Структура капитала предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Как известно, капитал предприятия любой формы собственности и вида деятельности по источникам формирования подразделяется на собственный и заемный. Составляющими собственного капитала являются: уставный капитал и нераспределенная прибыль. Заемный капитал формируется из банковских кредитов и выпущенных облигаций. Под структурой капитала понимают соотношение собственного и заемного капитала фирмы. Формирование оптимальной структуры капитала, т.е. установление наиболее выгодного соотношения между собственными и заемными источниками финансирования представляет собой “королевскую проблему” (das Kцnigsproblem) финансового менеджмента [1, 58].

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1 глава. Капитал предприятия, его структура и анализ………………….5
Понятие капитала и его структуры………………………………….5
Порядок анализа структуры, состава и динамики капитала предприятия…………………………………………………………..9
Методика анализа эффективности использования капитала предприятия…………………………………………………………..11
2 глава. Анализ предприятия………………………………………………14
Заключение………………………………………………………………….16
Список использованной литературы………………………………………19

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ГАЛИ АУ.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

Следовательно, несколько оптимально соотношение  собственного и заемного капитала, во многом зависит финансовое положение  предприятия.

В связи  с этими внешними показателями, которые  характеризуют рыночную устойчивость предприятия являются:

  1. Коэффициент финансовой независимости или удельный вес собственного капитала в общей сумме капитала.

К независим= (соб.капитал/валюта баланса)*100

Этот коэффициент важен как для инвесторов, так и для кредиторов предприятия, поскольку он характеризует долю средств, вложенных собственниками в общую стоимость имущества предприятия.

  1. Коэффициент финансовой зависимости  (доля заемного капитала).

К зависим=(заемн.капитал/валюта баланса)*100

Этот  коэффициент   обратный и показывает долю заемных средств в имуществе  предприятия.

  1. Плечо финансового или коэффициент финансового риска (отношение заемного капитала к собственному).

К фин.риска=заем.кап./соб.кап.

 Коэффицент показывает, какая часть деятельности предприятия финансируется за счет собственных средств, а какая за счет заемных средств. Ситуация, при которой коэффициент финансового риска больше 1 (большая часть имущества предприятия сформирована за счет заемных средств), может свидетельствовать об опасности неплатежеспособности и нередко затрудняет возможность получения кредита. Еще один фактор, влияющий на соотношение собственных и заемных средств,  структура затрат предприятия. В составе затрат любого предприятия есть расходы, величина которых непосредственно зависит от масштабов деловой активности, и затраты, величина которых на  определенном этапе не зависит от объема деятельности. К числу последних относятся амортизация, арендная плата, заработная плата административно-управленческого персонала и др. Чем больше величина условно-постоянных расходов в себестоимости продукций, тем выше риск неплатежеспособности предприятия, если по каким-либо причинам его доходы падают. Следовательно, предприятия, у которых удельный вес постоянных расходов в общей сумме затрат значителен, должны иметь больший объем собственного капитала.

Коэффициенты, характеризующие структуру капитала, рассматриваются обычно в качестве характеристик риска предприятия. Чем больше доля долга, тем выше потребность в денежных средствах, необходимых для обслуживания долга. В случае возможного ухудшения финансовой ситуации у такого предприятия выше риск неплатежеспособности. 

1.3. Методика анализа эффективности использования капитала предприятия.

 

Как известно, капитал находится в постоянном движении, переходя из одной стадии кругооборота в другую. На первой стадии предприятие приобретает необходимые ему основные фонды, производственные запасы, на второй средства в форме запасов поступают в производство, а часть используется на оплату труда работников, выплату налогов, платежей по социальному страхованию и другие расходы. Заканчивается эта стадия выпуском готовой продукции. На третьей стадии готовая продукция реализуется и на счет предприятия поступают денежные средства. Чем быстрее капитал сделает кругооборот, тем больше продукции получит и реализует предприятия при одной и той же сумме капитала. Задержка движения средств на любой стадии ведет к замедлению оборачиваемости капитала, требует дополнительного вложения средств и может вызвать значительное ухудшение финансового состояния предприятия.

