4. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций
Виды государственного регулирования:
1) Нормативно-законодательная
деятельность. В условиях кризиса
особое значение приобретает
государственное нормативное регулирование
в сфере социальных ценностей.
Это вмешательство государства
вытекает из объективной необходимости
поддержания в экстремальных
ситуациях эффективности и справедливости
рынка, в получении потребителями
необходимой и достоверной информации.
Оно требуется в связи с ростом опасных
для здоровья и жизни людей причин. Поэтому
государство ужесточает режим контроля
над соблюдением законов и нормативных
актов, связанных, например, с производством
и реализацией алкогольных напитков, продуктов
питания, медикаментов, сложной электробытовой
техники.
Исключительно велика роль
государства в регулировании таких сторон
социальной жизни, как занятость, трудовые
отношения, развитие домохозяйств. Оно
осуществляется с помощью широкого арсенала
законодательных и административно-правовых
мер, политики цен и тарифов, налогов, социальных
трансфертов, экологических правил.
2) Финансовое регулирование.
Это управление совокупностью
денежных средств, находящихся в
распоряжении домохозяйства, предприятия
или государства, а также источниками
доходов, статьями расходов, порядком
их формирования и использования.
В стране финансовые ресурсы
аккумулируются бюджетной системой,
которая обеспечивает их перераспределение
в соответствии с принятыми
критериями и условиями.
Бюджетная политика в известной
мере реализует, и общие цели, которые
стоят перед любой бюджетной системой.
Это концентрация и централизация финансовых
ресурсов, воздействие на экономический
рост и занятость, обеспечение экономических
и политических функций государства.
3) Ценовая политика. Государству
надлежит решить проблему несоответствия
цен на ресурсы и транспортные
тарифы природным условиям и
господствующим в стране ресурсоемким
технологиям. Специфика ценового
регулирования обусловлена тем,
что высокие (близкие к мировым
и даже превышающие их) цены
на ресурсы обусловлены не
столько монополизмом соответствующих
товаропроизводителей, сколько разросшейся
сферой посредников и непомерно
высокой налоговой нагрузкой
на ресурсы.
4) Промышленная политика.
Преодоление кризисного состояния
требует создания материальной
основы для повышения уровня
жизни населения страны. Двигателем
здесь выступает производительность.
Управляет же ею научно-технический
прогресс. Он, в свою очередь, находится
под влиянием истории, культуры,
образования, институциональных факторов
и политики. Производительность
связана с инвестициями в человеческий
капитал и в качество окружающей
среды.
Обеспечить решение этой задачи
может только государство. Никакой другой
институт не в состоянии добиться необходимой
оптимизации структуры народного хозяйства,
внедрения достижений научно-технического
прогресса в производство, преодоления
сырьевой направленности экспорта.
Ключевым звеном промышленной
политики выступает повышение роли научно-технического
прогресса. Именно он и общемировые тенденции
к интеграции национальных экономик обусловливают
стремительное расширение и обновление
ассортимента продукции, ее техническое
усложнение, повышение наукоемкое.
5) Социальная политика. Социально-экономический
кризис сопровождается массированным
и неэффективным размещением
труда и капитала, резким падением
объемов производства в государственном
секторе экономики. А ведь из
этого сектора в государственный
бюджет поступала основная часть
доходов, в этом же секторе
очень медленно сокращаются государственные
расходы. В результате расходы
на социальные цели государство
снижает тогда, когда потребность
в социальной защите, напротив, резко
возросла.
В таких условиях стратегия
социальной политики государства должна
предусматривать регулирование рыночных
сил. Оно позволяет решать проблемы, связанные
с несостоятельностью рынка, и для организации
процесса перераспределения доходов.
В этой деятельности главным является
предотвращение абсолютной бедности.
Борьба с бедностью составляет основу
для поддержания уровня жизни и включает
в себя социальное страхование и выравнивание
доходов. Цель социального страхования
- предохранить каждого человека от внезапного
и недопустимо сильного снижения уровня
жизни. Цель выравнивания доходов - обеспечить
каждому человеку возможность фактически
перераспределять собственный доход.
Необходимость государственного
финансирования медицинского обслуживания
диктуется потребностью, с одной стороны,
производства общественных благ и, с другой,
обеспечения широкого доступа населения
к услугам здравоохранения.
В условиях кризиса возрастает
необходимость сочетания рыночных механизмов
с государственным регулированием социально-экономических
процессов на всех уровнях от федерального
до муниципального.
Практическая
часть:
Вопрос
1. Заинтересованы ли в антикризисном
управлении предприятием, находящимся
на грани банкротства, его учредители?
А) да;
Б) нет;
В) нельзя сказать с определенностью
Ответ: а) да.
В отношениях с кредиторами антикризисное управление предполагает
возможность в максимальной мере покрыть
долги банкрота выручкой от продажи предприятия,
если оно обанкротилось, целиком или по
частям.
