Сущность и классификация экономических кризисов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 12:57, курсовая работа

Описание работы

Решение задач по предотвращению кризисных явлений или смягчения их влияния на результаты деятельности организаций возможно с помощью системы мер, именуемой в России — «антикризисное управление».
Основной целью антикризисного управления организацией должно быть обеспечение в течение длительного периода ее конкурентного преимущества (или равновесия на рынке), которое позволит за счет реализации продукции получать достаточно денежных средств для оплаты всех обязательств, сохранения надежной финансовой устойчивости и дальнейшего развития производства.

Содержание работы

Введение. Стр 2
1.Сущность и классификация экономических кризисов. стр 2
1.1. Понятие кризиса в социально-экономическом развитии. стр 2
1.2. Причины и последствия возникновения кризисов. стр 3
1.3. Разновидности кризисов. стр 3
1.4. Признаки кризиса. стр 6
1.5. Сущность и закономерности экономических кризисов. стр 6
1.6. Причины экономических кризисов. стр 7
2.Причины кризиса на ОАО «Электромашиностроительный завод». стр 9
2.1. Краткая характеристика ОАО «Электромашиностроительный завод».стр 9
2.2. Расчёт коэффициентов ликвидности и финансовой устойчивости. стр 10
3. Методы преодоления финансового кризиса в организации. стр 12
Заключение. стр 18
Список используемой литературы. стр 20

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

        Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности).

   Наиболее жесткий критерий ликвидности предприятия. Он показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно.

Кабс.л = ДС / КП

где: ДС -   сумма денежных средств (ф.1, стр.260).                                                                                                                        

Кабс.л 1 кв.= 837 / 200040=0,004

Кабс.л 3 кв.= 1339 / 150260=0,009

   Рекомендуемая нижняя граница -  0,2. В динамике коэффициент абсолютной ликвидности уменьшается, что говорит о снижении платежеспособности предприятия.

   Все  относительные показатели финансовой устойчивости можно разделить на две группы: 1) показатели, определяющие состояние оборотных средств (коэффициент обеспеченности собственными средствами; коэффициент обеспеченности материальных запасов собствен-ными оборотными средствами; коэффициент маневрен-ности собственных средств); 2) показатели, определяющие состояние основных средств (индекс постоянного актива, коэффициент износа, коэффициент износа, коэффициент реальной стоимости имущества)  и степень финансовой независимости (коэффициент автономии, коэффициент соотношения заемных и собственных средств).

   Рассчитанные фактические коэффициенты за отчетный период сравниваются с нормой, с их значением за предыдущий период, с показателями аналогичных предприятий и тем самым выявляется реальное финансовое состояние, слабые и сильные стороны фирмы.

   Сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении организации.

    Этот показатель дает обобщенную стоимостную оценку активов, числящихся на балансе предприятия. Это учетная оценка, не совпадающая с суммарной рыночной оценкой активов предприятия.

ХС=ВБн -У- З ук - Ас                                                                                                                                                                                   

где     ВБн – итог баланса, нетто (ф.1, стр399)

 У  - сумма убытков (ф.1, стр.390)

З ук  - задолженность по взносам  в уставной капитал (ф.1, стр. 244)

 Ас      - стоимость  собственных акций (ф.1, стр. 252)

На 1 кв. ХС= 303419-0-0-0=303419

На 3 кв.   ХС= 261758-0-0-0=261758

 Рост этого показателя свидетельствует  об уменьшении имущественного  потенциала предприятия.

    Коэффициент концентрации собственного капитала (коэффициент автономии)

Характеризует долю владельцев предприятия  в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Дополнением к этому показателю является коэффициент концентрации заемного капитала, их сумма равна 1.

Кскк = СК/ХС                                                                                                                                 

где:  СК – собственный капитал (ф.1, стр.490- стр.252- стр.244)

Кскк 1 кв. = 151638-0-0/303419=0,49

Кскк 3 кв.= 155715-0-0/261758=0,59

         Нижний  предел этого показателя -  0,6. Чем выше значение показателя, тем более предприятие устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредитов. В данном случае предприятие – неустойчиво.

               Коэффициент финансовой зависимости.

 Является обратным к коэффициенту  концентрации собственного капитала.

Кфз = ХС/СК                                                                                                                                 

Кфз 1 кв.= 303419/151638=2,0

Кфз 3 кв.= 261758/155715=1,68

     Рост этого показателя  в динамике означает увеличение  доли заемных средств в финансировании предприятия. В данном случае коэффициент финансовой зависимости уменьшился в 3 квартале, но всё равно остался достаточно высоким.

