнему пути к конкурентоспособности», ведущему к экономическому тупику, дальнейшему разрушению имеющегося инновационного потенциала. Главная причина этого заключается не в отсутствии интеллектуального капитала и каких-либо конкурентных преимуществ в российском государстве, а в отсутствии долгосрочной стратегии, основанной на трезвой оценке исторической роли страны, ее интеллектуального потенциала и учета современных тенденций глобального мира.
К сожалению, в российском обществе, особенно в его элите, пока не сформировалось должное отношение к вопросу конкурентоспособности, который можно назвать ключевым вопросом устойчивого развития. Приходится констатировать, что Россия еще не приступила к реформированию, ориентированному на конкурентоспособность. В отличие от развитых стран, задачи повышения конкурентоспособности государства в условиях жесткой конкурентной глобальной среды еще не стали приоритетными в среде политического руководства и российского общества, чему свидетельством продолжающиеся процессы «утечки» умов и капитала, снижения инновационного потенциала, доли страны на мировом рынке наукоемкой продукции, старение основных фондов и человеческого потенциала, хронической нерешенности вопросов профессионализации управления, «ком» социально-демографических проблем.
Результаты внешней и внутренней конкурентоспособности, соотнесенные с оценкой потенциала ресурсов развития России, позволяют сделать вывод о наличии возможностей изменить существующий уровень международной конкурентоспособности России на основе решения проблем экспортной специализации страны, формирования эффективных институтов, стимулирования инвестиционного и инновационного развития с упором на человеческий капитал, решения проблем устойчивости макроэкономической динамики.
Очевидно, что единственной альтернативой для российской экономики в целях реализации внешних и внутренних приоритетов развития выступает переход к «верхнему пути» конкурентоспособности на основе активизации инновационной деятельности, развития человеческого капитала и институциональной среды, формировании адекватной структуры экономики и эффективной адаптации к внешним условиям.
На практике формирование конкурентных преимуществ национальной экономики сводится к разработке и реализации стратегии конкурентоспособности, включающей следующие параметры: характеристику состояния конкурентоспособности экономических объектов различных уровней, определение критериев и параметров показателей, характеризующих конкурентоспособность; анализ, прогнозирование и мониторинг факторов конкурентоспособности, национальных конкурентных преимуществ; разработку экономической политики; разработку конкретных направлений деятельности по реализации стратегии конкурентоспособности страны; разработку системы контроля и механизмов внесения необходимых корректирующих действий на основе анализа результирующих показателей реализации на практике мер экономической политики повышении конкурентоспособности.
Стратегия конкурентоспособности включает формирование системы обеспечения конкурентоспособности страны, разрабатываемой исходя из внутренних характеристик развития экономики и с точки зрения ее положения в системе мирохозяйственных связей. К последним в частности можно отнести: обеспеченность экономической системы ресурсами, необходимыми для внешнеэкономической борьбы, круг потенциальных конкурентов в мировой экономике, необходимые и возможные (реальные, исходя из существующих возможностей) направления участия страны в международном разделении труда, реальные и перспективные конкурентные преимущества страны.
Стратегические направления и факторы повышения конкурентоспособности России на основе системного взаимодействия ее внешнеэкономических конкурентных преимуществ и условий внутренней среды: встраивание в глобальные процессы инновационного развития, реализация природно-ресурсного потенциала, диверсификация промышленной инфраструктуры, развитие финансовой системы и адаптированных форм государственно-частного партнерства, модернизация сырьевого сектора, приоритетность вложений в науку и образование, развитие крупных холдингов, механизмов передачи и распространения управленческих знаний, пересмотр отдельных положений налоговой и таможенной политик и другие.
Справедливости ради следует отметить усилия российского политического руководства, пытающегося направить созидательную энергию государственных, общественных и бизнес-структур в соответствующем направлении. В Послании Президента РФ Д.Медведева Федеральному Собранию РФ, сделанному 5 ноября 2008 г. в условиях начавшегося глобального финансового кризиса, подчеркивается, что «именно сейчас нам нужно создавать основы национальной конкурентоспособности там, где мы можем получить будущие выгоды и преимущества. Надо быстро осваивать высвобождаемые в мировой экономике ниши. Создавать новые эффективные предприятия. Внедрять самые передовые технологии. Такой подход – это и есть одно из лучших антикризисных «лекарств» и, с другой стороны, неотъемлемая часть идеологии современного развития России».
Смысл заявленной президентом стратегии вполне соответствует объективным требованиям повышения конкурентоспособности российской экономики и конституционным целям социального государства. В отличие от приснопамятных стратегий Грефа, Ясина и Гайдара, которые во главу угла ставили цели умозрительных реформ, эта стратегия исходит из содержательных задач развития экономики на основе НТП, кардинального повышения ее эффективности и социальной ориентированности. Возникает надежда, что получив правильные ориентиры, государственная машина и деловое сообщество смогут повернуть, наконец, экономику страны на инновационный путь развития, вывести ее на траекторию быстрого и устойчивого роста на передовой технологической основе. [5]
Президент в своем выступлении на Госсовете определил основные ориентиры социально-экономического развития России до 2020 года: возвращение России в число мировых технологических лидеров, четырехкратное повышение производительности труда в основных секторах российской экономики, увеличение доли среднего класса до 60%-70% населения, сокращение смертности в полтора раза и увеличение средней продолжительности жизни населения до 75 лет. При этом он призвал «сконцентрировать усилия на решении трех ключевых проблем: создании равных возможностей для людей, формировании мотивации к инновационному поведению и радикальном повышении эффективности экономики, прежде всего на основе роста производительности труда».
Информация о работе Стратегии повышения конкурентоспособности национальной экономики