Таким образом, эффективность использования  капитала характеризуется его отдачей (рентабельностью) как отношение  суммы прибыли к среднегодовой  сумме основного и оборотного капитала. Для характеристики интенсивности использования капитала рассчитывается коэффициент его оборачиваемости. (отношение выручки от реализации продукции, работ и услуг к среднегодовой стоимости капитала).

Взаимосвязь между показателями отдачи капитала и его обрачиваемостью выражается следующим образом:

Прибыль/среднегод.суммакап.=прибыль/выр.отреал.*выр.отреал./среднегод.

сумма кап.

Иными словами, доходность инвестированного капитала (ЭР)  равна произведению рентабельности продаж (R) и коэффициента оборачиваемости капитала (Коб).

ЭР=R*Коб

Поскольку оборачиваемость капитала тесно  связана с его отдачей и  является одним из важнейших показателей, характеризующих интенсивность  использования средств предприятия  и его деловую активность, в  процессе анализа необходимо более детально изучить показатели оборачиваемости капитала и установить, на каких стадиях кругооборота произошло замедление и ускорение движения средств.

Объем оборачиваемости капитала характеризуется  следующими показателями:

  1. Коэффициент оборачиваемости (Коб):

Коб= выр.от реал.продукции/среднегод.стоим.кап.или  его части

  1. Продолжительность  одного оборота (Поб):

Поб=Среднегод.стоим.кап/выр.от реал.прод.*Д

Д –  количество  дней в анализируемом  периоде (год -360дней, квартал – 90 дней, месяц – 30 дней).

Продолжительность оборота капитала во многом зависит  и от органического строения капитала (соотношение основного и оборотного капитала). Чем выше доля основного  капитала в общей его сумме, тем  медленнее он обрачивается, и наоборот, при увеличении удельного веса оборотных активов ускоряется общая оборачиваемость капитала. Зависимость общей продолжительности оборота капитала можно выразить следующим образом:

Поб=Побк/УДобк, где 

Поб –  средняя продолжительность оборота  общей суммы капитала

Побк  – продолжительность оборота общего капитала

УДобк – удельный вес общего капитала в общей сумме.

Для расчета  влияния данных факторов обычно используют метод цепных подстановок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 глава. Анализ  предприятия 

Объектом  исследования курсовой работы является Открытое Акционерное общество Автотранспортное предприятие «ЛУКОЙЛ-Транс». Основным видом деятельности ОАО АТП «ЛУКОЙЛ-Транс», является комплексное транспортное обслуживание предприятий.

В настоящее  время на транспортном рынке действует более 150 тысяч российских предприятий всех форм собственности, более 100 тысяч частных собственников транспортных средств, а также многочисленные зарубежные перевозчики и экспедиторы, обслуживающие главным образом потребности в экспортно-импортных перевозках.

К 2009 году значительно уменьшились перевозки грузов автомобильным транспортом. Сокращение объемов перевозок, услуг и работ в результате спада общественного производства. Все это сопровождается кризисом платежеспособности в народном хозяйстве и серьезно осложнило финансовое состояние предприятий транспорта, большинство которых продолжает оказывать транспортные услуги без предварительной оплаты, надеясь рано или поздно получить платеж. В условиях продолжающейся инфляции и роста цен на потребляемые транспортом материально-технические ресурсы остающихся в распоряжении предприятий собственного капитала недостаточно для поддержания воспроизводственных процессов. Они не имеют возможность покрыть недостаток оборотных средств, своевременно приобрести топливо, запасные части и материалы. Многие предприятия транспорта, особенно автомобильного, работают, с низкой рентабельностью и находятся на грани банкротства.

В данном предприятии за счет кредиторской задолженности покрываются убытки и приобретается все имущество, в т.ч. оборотные средства.

На рисунке 1  наблюдается снижение ликвидности  по всем показателям, предприятие неплатежеспособно.

