Введение
Термин «антикризисное
управление» возник сравнительно
недавно. Считается, что причина
его появления заключается в
реформировании российской экономики
и постепенном вхождении России
в зону кризисного развития. Не
многие ожидали, что результатом
реформ станет кризис, но многие
сегодня понимают, что из кризиса
экономику способен вывести только
новый тип управления.
Такое управление и
получило название «антикризисного».
Но название названием, а суть
его вызывает большие дискуссии.
Кризис, каким бы глубоким он
ни был, все-таки когда-нибудь
пройдет. История экономического
развития многих стран это
подтверждает.
И надобность в антикризисном
управлении отпадет? Значит ли
это, что такой тип управления
имеет временный характер или
сугубо прагматическое значение?
Зачем же тогда изучать его,
создавать научную концепцию
и готовить специалистов в
системе высшего образования?
Конечно, обострение
кризиса в России вызвало потребность
в эффективном антикризисном
управлении. Это заказ практики.
Но и тенденции развития науки
управления ведут нас к необходимости
разработки концепции антикризисного
управления.
Ее предпосылками являются
понятия циклического развития,
управляемости, ресурсосбережения,
мотивации, экономии времени,
социального партнерства и многие
другие. Их совокупность свидетельствует
о реальной опасности кризиса
при любом, даже самом успешном
управлении.
Объективно кризис
характеризуется множеством взаимосвязанных
ситуаций, повышающих сложность
и риск управления. При этом
возможны отдаление кризиса и
его профилактика, стабилизация
кризиса, перерастание одного
в другой, выход из кризиса,
который не исключает его как
из настоящего, так и из будущего.
Не только экономика, но и
природа функционирует циклично,
и не только процесс развития
экономики рождает кризисные
ситуации.
Антикризисное управление
стало одним из самых "популярных"
терминов в деловой жизни России.
Однако его содержание расплывчато.
В литературе не фиксируются
признаки отличия антикризисного
и обычного управления.
Внимание, как правило,
акцентируют не на "лечении"
кризиса, а на мерах по его
недопущению и механизме банкротства.
Поскольку на достижение этой
цели направлена вся управленческая
теория и практика, особое содержание
антикризисного управления не
понятно.
Создается впечатление,
что единственным обоснованием
существования термина являются
правительственные постановления,
создавшие институт антикризисных
управляющих: антикризисное управление
- это то, чем занимаются антикризисные
управляющие, то есть кризис-менеджмент
(планирование кризиса, «поворотной
точки») - это искусство свести
до минимума риск в управлении
бизнесом и исключить неуверенность,
чтобы добиться наибольшей степени
контроля над событиями.
В связи с вышеизложенным
выбранное направление курсовой
работы является чрезвычайно
актуальным.
Объект работы –
причины возникновения кризисных
ситуаций.
Предмет работы –
методы и принципы регулирования
возникновения кризисных ситуаций.
Целью курсовой работы
является изучение причины возникновения
кризисных ситуаций.
Для достижения поставленной
цели в работе решались следующие
задачи:
1. Изучить основные причины
возникновения кризисных ситуаций;
2. Провести антикризисный
финансовый анализ деятельности
компании ООО «Планар-ТМ» .
Теоретической и методологической
основой курсовой работы послужили
труды отечественных и зарубежных
учёных в области менеджмента.
При подготовке курсовой
работы были использованы нормативно-правовые
акты по вопросам предпринимательства
и коммерческой деятельности
в России.
Глава 1. Основные причины
возникновения кризисных ситуаций
1.1 Причины возникновения
кризисных ситуаций на предприятиях
и в организациях
Возникновение кризисных
ситуаций на предприятии или
в организации обусловлено самыми
разнообразными причинами, которые
в соответствии с теорией антикризисного
управления могут быть разделены
на экономические, технические,
социальные, политические, природные
и др. При этом отдельно рассматриваются
внутренние и внешние по отношению
к предприятию или организации
причины, а сами кризисы разделяются
на прогнозируемые и непредсказуемые.
