Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 13:43, курсовая работа
Целью работы является изучение технологий управления кризисными ситуациями на предприятиях нефтегазового комплекса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие кризиса и его основные виды, причины возникновения.
2) Изучить технологии антикризисного PR.
3) Проанализировать применение технологий антикризисного PR на предприятиях нефтегазового комплекса.
Введение 3
Глава I Кризис и его основные виды 5
Глава II Инструменты антикризисного PR 14
Глава III Применение технологий антикризисного PR на предприятиях нефтегазового комплекса. 24
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы.
Рис.1. Типология кризисов [1, c. 300]
Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и пр.
Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, специалистов различных профессий, персонала и менеджеров и др.
Организационные кризисы проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения функций, регламентации функционирования отдельных подразделений, как отделение административных единиц, регионов, филиалов или дочерних фирм.
Психологические кризисы также не редки в современных условиях социально-экономического развития. Это кризисы психологического состояния человека. Они проявляются в виде стресса, приобретающего массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворённостью работой, правовой защищённостью и социальным положением. Это кризисы в социально-психологическом климате общества, коллектива или отдельной группы.
Технологический кризис возникает как кризис новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризис технологической несовместимости изделий или кризис отторжения новых технологических решений. В более обобщённом плане такие кризисы могут выглядеть кризисами научно-технического прогресса – обострение противоречий между его тенденциями, возможностями, последствиями. Например, в настоящее время переживает явный кризис идея мирного использования атомной энергии, строительства атомных электростанций и кораблей. [2, c. 101]
Характерные особенности возникновения кризисов
Причины
возникновения кризисов, по Э.М.Короткову,
разделяются на природные, общественные,
экологические. Первые вызваны природными
условиями жизни и деятельности
человека. К причинам таких кризисов
относятся землетрясения, ураганы,
пожары, климатические изменения, наводнения.
Всё это не может не отражаться
на экономике, психологии человека, социальных
и политических процессах. При определённых
масштабах такие явления
Причиной кризисов (рис. 2) могут быть и общественные отношения во всех видах их проявления.
В
современных условиях большое значение
имеет понимание и
Рис. 2. Причины кризисов [5, c. 121]
Кризисы могут быть предсказуемыми (закономерными) и неожиданными (случайными). Предсказуемые кризисы наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами накопления фактов возникновения кризиса – потребности реструктуризации производства, изменения структуры интересов под воздействием научно-технического прогресса.
Неожиданные кризисы часто бывают результатом или грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и распространению локальных кризисов.
Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис. Он может возникать периодически и имеет известные фазы своего наступления и протекания.
Кризисы бывают глубокими и лёгкими. Глубокие кризисы часто ведут к разрушению различных структур социально-экономической системы. Они протекают сложно и неравномерно, часто аккумулируют в себе множество противоречий, завязывают их в запутанный клубок. Лёгкие, мягкие кризисы протекают более последовательно и безболезненно. Их можно предвидеть, ими легче управлять.
Вся совокупность возможных кризисов разделяется также на группы кризисов затяжных и кратковременных. Фактор времени в кризисных ситуациях играет важную роль. Затяжные кризисы проходят болезненно и сложно. Они часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий.
Нельзя
не отметить, что в основе функционирования
и развития социально-экономической
системы лежит управляемая
Человеческие
отношения – это комплекс взаимосвязей
и взаимоотношений между
Человеческие
отношения проявляются в
Кроме организационно-технического и экономического аспектов в сложной системе человеческих отношений также выделяют юридические, социальные, политические, психологические.
Наиболее
эффективными являются те антикризисные
мероприятия, которые планируются
и осуществляются задолго до реального
кризиса. К ним, прежде всего, относится
разработка антикризисной платформы,
которая должна включать в себя как
необходимую информацию, так и
разработанные процедуры. Рекомендуется
включать в антикризисный пакет
краткую историю компании, наиболее
значимые этапы в ее развитии, наиболее
яркие статистические данные и факты,
биографии руководящих
В антикризисной платформе должны быть четко определены процедурные моменты, а именно как должны действовать сотрудники в случае возникновения кризисной ситуации, куда должна стекаться вся информация, кто должен входить в антикризисную группу и, что чрезвычайно важно, кто должен стать тем человеком, который будет комментировать ситуацию для общественности от лица компании. Если в обычном режиме у компании может быть несколько спикеров, каждый из которых дает комментарии по тем или иным вопросам, то в период кризиса спикер непременно должен быть один. Этот человек озвучивает позицию компании, которая согласовывается и утверждается руководством также по заранее определенной процедуре. После разработки антикризисной платформы с ней, безусловно, должны быть ознакомлены сотрудники компании. Важность этих, казалось бы, совсем некреативных шагов очень велика, ибо в момент кризиса важна каждая минута и худшим врагом в подобной ситуации является паника и неорганизованность.
