Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 21:52, реферат
Очень важными в решении проблем управления являются следующие вопросы: в какие периоды развития организации может возникнуть в ней и получить развитие кризис; насколько опасность возникновения кризиса определяется рискованным изменением самой организации и как это может быть связано с развитием экономической среды, в которой функционирует рассматриваемая организация.
I. Факторы, симптомы и причины возникновения кризисов в организации
Очень важными в решении проблем управления являются следующие вопросы: в какие периоды развития организации может возникнуть в ней и получить развитие кризис; насколько опасность возникновения кризиса определяется рискованным изменением самой организации и как это может быть связано с развитием экономической среды, в которой функционирует рассматриваемая организация.
Практика показывает, что кризисы отражают собственные ритмы развития каждой отдельной организации, подчас не совпадающие с ритмами общественного развития или развития других организаций. Каждая организация имеет свой потенциал развития и условия его осуществления, при этом она подчиняется закономерностям циклического развития всей социально-экономической системы. Поэтому на организацию постоянно воздействуют как внешние факторы, определяемые воздействием общих циклов экономики, так и внутренние, зависящие от собственных циклов и кризисного развития.
Чтобы иметь возможность
своевременно запускать
1.1 Симптомы возникновения крзиса.
Симптомы проявляются в показателях и, что очень важно, в тенденциях их изменения, отражающих функционирование и развитие организации. Так, анализ показателей производительности труда, эффективности деятельности, фондоотдачи, энерговооруженности производства, финансового состояния или таких, как текучесть персонала, дисциплина, удовлетворенность трудом, конфликтность и др., могут характеризовать положение производственной организации относительно наступления кризиса.
При этом величина и динамика показателей могут оцениваться и относительно установленной рекомендуемой величины (допуски изменений), и относительно их значений в последовательные промежутки времени.
Симптомом кризисного развития может быть, например, несоответствие показателей закономерным соотношениям, либо резкие снижения показателей в определенные временные интервалы. Однако не всегда симптомы ухудшения состояния организации приводят к ее кризису. Симптом - это только внешнее проявление начала «болезни» организации, но к самой «болезни» - кризису приводят причины его возникновения. Именно причины лежат в основе возникновения симптомов, а потом и факторов, свидетельствующих о наступлении кризиса.
Таким образом, этапы возникновения
кризиса можно представить
Оценивать кризисы следует не только по его симптомам, но и по причинам и реальным факторам.
1.2.Причины возникновения кризиса
Причина кризиса
— события или явления, вследствие которых
появляются симптомы и далее факторы кризиса.Например, в течение продолжительного
времени цены на недвижимость в Соединенных
Штатах росли, причем росли по американским
меркам довольно быстро. Причин роста
было, как минимум, три:
•естественное удорожание недвижимости,
связанное с инфляционными процессами;
•доступная ипотека (именно она, в сущности,
стала причиной кризиса);
•инвестиционная привлекательность,
связанная с верой в то, что цены на жилье
будут расти вечно;
Самыми важными локомотивами роста цен
и последующего финансового кризиса были
естественно инвестиционная привлекательность
и доступная ипотека.
1.3 Факторы возникновения кризиса.
Фактор кризиса – событие или зафиксированное состояние объекта, или установленная тенденция, свидетельствующая о наступлении кризиса.
Например, в организации причинами могут быть финансово-экономические просчеты, общее положение экономики, низкая квалификация персонала, недостатки системы мотивирования. Симптомы кризиса – появление первых признаков отрицательных тенденций, устойчивость этих тенденций, деловые конфликты, нарастание финансовых проблем и другие, и тогда факторами кризиса будут снижение качества продукции, нарушение технологической дисциплины, рост и большая задолженность по кредитам и т.п.
С точки зрения воздействия на организацию причины возникновения кризиса в ней можно классифицировать на внешние и внутренние.