    Коэффициент маневренности  собственного капитала.

  Показывает, какая часть собственного  капитала используется для финансирования  текущей деятельности, т.е. вложена  в оборотные средства, а какая  часть капитализирована.

Кскм = ТАс/СК                                                                                                                             

Кскм 1 кв.= 132100/151638=0,87

Кскм 3 кв.= 116304/155715=0,75

 Коэффициент показывает, что  большая часть собственного капитала  капитализирована, меньшая – вложена   в оборотные средства.

Коэффициент концентрации заемного капитала:

Кзкк = ЗК/ХС                                                                                                                               

где ЗК – величина заемного капитала (ф.1, с.590+с.690)

Кзкк 1 кв. = 1414+200040/303419=0,66

Кзкк 3 кв. = 30580+150260/261758=0,69

 Усиливается концентрация заемного  капитала.

         Коэффициент  структуры долгосрочных вложений.

Показывает, какая часть ОС и  прочих внеоборотных активов профинансирована внешними инвесторами.

Кдвстр = ДП/ВА                                                                                                                             где:    ДП – величина долгосрочных пассивов (ф.1,с.590)

 ВА – величина внеоборотных  активов (ф.1, стр.190+стр.230)

Кдвстр 1 кв.= 1414/144548=0,01

Кдвстр 3 кв.= 30580/145454=0,21

     Коэффициент показывает, что большая часть ОС и прочих  внеоборотных активов принадлежит  владельцам предприятия.

          Коэффициент  долгосрочного привлечения заемных  средств.

            Характеризует структуру капитала.

Кдп = ДП/ДП+СК                                                                                                                         

Кдп 1 кв.= 1414/(1414+151638)=0,009

Кдп3 кв.=  30580/(30580+155715)=0,164

      Рост этого показателя в динамике – негативная тенденция, предприятие все сильнее зависит от внешних инвесторов.

           Коэффициент  структуры заемного капитала.

Кзкстр = ДП/ЗК                                                                                                                              

Кзкстр 1 кв.= 1414/(1414+200040)=0,007

Кзкстр 3 кв.= 30580/(30580+150260)=0,17

         Коэффициент  соотношения заемных и собственных  средств.

Дает наиболее общую  оценку финансовой устойчивости предприятия. На каждый рубль собственных средств приходится 132 руб. заемных средств.

Кзкск = ЗК/СК                                                                                                                               

Кзкск 1 кв.= (1414+200040)/151638=1,32

Кзкск 3 кв.= (30580+150260)/ 155715 =1,16

     В 3 квартале этот  показатель несколько снизился, но по прежнему слишком высок  для того, чтобы можно было  назвать положение компании финансово  устойчивым.

 

3. Методы преодоления финансового кризиса в организации.

        Особенность антикризисного управления организацией заключается в повышенной сложности управленческих процессов. Финансовый кризис проявляется в нехватке денежных средств, росте просроченной кредиторской задолженности, падении продаж, недовольстве персонала и других неблагоприятных факторах. Уровень требований к руководителям, принимающим наиболее важные, стратегические решения, возрастает в геометрической прогрессии. Организация, испытывающая финансовый кризис, может прекратить свое существование, а может возродиться вновь, после проведения кардинальных перемен, например, реорганизации, реструктуризации компании. Успех преодоления кризиса зависит от умения ведущих менеджеров своевременно предпринять адекватные действия.

В российских компаниях антикризисные мероприятия часто сводятся к мерам финансового оздоровления, проведению реструктуризации кредиторской задолженности. Хотя предприятия, имеющие значительную кредиторскую задолженность, не всегда могут выйти из "долговой ямы".

Управление организацией в условиях финансового кризиса - это совокупность методов, направленных с одной стороны, на уменьшение всех статей затрат, увеличение поступления денежных средств в организацию, необходимых для погашения долгов, а с другой - на рост объема продаж и получение соразмерной прибыли. Значимым является использование новых приемов управления, которые могут кардинально изменить существующую систему после реорганизации. К таким приемам относятся: использование ноу-хау, позиционирование торговой марки, оптимизация кадровой работы, борьба за качество, ценовая политика и т.д.

В условиях кризисного состояния наиболее важно сократить одни затраты  и увеличить другие, которые могут  сделать компанию прибыльной. Необходим  быстрый приток денежных средств  в организацию. Работы в выбранных стратегических направлениях не могут финансироваться только за счет внутренней экономии. Возникает необходимость привлечения заемных средств со стороны, что само по себе затруднительно, т.к финансовый кризис предприятия зачастую означает его фактическое банкротство. Поэтому так важно определить оптимальное соотношение всех мер воздействия, необходимых для того, чтобы предприятие сначала могло "удержаться на плаву", а затем начать новый более эффективный этап в своей деятельности.