Техническая катастрофа
или хроническая неплатежеспособность,
приводящая к банкротству, происки
конкурентов или конфликт в
собственном трудовом коллективе,
потребительский бойкот или некомпетентность
руководства компании – вот
далеко неполный перечень причин
возникновения относительно прогнозируемых
кризисов на предприятии или
в организации.Главными причинами
возникновения непредсказуемых
кризисов являются, как правило,
стихийные бедствия и другие
форс-мажорные обстоятельства.
Последствия кризиса
также могут быть достаточно
разнообразными:
необходимость уплаты
штрафных санкций;
смена руководства
компании или собственника;
массовые увольнения
работающих;
отзыв продукции с
рынка;
остановка производства;
ликвидация (закрытие) предприятия;
поглощение предприятия
фирмой – конкурентом и др.
Главная причина большинства
кризисов – нарушение безопасных
условий функционирования предприятий
и организаций. В настоящее
время явно прослеживается тенденция
к осложнению криминогенной обстановки
вокруг различных компаний. Правоохранительные
органы ежегодно выявляют десятки
тысяч преступлений. Совершенных
в сфере экономики и влияющих
на безопасность функционирования
предприятий и организаций.
Причины такой ситуации
достаточно многообразны:
использование субъектами
рыночных отношений различных
форм недобросовестной конкуренции;
отсутствие некоторых
важных законов и невыполнение
действующих законодательных актов
по вопросам развития экономики
и предпринимательства;
социально – экономическая
нестабильность в обществе;
низкий жизненный уровень
основной массы населения, увеличение
безработицы и, как следствие,
снижение гражданской ответственности
членов общества за свои противозаконные
действия;
высокий уровень преступности
в стране и укрепление межрегиональных
связей организованных преступных
групп с одновременным повышением
их мобильности, технической оснащенности
и финансовых возможностей.
Успешная работа любого
предприятия и необходимость
предотвращения кризисных ситуаций
предполагает создание надежной
и эффективной системы защиты
всех факторов и условий его
деятельности. Наиболее важными
объектами защиты являются:
личная безопасность
персонала, работающего на данном
предприятии;
собственность предприятия
в ее различных видах (недвижимость,
оборудование, материальные, финансовые
и информационные ресурсы, объекты
интеллектуальной собственности
и др.);
права предприятия
как самостоятельного субъекта
рыночных отношений, в т.ч. права
его структурных подразделений
и отдельных сотрудников.
Обеспечение безопасности
предприятия и предотвращение
кризисных ситуаций предполагают
прежде всего квалифицированную
оценку уровня различных видов
риска в деятельности фирмы
– геополитического, отраслевого,
производственного коммерческого,
финансового, валютного, кредитного,
транспортного, инвестиционного
и др. Реальный уровень безопасности
предприятия или организации
в значительной степени определяется
умением их руководителей и
специалистов эффективно использовать
различные способы минимизации
риска. Нарушение экономической
безопасности предприятия и возникновение
кризисной ситуации нередко являются
следствием применения к нему
другими хозяйствующими субъектами
различных форм недобросовестной
конкуренции.
Специалистам внутрифирменных
служб по связям с общественностью
необходимо учитывать в своей
деятельности недоброжелательное,
а иногда и враждебное отношение
фирм – конкурентов к своей
компании. Организация информационных
взаимосвязей с данной категорией
общественности должна предусматривать
необходимый уровень безопасности
собственного предприятия.
Наиболее характерные
формы проявления недобросовестной
конкуренции определены законодательно:
распространение ложных,
неточных или искаженных сведений,
способных причинить убытки другому
хозяйствующему субъекту либо
нанести ущерб его деловой
репутации;
введение потребителя
в заблуждение относительно характера,
способа и места изготовления,
потребительских свойств, качества
товара;
некорректное сравнение
хозяйствующим субъектом в процессе
его рекламной деятельности производимых
или реализуемых им товаров
с товарами других хозяйствующих
субъектов;
самовольное использование
товарного знака, фирменного наименования
или маркировки товара, а также
копирование формы, упаковки, внешнего
оформления товара другого хозяйствующего
субъекта;
получение, использование,
разглашение научно – технической
, производственной или торговой
информации, в том числе коммерческой
тайны, без согласия владельца.
