Возникновение кризисов в организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 06:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение причины возникновения кризисных ситуаций.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. Изучить основные причины возникновения кризисных ситуаций;
2. Провести антикризисный финансовый анализ деятельности компании ООО «Планар-ТМ» .

Файлы: 1 файл

вариант 2.docx

— 18.47 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 

 Термин «антикризисное  управление» возник сравнительно  недавно. Считается, что причина  его появления заключается в  реформировании российской экономики  и постепенном вхождении России  в зону кризисного развития. Не  многие ожидали, что результатом  реформ станет кризис, но многие  сегодня понимают, что из кризиса  экономику способен вывести только  новый тип управления.

 

 Такое управление и  получило название «антикризисного». Но название названием, а суть  его вызывает большие дискуссии.  Кризис, каким бы глубоким он  ни был, все-таки когда-нибудь  пройдет. История экономического  развития многих стран это  подтверждает.

 

 И надобность в антикризисном  управлении отпадет? Значит ли  это, что такой тип управления  имеет временный характер или  сугубо прагматическое значение? Зачем же тогда изучать его,  создавать научную концепцию  и готовить специалистов в  системе высшего образования?

 

 Конечно, обострение  кризиса в России вызвало потребность  в эффективном антикризисном  управлении. Это заказ практики. Но и тенденции развития науки  управления ведут нас к необходимости  разработки концепции антикризисного  управления.

 

 Ее предпосылками являются  понятия циклического развития, управляемости, ресурсосбережения,  мотивации, экономии времени,  социального партнерства и многие  другие. Их совокупность свидетельствует  о реальной опасности кризиса  при любом, даже самом успешном  управлении.

 

 Объективно кризис  характеризуется множеством взаимосвязанных  ситуаций, повышающих сложность  и риск управления. При этом  возможны отдаление кризиса и  его профилактика, стабилизация  кризиса, перерастание одного  в другой, выход из кризиса,  который не исключает его как  из настоящего, так и из будущего. Не только экономика, но и  природа функционирует циклично, и не только процесс развития  экономики рождает кризисные  ситуации.

 

 Антикризисное управление  стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни России. Однако его содержание расплывчато.  В литературе не фиксируются  признаки отличия антикризисного  и обычного управления.

 

 Внимание, как правило,  акцентируют не на "лечении"  кризиса, а на мерах по его  недопущению и механизме банкротства.  Поскольку на достижение этой  цели направлена вся управленческая  теория и практика, особое содержание  антикризисного управления не  понятно.

 

 Создается впечатление,  что единственным обоснованием  существования термина являются  правительственные постановления,  создавшие институт антикризисных  управляющих: антикризисное управление - это то, чем занимаются антикризисные  управляющие, то есть кризис-менеджмент (планирование кризиса, «поворотной  точки») - это искусство свести  до минимума риск в управлении  бизнесом и исключить неуверенность,  чтобы добиться наибольшей степени  контроля над событиями. 

 

 В связи с вышеизложенным  выбранное направление курсовой  работы является чрезвычайно  актуальным.

 

 Объект работы –  причины возникновения кризисных  ситуаций.

 

 Предмет работы –  методы и принципы регулирования  возникновения кризисных ситуаций.

 

 Целью курсовой работы  является изучение причины возникновения  кризисных ситуаций.

 

 Для достижения поставленной  цели в работе решались следующие  задачи:

 

1. Изучить основные причины  возникновения кризисных ситуаций;

 

2. Провести антикризисный  финансовый анализ деятельности  компании ООО «Планар-ТМ» .

 

 Теоретической и методологической  основой курсовой работы послужили  труды отечественных и зарубежных  учёных в области менеджмента. 

 

 При подготовке курсовой  работы были использованы нормативно-правовые  акты по вопросам предпринимательства  и коммерческой деятельности  в России.

 

Глава 1. Основные причины  возникновения кризисных ситуаций

 

 

1.1 Причины возникновения  кризисных ситуаций на предприятиях  и в организациях

 

 

 Возникновение кризисных  ситуаций на предприятии или  в организации обусловлено самыми  разнообразными причинами, которые  в соответствии с теорией антикризисного  управления могут быть разделены  на экономические, технические,  социальные, политические, природные  и др. При этом отдельно рассматриваются  внутренние и внешние по отношению  к предприятию или организации  причины, а сами кризисы разделяются  на прогнозируемые и непредсказуемые.