Основные методы преодоления финансового кризиса в организации включают:

сокращение затрат;

увеличение поступления денежных средств в организацию;

проведение реструктуризации кредиторской задолженности;

определение стратегии развития организации;

проведение реорганизации или реструктуризации предприятия.

Сокращение затрат является необходимым шагом в той ситуации, когда организация испытывает финансовый кризис. Необходимо централизовать принятие всех решений, которые влияют на движение материальных активов предприятия, сокращать или замораживать расходы, связанные с развитием существующих долгосрочных проектов: НИОКР, капитального строительства и других вложений, окупаемость которых превышает один год.

Методы сокращения затрат включают: контроль затрат, анализ источников возникновения затрат, их классификацию по степени зависимости от объемов производства, проведение мероприятий по снижению затрат, оценку полученного эффекта.

Основные направления  деятельности по снижению затрат: сокращение фонда оплаты труда; сокращение затрат на сырье и материалы за счет использования более дешевых компонентов изделий, горизонтальной интеграции с поставщиками, работы с местными производителями, внедрения ресурсосберегающих технологий; сокращение производственных расходов, затрат на ремонт и обслуживание оборудования, затрат на рекламу, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, исследование рынка, поддержание определенного качества услуг.

Важно определить наиболее затратные  статьи баланса, которые подлежат сокращению (капитальное строительство, дорогостоящие стажировки для работников, проведение масштабных маркетинговых исследований, опытно-конструкторские работы) и направить эти ресурсы на проведение реструктуризации и проекты, предусматривающие получение быстрой прибыли.

Привлечение денежных средств в организацию в условиях кризиса осуществляется в основном по трем главным направлениям - во-первых: продажа и сдача в аренду активов компании; во-вторых: оптимизация продаж; в-третьих: изменение кредитной политики для ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности.

Любые активы, находящиеся в собственности  компании, - здания, сооружения, машины, оборудование, облигации, акции, в т. ч. и других предприятий, векселя  банков - могут быть проданы или  использованы для погашения долга  в ходе проведения реструктуризации. Это возможно, если данные активы не являются обеспечением задолженности по другим обязательствам (залоговые требования). Если затраты предприятия на хранение и обслуживание активов велики, выгоднее продать их. Ценные бумаги можно предложить приобрести кредиторам, которые заинтересованы в расширении сферы своей деятельности за счет приобретения пакетов акций.

Оптимизация продаж требует проведения ряда важных мероприятий: ценового регулирования; привлечения новых заказчиков; заключения контрактов о производстве на давальческом сырье; внедрения программы торговых скидок и льгот для потребителей, которые платят быстрее; заключения стратегических союзов и альянсов; оценки дополнительных затрат, связанных с внедрением в производство и продвижением на рынок новой продукции.

Привлечение денежных средств в  организацию посредством изменения кредитной политики происходит за счет ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности. В условиях высокой инфляции особенно важно иметь хорошо продуманную политику в отношении поставщиков, заказчиков и других контрагентов. Основные группы кредиторской задолженности образуют задолженности по бюджету, внебюджетным фондам, банкам, поставщикам. Дебиторская задолженность образуется за счет работы с заказчиками, дочерними обществами и прочими контрагентами.

Для выбора оптимальной кредитной  политики компания должна сравнить потенциальные  выгоды от увеличения объема продаж со стоимостью предоставления дополнительных торговых кредитов и риском возможной  неуплаты. С целью снижения риска неуплаты дебиторской задолженности, организация должна отслеживать кредитную историю клиентов (покупательскую и платежную историю). Кредитоспособность клиента может быть оценена на основе кредитной истории взаимоотношений клиента и компании. Сопоставительный анализ затрат и выгод кредитной политики должен помочь определить стратегию, при которой размер непогашенной дебиторской задолженности является вполне предсказуемым. Используются программы льгот и скидок за предоплату, оплату наличными и своевременное погашение дебиторской задолженности. Организация должна достаточно точно прогнозировать суммы кредита, которые не будут погашены, чтобы рассчитать необходимый резерв для списания безнадежных долгов.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности определяется как отношение годового объема реализации к среднегодовому объему дебиторской задолженности. Этот коэффициент показывает, насколько быстро организация собирает деньги с заказчиков за поставленные товары или услуги. Увеличение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности является позитивным признаком.

Информация о работе Сущность и классификация экономических кризисов