Внешние факторы характеризуют экономическую обстановку, в которой функционирует организация и от которой она не может не зависеть. Если экономика находится в состоянии системного кризиса, это не может не отражаться на состоянии отдельной организации. Но на каждой это отражается по-разному. Все зависит от характера организации и области ее деятельности (государственная, частная, крупная, малая, коммерческая, производственная и пр.), а также от ее внутреннего состояния (экономический потенциал, профессионализм управления, персонал, социальная атмосфера и др.). Организация может успешно противодействовать внешним кризисным явлениям или, наоборот, реагировать на них в сторону усиления отрицательных последствий в собственном состоянии.
Для каждой организации существует свое соотношение внешних и внутренних факторов кризиса. При возникновении нынешнего кризиса в России наблюдалась весьма заметная картина дифференциации различных организаций по степени проявления собственного кризиса. Одни оказались буквально мгновенно на грани разрушения и исчезновения, другие сопротивляются кризисным явлениям, третьи находят возможности использовать положение во благо себе, «ловить рыбку в мутной воде», процветать, может быть, временно, в сумятице общих кризисных явлений. Чем это объясняется? Многими причинами. Среди них есть и такие: антикризисный потенциал, профессиональное управление, стечение обстоятельств, повышенная экономическая активность и удачный риск. Все это внутренние факторы, которые противостоят внешним, и используются для их нейтрализации.
Возможно и такое положение, при котором предприятие входит в глубокий кризис даже при весьма благоприятной внешней экономической обстановке. Причиной также могут быть внутренние факторы развития: деловые и социально-психологические конфликты, неэффективная организация работы, низкий профессионализм персонала, старение технологии, просчеты в экономической стратегии, ошибки в принятии экономических решений, неудачный маркетинг и многие другие.
II.Внешние и внутренние факторы возникновения кризиса
2.1.Внешние факторы
Внешние
факторы характеризуют
Внешние факторы возникновения
кризиса можно подразделить на:
I. Социально-экономические факторы общего
развития страны:
- рост инфляции;
- нестабильность налоговой системы;
- нестабильность регулирующего законодательства;
- снижение уровня реальных доходов населения;
- рост безработицы.
II.Рыночные факторы:
- снижение емкости внутреннего рынка;
- усиление монополизма на рынке;
- нестабильность валютного рынка;
- рост предложения товаров-субститутов.
III.Прочие внешние факторы :
- политическая нестабильность;
- стихийные бедствия;
- ухудшение криминогенной ситуации.
2.2. Внутренние факторы
Для каждой организации существует свое соотношение внешних и внутренних факторов кризиса. При возникновении нынешнего кризиса в России наблюдалась весьма заметная картина дифференциации различных организаций по степени проявления собственного кризиса. Одни оказались буквально мгновенно на грани разрушения и исчезновения, другие сопротивляются кризисным явлениям, третьи находят возможности использовать положение во благо себе, «ловить рыбку в мутной воде», процветать, может быть, временно, в сумятице общих кризисных явлений. Чем это объясняется? Многими причинами. Среди них есть и такие: антикризисный потенциал, профессиональное управление, стечение обстоятельств, повышенная экономическая активность и удачный риск. Все это внутренние факторы, которые противостоят внешним, и используются для их нейтрализации.
Внутренние факторы
I.Управленческие:
- высокий уровень коммерческого риска;
- недостаточное знание конъюнктуры рынка;
- неэффективный финансовый менеджмент
- плохое управление издержками производства;
- отсутствие гибкости в управлении;
- недостаточно качественная система бухгалтерского
учета и отчетности.
II.Производственные:
- необеспеченность единства предприятия
как имущественного комплекса;
- устаревшие и изношенные основные фонды;
- низкая производительность труда;
- высокие энергозатраты;
- перегруженность объектами социальной
сферы.
III.Рыночные:
- низкая конкурентоспособность продукции;
- зависимость от ограниченного круга
поставщиков и покупателей.