 

 Техническая катастрофа  или хроническая неплатежеспособность, приводящая к банкротству, происки  конкурентов или конфликт в  собственном трудовом коллективе, потребительский бойкот или некомпетентность  руководства компании – вот  далеко неполный перечень причин  возникновения относительно прогнозируемых  кризисов на предприятии или  в организации.Главными причинами  возникновения непредсказуемых  кризисов являются, как правило,  стихийные бедствия и другие  форс-мажорные обстоятельства.

 

 Последствия кризиса  также могут быть достаточно  разнообразными:

 

 необходимость уплаты  штрафных санкций;

 

 смена руководства  компании или собственника;

 

 массовые увольнения  работающих;

 

 отзыв продукции с  рынка;

 

 остановка производства;

 

 ликвидация (закрытие) предприятия;

 

 поглощение предприятия  фирмой – конкурентом и др.

 

 Главная причина большинства  кризисов – нарушение безопасных  условий функционирования предприятий  и организаций. В настоящее  время явно прослеживается тенденция  к осложнению криминогенной обстановки  вокруг различных компаний. Правоохранительные  органы ежегодно выявляют десятки  тысяч преступлений. Совершенных  в сфере экономики и влияющих  на безопасность функционирования  предприятий и организаций.

 

 Причины такой ситуации  достаточно многообразны:

 

 использование субъектами  рыночных отношений различных  форм недобросовестной конкуренции;

 

 отсутствие некоторых  важных законов и невыполнение  действующих законодательных актов  по вопросам развития экономики  и предпринимательства;

 

 социально – экономическая  нестабильность в обществе;

 

 низкий жизненный уровень  основной массы населения, увеличение  безработицы и, как следствие,  снижение гражданской ответственности  членов общества за свои противозаконные  действия;

 

 высокий уровень преступности  в стране и укрепление межрегиональных  связей организованных преступных  групп с одновременным повышением  их мобильности, технической оснащенности  и финансовых возможностей.

 

 Успешная работа любого  предприятия и необходимость  предотвращения кризисных ситуаций  предполагает создание надежной  и эффективной системы защиты  всех факторов и условий его  деятельности. Наиболее важными  объектами защиты являются:

 

 личная безопасность  персонала, работающего на данном  предприятии;

 

 собственность предприятия  в ее различных видах (недвижимость, оборудование, материальные, финансовые  и информационные ресурсы, объекты  интеллектуальной собственности  и др.);

 

 права предприятия  как самостоятельного субъекта  рыночных отношений, в т.ч. права  его структурных подразделений  и отдельных сотрудников.

 

 Обеспечение безопасности  предприятия и предотвращение  кризисных ситуаций предполагают  прежде всего квалифицированную  оценку уровня различных видов  риска в деятельности фирмы  – геополитического, отраслевого,  производственного коммерческого,  финансового, валютного, кредитного, транспортного, инвестиционного  и др. Реальный уровень безопасности  предприятия или организации  в значительной степени определяется  умением их руководителей и  специалистов эффективно использовать  различные способы минимизации  риска. Нарушение экономической  безопасности предприятия и возникновение  кризисной ситуации нередко являются  следствием применения к нему  другими хозяйствующими субъектами  различных форм недобросовестной  конкуренции.

 

 Специалистам внутрифирменных  служб по связям с общественностью  необходимо учитывать в своей  деятельности недоброжелательное, а иногда и враждебное отношение  фирм – конкурентов к своей  компании. Организация информационных  взаимосвязей с данной категорией  общественности должна предусматривать  необходимый уровень безопасности  собственного предприятия.