Внутрифирменные службы
по связям с общественностью
вместе с другими подразделениями
компании должны участвовать
в предотвращении и ликвидации
последствий кризиса. В зависимости
от его причины, масштабов и
величины прогнозируемого ущерба
должен разрабатываться и реализовываться
конкретный план информационного
обеспечения и взаимодействия
с различными группами общественности.
1.2 Антикризисное управление
и регулирование
Процесс реализации
антикризисных процедур применительно
к деятельности предприятий-должников
называется антикризисным процессом.
Мировой опыт показывает, что
антикризисный процесс в условиях
рыночной экономики – управляемый
процесс, включающий в себя
два блока процедур: антикризисное
управление и антикризисное регулирование.
Антикризисное управление – применение
антикризисных процедур на микроуровне,
применительно к конкретному
предприятию. Антикризисное управление
связано с отношениями, складывающимися
на уровне предприятия при
применении реорганизационных или
ликвидационных мероприятий. Кризисные
ситуации возникают на всех
стадиях жизненного цикла предприятия.
Они выражаются в колебаниях
объемов производства продукции,
возникновения сложностей со
сбытом продукции, чрезмерном
росте задолженности по налоговым
платежам и т.д. Реализация
всей совокупности процедур антикризисного
управления начинается лишь на
определенном этапе жизненного
цикла предприятия: в условиях
резкого спада производства, характеризующегося
постоянной неплатежеспособностью
предприятия.
Антикризисное регулирование
– это воздействие на должника
на макроуровне. Антикризисное
регулирование содержит меры
организационно-экономического и
нормативно-правового воздействия
со стороны государства, направленные
на защиту предприятий от кризисных
ситуаций, предотвращение банкротства
или ликвидацию в случае неэффективности
его дальнейшего функционирования.
Основными направлениями государственного
антикризисного регулирования являются:
совершенствование законодательной
базы о несостоятельности (банкротстве)
предприятий;
осуществление мер
по оздоровлению жизнеспособных
предприятий, включая оказание
государственной поддержки неплатежеспособным
предприятиям и привлечение инвесторов,
участвующих в оздоровлении этих
предприятий;
принятие правительством
РФ мер, направленных на преодоление
кризиса неплатежей;
приватизация и добровольная
ликвидация предприятий-должников;
создание института
арбитражных и конкурсных управляющих.
Государственным органом, проводящим
политику антикризисного регулирования,
является Федеральная служба
по делам о несостоятельности
и финансовому оздоровлению (ФСДН).
ФСДН выполняет следующие функции:
анализирует экономическое
и финансовое состояние предприятий,
имеющих признаки несостоятельности,
подготавливает рекомендации по
их устранению;
проводит работу по
формированию принципов, критериев
оценки неплатежеспособности предприятий,
ведет учет неплатежеспособных
предприятий;
выступает уполномоченным
представителем собственника государственного
предприятия в тех случаях,
когда процедурами, применяемыми
к предприятию-должнику, предусматривается
участие собственника предприятия.
Антикризисный процесс
– применение к предприятию-должнику
реорганизационных или ликвидационных
процедур – начинается с комплексной
оценки его финансово-экономического
состояния. Без диагностики причин
неплатежеспособности предприятия
могут быть назначены неправильные
антикризисные процедуры, что
может привести к ликвидации
вполне перспективных предприятий,
к санации явно несостоятельных
предприятий, обострению интересов
должников и кредиторов. Основными
этапами антикризисного управления
являются: (в случае выявления
фактов проблемности при диагностике
финансового состояния)