Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:24, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить внешние и внутренние причины кризисов на предприятии и выявить необходимость антикризисного менеджмента на каждом предприятии.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи исследования:
1) дать определение кризиса на предприятии; изучить виды и стадии кризиса на предприятии;
2) проанализировать предпосылки и факторы возникновения кризиса на предприятии и возможность диагностики кризиса предприятии;
3) сформулировать стратегии антикризисного менеджмента, применяемые на предприятии для выхода из кризисной ситуации и выявить основные последствия кризиса на предприятии.
Введение 3
1 Внутренние и внешние причины кризисов на предприятии
1.1 Понятие, виды и фазы кризиса на предприятии 4
1.2 Факторы, влияющие на платежеспособность предприятия 6
1.3 Внешние и внутренние причины возникновения кризисов на предприятии 10
1.4 Выводы 13
2 Анализ системы антикризисного менеджмента ОАО “Атлант”
2.1 Анализ финансового состояния ОАО “Атлант” 14
2.2 Выводы 21
3 Предложения по совершенствованию системы антикризисного менеджмента и улучшению финансового состояния ОАО “Атлант” 22
Заключение 32
Список использованных источников 36
Таким образом, можно сделать вывод, что предприятие находится в сложном, кризисном финансовом положении и нуждается в незамедлительных комплексных мероприятиях по восстановлению платежеспособности и ликвидности. В первую очередь, необходимо тщательно проанализировать причины увеличения обязательств и сроков погашения дебиторской задолженности, оптимизировать основные статьи расходов и затрат, обеспечить увеличение собственных ресурсов и провести оптимизацию налоговых отчислений, что требует углубленного анализа соответствующих статей, краткосрочного и перспективного планирования при взаимодействии всех служб предприятия.
3 Предложения
по совершенствованию системы
антикризисного менеджмента и
улучшению финансового
Предотвращение кризиса предполагает всесторонний системный и стратегический подход к анализу и решению возникающих проблем. Такой подход характеризует антикризисное управление в широком смысле, он предполагает сохранение и укрепление конкурентного положения предприятия. Решение второй задачи - преодоление кризиса всегда носит специфический характер, поэтому его называют антикризисным управлением в узком смысле, данный подход предполагает предотвращение банкротства предприятия и восстановление его платежеспособности.
Антикризисные стратегии - это стратегии, оптимизирующие поведение корпораций в условиях спада в отрасли, устойчивого снижения основных финансовых показателей деятельности корпорации и угрозы банкротства. Они включают комплекс мер в области планирования, управления персоналом, финансов, взаимоотношений с группами поддержки, а также юридических и других мероприятий с целью обезопасить фирму от угрозы банкротства или существенного спада и создать условия для поворота к оздоровлению корпорации. Спад в производственных, финансовых и других важных показателях, определяющих эффективность действия фирмы на рынке, носит закономерный, детерминированный характер; его причины можно исследовать и сделать соответствующие коррективы в стратегии поведения, смягчающей последствия спада.
Целью антикризисного управления является разработка, и первоочередная реализация мер, направленных на нейтрализацию наиболее опасных (наиболее интенсивно влияющих на завершающее явление) путей, приводящих к кризисному состоянию [6].
Предприятие ОАО «Атлант» решило технически перевооружить свое производство и увеличить выпуск продукции за счет полученного долгосрочного кредита в размере 1000000 рублей под 6% годовых. Предприятие приобрело оборудование и уплатило поставщику 590000 рублей, включая НДС. За счет кредита предприятие приобрело сырье на сумму 236000, включая НДС. Предприятие выпустило продукцию на сумму 472000, включая НДС. Управленческие расходы составили 50000 рублей + ЕСН. Оплачены проценты за полученный кредит.
Анализ будем проводить на основе данных годовой отчетности ОАО «Атлант» за 2010г.
Рассчитаем ликвидность баланса предприятия.
Баланс считается ликвидным, если выполняется следующее условие: А1≥П1; А2≥П2; А3≥П3; А4≤П4.
На начало 2010 года: На конец 2010 года:
12200 < 17250 598200>95650
25000 < 90250 79000<90250
7200 < 42300 7200<1042300
211000 >105600 711000 >167200
На предприятии ОАО «Атлант» баланс на начало 2010 года получился полностью не ликвидным, а на конец 2010 года – критически ликвидным. Этот вывод сделан на основании сравнения нормативов и полученных данных, которые предоставлены в таблице 2 (см. приложение).
.
Коэффициент текущей ликвидности дает общую оценку ликвидности предприятия, показывая, сколько рублей оборотных средств приходится на 1 рубль текущей краткосрочной задолженности.
Норматив 1,5-2, оптимально 3.
На начало года
На конец года
Сравнивая полученные коэффициенты с нормативом, получается, что на начало 2010 года у предприятия высокий финансовый риск, связанный с тем, что предприятие не в состоянии стабильно оплачивать текущие счета. Но на конец 2010 года полученный коэффициент говорит о хорошей платежеспособности предприятия.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости:
Рекомендуемое значение 0,1
На начало 2010 года
На конец 2010 года
На основании данных коэффициентов следует, что предприятие ОАО
«Атлант» и на начало и на конец 2010 года имеет достаточное количество собственных оборотных средств для финансовой устойчивости.
Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности характеризует наличие реальной возможности у предприятия восстановить либо утратить свою платежеспособность в течение определенного периода.
У предприятия ОАО «Атлант» в ближайшее время (6 месяцев) есть реальная возможность восстановить платежеспособность. И так же существует реальная возможность не утратить свою платежеспособность за период 3 месяца.
