Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 12:16, курсовая работа
Любая фирма, которая начинает свою деятельность или уже действующая, в начале нового проекта, обязана четко представить потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь точно выполнять расчеты эффективности использования ресурсов, имеющихся в наличии в процессе деятельности фирмы.
Введение.......................................................................................................................3
Глава1. Конкурентные стратегии в теории М.Портера...........................................4
Глава2. Сравнительная характеристика конкурентных стратегий в теории М.Портера и А.Томпсона............................................................................................7
Глава3. Источники конкурентного преимущества (на примере одной из стратегий).....................................................................................................................8
Заключение.................................................................................................................15
Список литературы....................................................................................................16
Содержание.
Введение......................
Глава1. Конкурентные стратегии в теории
М.Портера.....................
Глава2. Сравнительная характеристика
конкурентных стратегий в теории
М.Портера и А.Томпсона....................
Глава3. Источники конкурентного преимущества
(на примере одной из стратегий)....................
Заключение....................
Список литературы.............
Введение.
Любая фирма, которая начинает
свою деятельность или уже действующая,
в начале нового проекта, обязана
четко представить потребность
на перспективу в финансовых, материальных,
трудовых и интеллектуальных ресурсах,
источники их получения, а также
уметь точно выполнять расчеты
эффективности использования
Глава1. Конкурентные стратегии в теории М.Портера.
В 1985 году в работе «Конкурентная
стратегия» М.Портер ввел концепцию
универсальных стратегий и
Портер подчеркивает, что
универсальных стратегий не существует
для всех отраслей. Специфика каждой
отрасли накладывает отпечаток
на выбор стратегии и определяет
варианты типовых стратегий, выделенных
выше. В то же время в одной
и той же отрасли могут быть
использованы одновременно несколько
стратегий. Так, например, японские судостроители
выбрали стратегию
Лидерство в издержках характерно для компаний, отличающихся крупными размерами, выпуском массовой стандартизированной продукции. Основными источниками конкурентных преимуществ здесь являются экономия на масштабах, передовая технология, доступ к источникам сырья и надежные каналы распределения. При этом важно не уступать конкурентам по качеству продукта.
Стратегию дифференциации обычно выбирают фирмы, которые имеют возможности создавать уникальный продукт для большого количества потребителей. Дифференциация может быть создана разными путями. Уникальность создается условиями маркетинга и другими методами неценовой конкуренции. Она не обязательно заключается в качестве самого продукта. Пути снижения издержек здесь ограничены по сравнению с первой стратегией. Неценовые методы конкуренции требуют повышения издержек. Но фирма не должна игнорировать возможности снижения издержек. Потребители готовы платить за уникальность продукта только на первых стадиях жизненного цикла товара. В дальнейшем из двух продуктов с одинаковой ценой потребитель предпочтет более качественный, а из двух продуктов одинакового качества он предпочтет более дешевый – таков закон современного рынка.
Стратегия фокусирования основана на выборе узкой сферы (цели) конкуренции. Фирма выбирает сегмент рынка или рыночную нишу и пытается достичь конкурентных преимуществ применительно к особенностям данного сегмента.
Портер подчеркивает, что
если фирма не смогла направить свою
деятельность по одному из трех путей,
указанных выше, то она оказывается
в стратегически невыгодном положении.
Ее доля на рынке недостаточна, она
испытывает нехватку инвестиций и получает
низкую норму прибыли. Для такой
фирмы характерными являются: противоречивость
в управлении, системе стимулирования
труда; низкий уровень корпоративной
культуры. Для выхода из такого положения
фирме требуется принять
При каждой типовой стратегии
фирма сталкивается со специфическими
проблемами. Лидер в издержках
должен постоянно заботиться об инвестировании
средств в современное
Глава2. Сравнительная характеристика конкурентных стратегий в теории М.Портера и А.Томпсона.
Портер предложил
• лидерства по издержкам (поддержание издержек на более низком уровне, чем у конкурентов);
• дифференциации;
• фокусирования на издержках;
• фокусирования на дифференциации.
Подробно о конкурентные стратегии в теории М.Портера мы расмотрели в главе1.
Спустя десятилетие А.
Томпсон и А. Стрикленд предложили
несколько иную модель классификации
подобных стратегий – пять вариантов
подхода к стратегии
• стратегия лидерства по издержкам (снижение издержек, что привлекает большое количество покупателей);
• стратегия широкой
• стратегия оптимальных издержек (большая ценность для покупателей за счет сочетания низких издержек при широкой дифференциации);
• сфокусированная стратегия, или стратегия рыночной ниши, основанная на низких издержках (низкие издержки и узкий сегмент покупателей);
• сфокусированная стратегия, или стратегия рыночной ниши, основанная на дифференциации продукции (полное удовлетворение требований клиентов из выбранного сегмента).