Главным принципом коммуникаций в период кризиса должно стать стремление не скрыть то, что произошло, а, наоборот, наиболее оперативно предоставить прессе честную и полную информацию. Психологически порой бывает чрезвычайно сложно переломить нежелание компании говорить о своих неприятностях, порой менеджерам кажется, что, не скажи они сами о проблеме, никто о ней и не узнает. В этой ситуации очень важна адекватная оценка компанией масштабов кризиса, его влияния на отношение к компании различных ключевых аудиторий (клиентов, партнеров, правительственных структур, общественности в целом). И здесь на помощь приходят экспресс-исследования, о которых мы поговорим ниже. [12, c. 60, 66]
Очевидно,
что компания должна оперативно реагировать
на возникновение кризисной
Команда. Большое внимание следует уделить формированию команды по антикризисному управлению. Такая команда может состоять, например, из топ-менеджера или представителя высшего управленческого звена, консультанта по правовым вопросам и руководителя службы по связям с общественностью. Состав команды будет зависеть от типа кризиса, а участниками должны стать те сотрудники, которые наиболее компетентны в возникших в связи с кризисной ситуацией вопросах.
Заранее необходимо определить основные направления деятельности, а также сферы ответственности участников антикризисной команды. В основном работа должна строиться по следующим направлениям:
Кроме того, члены антикризисной команды отвечают за сбор и анализ информации и ее источников, развитие коммуникационной стратегии, распространение сообщений о сложившейся ситуации, привлечение третьих сторон для поддержки позиций компании. Работа с СМИ включает в себя подготовку материалов для прессы, мониторинг СМИ, реагирование на недостоверную информацию, организацию пресс-конференций.
Выбор спикера. Важным моментом при подготовке к кризисной ситуации является выбор ответственного лица, которое будет от имени компании представлять ее позиции и интересы перед общественностью и СМИ во время кризиса. Сотрудник, которого выбрали "говорить" за компанию, должен стать компетентным источником информации для целевых групп. Суть его работы — постоянно получать информацию о развитии возникшей ситуации и содействовать в ее получении тем, кто в этой информации нуждается.
Позицию
и интересы компании могут представлять
сотрудники различных уровней, это
зависит от масштабов кризиса, его
типа и особенностей. Так, генеральный
директор компании официально представляет
общую политику в отношении урегулирования
кризисной ситуации, когда необходимо
продемонстрировать понимание компанией
масштабов кризиса и
Сотрудник, представляющий позицию компании, должен обладать определенными качествами и навыками для того, чтобы завоевать симпатии общественности. Очень важно, чтобы он постоянно демонстрировал свои профессиональные знания.
Сотрудник, представляющий позицию компании, должен обладать определенными качествами и навыками для того, чтобы завоевать симпатии общественности. Очень важно, чтобы он постоянно демонстрировал свои профессиональные знания в области деятельности компании. Людям нравится следить за тем, как грамотные специалисты ищут выход из трудных ситуаций. Любой же намек на то, что компания не понимает проблемы и не осознает масштаба кризиса, приведет к тяжелым последствиям. Постоянно показывая то, что компания ответственна за случившееся и переживает за развитие ситуации вместе с остальными, сотрудник может избежать участи превращения в объект тяжелой критики со стороны общественных групп. Кроме того, речь спикера должна быть спокойной и уверенной, в ней недопустимо употребление жаргонных слов и выражений.
Для
того чтобы эффективно реагировать
на возникающие проблемы, спикер должен
обладать аналитическим складом
ума и способностью быстро принимать
правильные решения. Так как роль
СМИ в урегулировании кризисной
ситуации очень важна, сотрудник, представляющий
позицию компании, должен уметь хорошо
держаться перед телекамерами, что
способствует установлению диалога
между компанией и