Вероятность банкротства предприятия – это одна из оценочных характеристик текущего состояния и обстановки на исследуемом предприятии. Проводя анализ вероятности ежемесячно, руководство предприятия или технологической цепочки может постоянно поддерживать вероятность на низком уровне. Поскольку вероятность зависит от ряда показателей, то для положительного результата необходимо следить не за каким-то одним, а за несколькими основными показателями одновременно.
В общем виде индекс кредитоспособности (Z-счет) имеет вид:
;
где ;
;
;
;
.
Степень близости предприятия к банкротству определяется по шкале, представленной в таблице 3 (см. Приложение).
На начало 2010 года:
1,2*0,18+1,4*(-0,004)+3,3*(-0,
На конец 2010года:
1,2*0,5+1,4*0,04+3,3*0,012+0,
Из этих расчетов следует вывод, что на начало 2010 года у предприятия ОАО «Атлант» степень риска банкротства очень высокая, а на конец 2010 года высокая.
Модель Иркутского государственного университета.
К=8,38К1+К2+0,054К3+0,063К4
Степень близости предприятия к банкротству определяется по шкале, представленной в таблице 4 (см. Приложение).
На начало 2010 года:
К= 8,38*0,18-0,009+0,054*0,
На конец 2010 года:
К= 8,38*0,5+0,37+0,054*0,29+0,
Из данных подсчетов следует, что на начало и на конец 2010 года у предприятия ОАО «Атлант» степень вероятности банкротства минимальная.
Так же для оценки финансового состояния предприятия проводят экспресс-анализ предприятия, который позволяет вывить, на сколько предприятие платежеспособно, может ли оно в дальнейшем осуществлять текущую деятельность и каковы его перспективы его развития. С этой целью определяют:
1. Платежеспособность предприятия.
Оборотные активы ≥ краткосрочные обязательства.
На начало 2010 года: 44900-107600=62700
На конец 2010 года: 684900-186000=498900
Это означает что предприятие и на начало и на конец 2010 года платежеспособно.
1.2 Частный случай платежеспособности.
Собственные оборотные средства>срочные обязательства
На начало 2010 года: 105500-210500=-105000
На конец 2010 года: 167100-710500=-543400
2. Зависимость предприятия от внешних источников, займов.
На начало 2010 года: На конец 2010 года:
На начало 2010 года предприятие ОАО «Атлант» более зависимо от внешних источников и займов .На конец 2010 года предприятие менее зависимо от внешних источников.
3.Наличие на предприятии собственных оборотных средств для текущей деятельности.
СОА=СК-ВОА
На начало 2010 года: 105500-2105000=-105000
На конец 2010 года: 167100-710500=-543400
Данный коэффициент показывает, что у предприятия ОАО «Атлант» и на начало и на конец 2010 года нет собственных оборотных средств.
>1
На начало 2010 года:
На конец 2010 года:
Из данных расчетов следует, что на начало 2010 года предприятие было не доходно. На конец 2010 года оно стало доходным.
Данный коэффициент характеризует рентабельность предприятия, то есть общий доход получаемый от всех видов деятельности по отношению к общей стоимости имущества или капитала. Но этот коэффициент не учитывает расходов, связанных с налогом на прибыль, который уменьшит рентабельность, так как балансовая прибыль уменьшается на сумму налога.
На начало 2010 года: На конец 2010 года:
На начало 2010 года предприятие ОАО «Атлант» не рентабельно. На конец 2010 года предприятие рентабельно.
На начало 2010 года:
На конец 2010 года:
На начало 2010 года предприятие ОАО «Атлант» не рентабельно. На конец 2010 года предприятие рентабельно.
Оздоровление финансового положения предприятия как составная часть управления кризисными состояниями и банкротством предполагает целевой выбор наиболее эффективных средств, стратегии и тактики, необходимых для конкретного случая и конкретного предприятия. Индивидуальность выбора этих средств не означает, что нет некоторых общих, характерных для всех находящихся в подобной ситуации предприятий. Изучение опыта преодоления кризисных ситуаций многих предприятий позволяет сформулировать некоторые общие, обязательные для каждого предприятия процедуры.
По характеру этих мероприятий можно выделить два наиболее распространенных вида тактики, позволяющих преодолеть кризисную ситуацию. Первая из применяемых тактических программ, получила название защитной поскольку она основана на проведении сберегающих мероприятий, основой которых является сокращение всех расходов, связанных с производством и сбытом, содержанием основных фондов и персонала, что ведет к сокращению производства в целом. Такая тактика применяется, как правило, при очень неблагоприятном стечении внешних для предприятия обстоятельств. Однако подобная тактика, если она и может оказаться эффективной для отдельных предприятий, ожидающих оживления деловой активности и благоприятной рыночной конъюнктуры, неприемлема для более или менее значительной, не говоря уже о подавляющей части предприятий. Очевидно, что массовое применение защитной тактики большинством предприятий ведет к еще более глубокому кризису национальной экономики и поэтому не приводит к финансовому благополучию применяющих ее предприятий. И это вполне объяснимо: ведь главные причины кризисной ситуации лежат вне предприятия. Защитная тактика предприятия ограничивается, как правило, применением соответствующих оперативных мероприятий среди которых следует отметить: устранение убытков, сокращение расходов, выявление внутренних резервов, кадровые перестановки, укрепление дисциплины, попытку улаживания дел с кредиторами (отсрочку долгов) и с поставщиками и другие мероприятия.
Наиболее эффективна наступательная тактика, для которой характерно применение не столько оперативных, сколько стратегических мероприятий. В этом случае наряду с экономными, ресурсосберегающими мероприятиями проводятся активный маркетинг, изучение и завоевание новых рынков сбыта, политика более высоких цен, увеличение расходов на совершенствование производства за счет его модернизации, обновления основных фондов, внедрения перспективных технологий.
Информация о работе Внутренние и внешние причины кризисов на предприятии