Глава3. Источники конкурентного преимущества.
Конкурентное преимущество достигается исходя из того, как фирма организует и выполняет отдельные виды деятельности. Например, агенты по продаже ведут телефонные переговоры, техники по обслуживанию выполняют ремонт по желанию покупателя, ученые в лаборатории разрабатывают новые товары или процессы, а финансисты наращивают капитал.
Посредством этой деятельности фирмы создают определенные ценности для своих клиентов. Конечная ценность, созданная фирмой, определяется тем, сколько клиенты готовы заплатить за товары или услуги, предлагаемые фирмой. Если эта сумма превышает совокупные расходы на всю необходимую деятельность, фирма рентабельна.Чтобы получить конкурентное преимущество, фирма должна либо давать покупателям примерно такую же ценность, как и конкуренты, но производить товар с меньшими издержками (стратегия меньших издержек), либо действовать так. Чтобы давать покупателям товар с большей ценностью, за который можно получить большую цену (стратегия дифференциации).
Виды деятельности при конкуренции в какой-либо данной отрасли можно разделить на категории. Они объединены в так называемую цепочку ценности. Все виды деятельности, входящие в цепочку ценности, вносят свой вклад в потребительскую стоимость. Их можно условно разделить на две категории: первичная деятельность (постоянное производство, сбыт, доставка и обслуживание товара) и вторичная (обеспечение компонентами производства, как-то: технологией, людскими ресурсами и т.д., или обеспечение функций инфраструктуры в поддержку другой деятельности), то есть поддерживающая деятельность. Для каждого вида деятельности требуются покупные "компоненты", людские ресурсы, сочетание тех или иных технологий, а в основе лежит инфраструктура фирмы, например менеджмент и финансовая деятельность.
Избранная фирмой конкурентная стратегия определяет способ, которым фирма выполняет отдельные виды деятельности, и всю цепочку ценности. В разных отраслях конкретные виды деятельности имеют разные значения для достижения конкурентного преимущества. Так. В производстве печатных прессов для успеха обязательны развитие технологии, качество сборки и послепродажное обслуживание, в производстве же моющих средств главную роль играет реклама, так как процесс изготовления здесь не сложен, а о послепродажном обслуживании и речь не идет.
Фирмы получают конкурентное преимущество, разрабатывая новые способы выполнения деятельности, внедряя новые технологии или исходные компоненты производства. Например, швейцарские фирмы. Выпускающие шоколад, добились признания в мире, так как первые ввели ряд новых рецептур (в том числе сливочный шоколад) и применили новые технологии (например, непрерывное перемещение шоколадной массы), существенно улучшившие качество готовой продукции.
Но фирма - это не только сумма всех видов деятельности. Цепочка ценности фирмы – это система взаимозависимых видов деятельности, между которыми существую связи. Эти связи возникают, когда метод какого-либо вида деятельности влияет на стоимость или эффективность других. Связи часто приводят к тому, что дополнительные затраты при "подгонке" отдельных видов деятельности друг к другу окупаются в дальнейшем. Например, более дорогие конструкции и комплектующие изделия или более тщательный контроль качества позволяют снизить расходы на послепродажное обслуживание. Фирмы должны идти на такие издержки в соответствии со своей стратегией во имя конкурентного преимущества.
Наличие связей также требует согласования разных видов деятельности. Чтобы не сорвать сроки поставки, например, нужно, чтобы производство, обеспечение поставок сырья и комплектующих, вспомогательная деятельность (например, пусконаладные работы) были хорошо увязаны. Четкое согласование обеспечивает своевременную поставку товара заказчику без необходимости иметь дорогостоящие средства доставки (т.е. большой парк машин, когда можно обойтись малым, и т.п.). Согласование связанных друг с другом видов деятельности снижает расходы при заключении сделок, дает более четкую информацию (что облегчает управление) и позволяет замещать дорогостоящие операции в одном виде деятельности более дешевыми операциями в другом виде. Это также действенный способ сократить общее время, необходимое для выполнения разных видов деятельности, что имеет все большее значение для конкурентного преимущества. Например, такое согласование существенно сокращает время разработки запуска в производство новых товаров, а также приемов заказа и доставки товаров.
Тщательное управление связями может стать решающим источником конкурентного преимущества. Многие из этих связей не бросаются в глаза, и фирмы – конкуренты могут их не заметить. Для того чтобы извлечь выгоду из этих связей, нужны и сложные организационные процедуры, и принятие компромиссных решений во имя выгоды в дальнейшем, в том числе в случаях, когда организационные линии не пересекаются (такие случаи редки).