 

 Наиболее характерные  формы проявления недобросовестной  конкуренции определены законодательно:

 

 распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому  хозяйствующему субъекту либо  нанести ущерб его деловой  репутации;

 

 введение потребителя  в заблуждение относительно характера,  способа и места изготовления, потребительских свойств, качества  товара;

 

 некорректное сравнение  хозяйствующим субъектом в процессе  его рекламной деятельности производимых  или реализуемых им товаров  с товарами других хозяйствующих  субъектов;

 

 самовольное использование  товарного знака, фирменного наименования  или маркировки товара, а также  копирование формы, упаковки, внешнего  оформления товара другого хозяйствующего  субъекта;

 

 получение, использование,  разглашение научно – технической  , производственной или торговой  информации, в том числе коммерческой  тайны, без согласия владельца.

 

 Внутрифирменные службы  по связям с общественностью  вместе с другими подразделениями  компании должны участвовать  в предотвращении и ликвидации  последствий кризиса. В зависимости  от его причины, масштабов и  величины прогнозируемого ущерба  должен разрабатываться и реализовываться  конкретный план информационного  обеспечения и взаимодействия  с различными группами общественности.

 

 

1.2 Антикризисное управление  и регулирование

 

 

 Процесс реализации  антикризисных процедур применительно  к деятельности предприятий-должников  называется антикризисным процессом.  Мировой опыт показывает, что  антикризисный процесс в условиях  рыночной экономики – управляемый  процесс, включающий в себя  два блока процедур: антикризисное  управление и антикризисное регулирование.  Антикризисное управление – применение  антикризисных процедур на микроуровне,  применительно к конкретному  предприятию. Антикризисное управление  связано с отношениями, складывающимися  на уровне предприятия при  применении реорганизационных или  ликвидационных мероприятий. Кризисные  ситуации возникают на всех  стадиях жизненного цикла предприятия.  Они выражаются в колебаниях  объемов производства продукции,  возникновения сложностей со  сбытом продукции, чрезмерном  росте задолженности по налоговым  платежам и т.д. Реализация  всей совокупности процедур антикризисного  управления начинается лишь на  определенном этапе жизненного  цикла предприятия: в условиях  резкого спада производства, характеризующегося  постоянной неплатежеспособностью  предприятия. 

 

 Антикризисное регулирование  – это воздействие на должника  на макроуровне. Антикризисное  регулирование содержит меры  организационно-экономического и  нормативно-правового воздействия  со стороны государства, направленные  на защиту предприятий от кризисных  ситуаций, предотвращение банкротства  или ликвидацию в случае неэффективности  его дальнейшего функционирования. Основными направлениями государственного  антикризисного регулирования являются:

 

 совершенствование законодательной  базы о несостоятельности (банкротстве)  предприятий; 

 

 осуществление мер  по оздоровлению жизнеспособных  предприятий, включая оказание  государственной поддержки неплатежеспособным  предприятиям и привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении этих  предприятий; 

 

 принятие правительством  РФ мер, направленных на преодоление  кризиса неплатежей;

 

 приватизация и добровольная  ликвидация предприятий-должников;

 

 создание института  арбитражных и конкурсных управляющих.  Государственным органом, проводящим  политику антикризисного регулирования,  является Федеральная служба  по делам о несостоятельности  и финансовому оздоровлению (ФСДН). ФСДН выполняет следующие функции: 

 

 анализирует экономическое  и финансовое состояние предприятий,  имеющих признаки несостоятельности,  подготавливает рекомендации по  их устранению;

 

 проводит работу по  формированию принципов, критериев  оценки неплатежеспособности предприятий,  ведет учет неплатежеспособных  предприятий; 

 

 выступает уполномоченным  представителем собственника государственного  предприятия в тех случаях,  когда процедурами, применяемыми  к предприятию-должнику, предусматривается  участие собственника предприятия. 

 

 Антикризисный процесс  – применение к предприятию-должнику  реорганизационных или ликвидационных  процедур – начинается с комплексной  оценки его финансово-экономического  состояния. Без диагностики причин  неплатежеспособности предприятия  могут быть назначены неправильные  антикризисные процедуры, что  может привести к ликвидации  вполне перспективных предприятий,  к санации явно несостоятельных  предприятий, обострению интересов  должников и кредиторов. Основными  этапами антикризисного управления  являются: (в случае выявления  фактов проблемности при диагностике  финансового состояния)

Информация о работе Возникновение кризисов в организациях