На рисунке 2 мы видим высокую зависимость  предприятия от заемного капитала, который является единственным источником формирования имущества и покрытия убытка предприятия. Таким образом, финансовое состояние предприятия оценивается как кризисное. Растет зависимость предрприятия от заемных средств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Капитал всякого предприятия может быть представлен двумя составляющими: собственными и заемными средствами.

Собственный капитал представлен уставным, добавочным и резервным капиталом, а также  фондами накопления и нераспределенной прибылью. Заемные средства представляют собой правовые и хозяйственные обязательства предприятия перед третьими лицами. К основным видам обязательств предприятия относятся: долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, долгосрочные и краткосрочные займы, кредиторская задолженность предприятия поставщикам и подрядчикам, по расчетам с бюджетом, по расчетам по оплате труда, по расчетам по социальному страхованию и другая кредиторская задолженность.

Формирование  оптимальной структуры капитала неразрывно связано с учетом особенностей каждой из его составных частей. Собственный капитал характеризуется следующими основными положительными особенностями: простотой привлечения; более высокой способностью генерирования прибыли во всех сферах деятельности; обеспечением финансовой устойчивости развития предприятия, его платежеспособности в долгосрочном периоде, а соответственно, и снижением рынка банкротства. Вместе с тем, ему присущи следующие недостатки: ограниченность привлечения; высокая стоимость в сравнении с альтернативными заемными источниками формирования капитала; неиспользуемая возможность прироста коэффициента рентабельности собственного капитала за счет привлечения заемных финансовых средств.

Заемный капитал характеризуется следующими положительными особенностями: достаточно широкими возможностями привлечения; обеспечением роста финансового потенциала предприятия при необходимости существенного расширения его активов и возрастания темпов роста объема его хозяйственной деятельности; более низкой стоимостью в сравнении с собственным капиталом за счет обеспечения эффекта ”налогового счета”; способностью генерировать прирост финансовой рентабельности (коэффициента рентабельности собственного капитала). В то же время использование заемного капитала имеет следующие недостатки: возрастает риск неплатежеспособности; активы, сформированные за счет заемного капитала, формируют меньшую (при прочих равных условиях) норму прибыли, которая снижается на сумму выплачиваемого ссудного процента во всех его формах; высокая зависимость стоимости заемного капитала от колебаний конъюнктуры финансового рынка; сложность процедуры его привлечения.

При формировании структуры капитала одной из важнейших  проблем является проблема оптимального соотношения собственных и заемных  средств. Здесь одним из инструментов, применяемых финансовыми менеджерами, является так называемый эффект финансового рычага. Эффект финансового рычага - это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего.

Методы  анализа структуры капитала пока еще мало известны отечественным специалистам. За последнее время появилось весьма немного работ, в которых бы излагались положения современной теории анализа структуры капитала. В то же время недостатком всех таких изданий и публикаций является отсутствие примеров, которые показали бы практическую значимость теории.

Рекомендации  по выведению предприятия  из кризиса.

  1. Сокращение численности рабочих
  2. Продажа основных средств на запчасти
  3. Сдача в аренду излишков площадей
  4. Установка FMS
  5. Жесткая вынужденная мера – сокращение численности сотрудников на 30 человек. Проведена проверка – 28 автомобилей постоянно не выходило на линию по причине ТО и ТР, и 28 водителей оставались без работы. Предприятие не нуждается в функциях этих работников, и их увольнение не принесет никакого ущерба предприятию. Превышение норматива численности составляет – 28 водителей и 2 вспомогательных рабочих.
  6. 28 автомобилей, котрые постоянно не выходили на линию по причине ТО и ТР, имеют высокий процент износа, подлежат продаже на запчасти, за что можно выручить неплохую сумму.
  7. Предложено сдавать излишки площадей в аренду.
  8. Предлагается оборудовать автомобили системой FMS.

    Система контроля расхода топлива «FMS» (Fuel Monitoring System) предназначена для сбора  и предоставления руководству АТП  полной информации о работе автомашин на линии. Система производится в Чехии. Используется на российском рынке 8 лет.  
     
     
     
     
     
     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Структура капитала предприятия