Если предприятие объявлено банкротом,
на нем вводится режим особого антикризисного
управления, при котором верховным органом
управления становится собрание кредиторов,
и все действия выносятся на его утверждение.
Права голосования в собрании кредиторов
распределены пропорционально оставшимся
долгам банкрота. Следовательно, всегда
надо выделять ведущих кредиторов и оценивать
их возможную позицию в отношении практических
процедур особого антикризисного управления.
Вопрос
2. Рентабельность активов компании
с точки зрения кредиторов должна быть:
А) Равна текущей рыночной кредитной
ставке;
Б) Ниже текущей кредитной рыночной
ставки;
В) Выше текущей рыночной кредитной
ставки;
Г) Равна другой величине
Ответ:
В) Выше текущей рыночной кредитной ставки
Различают следующие виды рентабельности:
1) рентабельность предприятия по его
текущим операциям;
2) рентабельность предприятия по инвестированному
в него капиталу.
Рентабельность предприятия по его текущим
операциям представляет собой отношение
текущей прибыли предприятия к его текущим
операционным издержкам.
Рентабельность предприятия по инвестированному
в него капиталу вычисляется как отношение
текущей прибыли предприятия к величине
инвестированного в него (ранее) капитала.
Рентабельность предприятия по его текущим
операциям является показателем эффективности
предприятия с точки зрения того, как в
нём «работают» оборотные средства.
Рентабельность предприятия по инвестированному
в него капиталу (её также называют «доход
на инвестированный капитал» или «доход
на инвестиции») служит показателем эффективности
предприятия с учётом того, как в нём «работает»
основной капитал инвесторов (акционеров)
и долгосрочных кредиторов.
Рентабельность предприятия по его текущим
операциям важна для менеджеров, работников
и краткосрочных кредиторов.
Рентабельность по инвестированному
капиталу отвечает интересам инвесторов
(в первую очередь – собственников) фирмы.
Очевидно, наиболее ценен этот показатель,
когда он определяется как средняя величина
в реальном выражении за достаточно длительное
время. Обе указанные рентабельности должны
рассчитываться по объективизированным
прибылям. При этом рентабельность по
текущим операциям в знаменателе имеет
также объективизированные операционные
издержки или сумму себестоимости реализованной
продукции, отчислений на износ и амортизацию
и накладных расходов.
Если
рентабельность активов предприятия меньше,
чем текущая рыночная кредитная ставка,
то с точки зрения кредиторов это значит,
что предприятие не справится с обслуживанием
кредита, т.е. с уплатой за него процентов, потому
что прибыли с рубля активов оно раньше
зарабатывало меньше, чем нужно для оплаты
процентов за старые кредиты, и есть все
основания считать, что так произойдёт
и с новыми кредитами. Кредиторы в этом
случае не выделят новых кредитов или
хотя бы сократят их объём.
Без доступа
же к кредитам сколь-либо крупное предприятие
обойтись не может. Они нужны для постоянного
пополнения оборотных средств (на закупку
сырья, материалов, услуг, труда и прочего
по принимаемым на себя фирмой заказам,
лишь по их выполнению оплачиваемых заказчиками),
потребность в которых особенно растёт
во времена повышенной инфляции, а также
для финансирования инвестиций. Следовательно, предприятию
необходимо обеспечивать поддержание
рентабельности активов на уровне, который
бы всё время был выше текущей рыночной
кредитной ставки.
Заключение
Чтобы выйти из тяжелого кризисного
положения, государство призвано осуществить
систему крупномасштабных мер, в том числе:
- привлечь внутренние
и зарубежные источники накопления
для расширения и качественного
обновления производства;
- изменить всю воспроизводственную
структуру макроэкономики (поднять
сельскохозяйственное производство,
создать высокоразвитый индустриальный
потребительский сектор, проводить
конверсию оборонной промышленности,
значительно развить сферу услуг);
- оказать всемерную помощь
отечественным товаропроизводителям
в увеличении выпуска высококачественных
предметов потребления;
- наладить устойчивый
рост макроэкономики на основе
всесторонней интенсификации, эффективного
использования новейших достижений
научно-технической революции.
Список литературы:
1. Антикризисное управление:
Учебник. - 2-е изд., доп. И перераб.
/ Под ред. проф. Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М,
2009.
2. Антикризисное управление:
Учебник/Р.А. Попов. - М.: Высш. шк., 2005.
3. Буянов В, П., Кирсанов К.А.,
Михайлов Л.М. Рискология. Управление рисками.
- М., 2004.
4. Коротков Э.М. Концепция
российского менеджмента: Учебное
пособие. - М.: ДеКА, 2005.
5. МИРОВОЙ КРИЗИС: Общая
Теория Глобализации. Делягин М.
Г., ИНФРА-М, 2003.
6. Виссарионов А. Кризис // Экономист,
2008, №12