III.Воздействие внешних и внутренних факторов
Конечно
факторы могут лежать в основе кризиса
предприятия, но большее влияние на состояние
предприятия оказывают управленческие
факторы. Так, например, слабый финансовый
и производственный менеджмент на российских
предприятиях привел к тому, что по данным
Межведомственной балансовой комиссии10,
которой было проведено исследование
финансового состояния российских предприятий,
выявлено, что создалась специфическая,
неведомая мировой цивилизации ситуация,
базирующаяся на трех факторах. Первый
- это низкий уровень денежного компонента
в расчетах. Деньги едва составляют треть
во всех расчетах, остальные проводятся
в неденежной форме. Второй фактор - чрезвычайное
обременение долгами. Объем долгов российских
предприятий приблизился к объему их годовой
выручки. Это значит, что средний срок
расчета по долгам - больше года. Мировой
цивилизации такое долговое бремя неведомо.
Третий фактор - специфическое обстоятельство,
дополняющее эту неблагоприятную картину,
- это низкая производительность труда.
Именно неэффективность
управления следует отнести к наиболее
характерной для современных предприятий
проблеме, препятствующей их эффективному
функционированию в условиях сложившихся
рыночных отношений. Эта проблема обусловлена
следующими факторами:
отсутствие стратегии в деятельности
предприятия и ориентация на краткосрочные
результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;
низкая квалификация и неопытность менеджеров;
низкий уровень ответственности руководителей
предприятия перед собственниками за
последствия принимаемых решений, за сохранность
и эффективное использование имущества
предприятия, а также за финансово-хозяйственные
результаты его деятельности.
Борьба предприятий за выживание в кризисных
условиях потребует взаимосвязи организационных,
правовых, финансовых и управленческих
аспектов.
В большинстве случаев
внутренние факторы усиливают действие
внешних. Логическую цепочку поиска внутренних
причин экономического кризиса на российских
предприятиях можно построить, исходя
из ответа на вопрос, увеличился или уменьшился
объем продаж за последние два года. Если
проблем с продажей продукции нет, причина
заключается не в самой продукции, а в
оборачиваемости оборотных средств. Если
оборачиваемость малая, проблема связана
с большой длительностью производственного
цикла. Необходимо выявить слабое звено
цикла. Это могут быть задержки с оплатой
отпущенных товаров. Тогда причины кризиса
связаны с ценовой политикой и контролем
цен, с условиями договора на продажу товара
(например, поставки товара осуществляются
без предоплаты). Высокие цены могут быть
связаны с высокими издержками производства.
Тогда следует выяснить динамику изменения
затрат на производство товара и причины
их роста. Для российских предприятий,
как правило, высокие составляющие издержек
— это затраты на энергоносители.
При высокой
оборачиваемости средств причины экономического
кризиса заключаются в рентабельности
товара. Если объем продаж уменьшается,
причину следует искать в реализации продукции.
Дальнейшие вопросы связаны с наличием
запасов готовой нереализованной продукции,
потребительскими свойствами товара,
ценовой политикой и системой распределения
и продвижения товара, ответы на которые
могут дать представление о причинах кризиса
предприятия.
В целом все названные причины кризиса
довольно тесно взаимосвязаны и создают
сложный комплекс причинно-следственных
связей. Конечно, исследуя то или иное
предприятие, тот или иной случай финансового
кризиса, можно выделить определенные
специфические причины финансовой несостоятельности,
но все они, как правило, сводятся к уже
перечисленным нами. Типичными последствиями
влияния вышеприведенных причин и факторов
на финансово-хозяйственное состояние
предприятия является:
• потеря клиентов и покупателей
готовой продукции;
• уменьшение количества заказов и контрактов
по продаже продукции;
• неритмичность производства, неполная
загрузка мощностей;
• повышение себестоимости и резкое снижение
производительности труда;
• увеличение размера неликвидных оборотных
средств и наличие сверхурочных запасов;
• возникновение внутрипроизводственных
конфликтов и повышения текучести кадров;
• повышение давления на цены;
• существенное уменьшение объемов реализации
и, как следствие, недополучение выручки
от реализации продукции.
Информация о работе Влияние внешних и внутренних факторов на кризисные ситуации