Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 11:50, контрольная работа
Цель антикризисного управления - возобновление платежеспособности и восстановление финансовой устойчивости предприятии Сообразно цели разрабатывается специальная политика антикризисного управления. Как часть общей стратегии предприятия, антикризисное управление заключается в разработке и использовании системы методов предварительной диагностики банкротства и механизмов оздоровления предприятия. Только применение комплекса методов из различных разделов экономики может дать сегодня тот необходимый экономический эффект и вывести российские предприятия из кризисного состояния, в котором они находятся или могут попасть. Общим проблемам управления посвящены работы таких российских и зарубежных ученых как Акоффа Р., Ансоффа И., Балабанова И., Друкера П., Ильенковой С., Уткина Э. и многих других.
Введение………………………………………………………..2
Современная система банкротства в зарубежных
странах ………………………………………………………..5
Зарубежный опыт антикризисного управления……………11
Заключение……………………………………………………21
странах ………………………………………………………..5
Современная экономическая действительность заставляет руководителей предприятий постоянно принимать решения в условиях неопределенности. В условиях финансовой и политической нестабильности коммерческая деятельность чревата различными кризисными ситуациями, результатом которых может стать несостоятельность или банкротство.
История социально-экономического развития многих, в том числе крупнейших, стран мира свидетельствует о том, что им приходилось переживать глубокие спады производства, финансовые потрясения, массовую безработицу, острые социальные и политические конфликты. Одни страны с большим трудом и значительными издержками преодолевали трудности, вызванные, прежде всего, кризисом экономики, другие довольно успешно справлялись с экономическими и социальными потрясениями и в довольно короткие сроки выводили свои экономические и социальные системы из острых кризисных состояний. Опыт, пути, методы и формы выхода из чрезвычайной, кризисной ситуации, найденные правящими кругами этих стран, могут быть весьма полезны для российской экономики.
Причиной банкротства российских предприятий в период общего кризиса являются неблагоприятные макроэкономические условия: нарушение традиционных хозяйственных связей, спад спроса, нестабильность финансового рынка. В этой связи, особенно актуальной становится проблема управления несостоятельными предприятиями именно в условиях экономических кризисов. Собственно процедура банкротства представляет лишь завершающую стадию неудачного функционирования предприятия, которой обычно предшествуют стадии нормальной ритмичной работы и финансовых затруднений. В рыночной экономике сформировалась система методов предварительной диагностики и защиты предприятия от банкротства - «Система антикризисного управления», задача которой состоит в диагностике предполагаемого банкротства на ранних стадиях возникновения, что позволяет своевременно отреагировать на проблему и воспользоваться механизмом защиты или обосновать необходимость применения последовательных процедур по реорганизации предприятия.
Цель антикризисного управления - возобновление платежеспособности и восстановление финансовой устойчивости предприятии Сообразно цели разрабатывается специальная политика антикризисного управления. Как часть общей стратегии предприятия, антикризисное управление заключается в разработке и использовании системы методов предварительной диагностики банкротства и механизмов оздоровления предприятия.
Только применение комплекса методов из различных разделов экономики может дать сегодня тот необходимый экономический эффект и вывести российские предприятия из кризисного состояния, в котором они находятся или могут попасть.
Общим проблемам управления посвящены работы таких российских и зарубежных ученых как Акоффа Р., Ансоффа И., Балабанова И., Друкера П., Ильенковой С., Уткина Э. и многих других.
Цель работы состоит в изучении зарубежного опыта антикризисного управления для рассмотрения возможности его применения к отечественным предприятиям. Поставленная в работе цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть понятие «кризис»
и его роль и место в
- обобщить отечественный и
В работе использованы материалы экономической и статистической литературы, тематических материалов периодических изданий.
Современная
система банкротства в
Как показывает практика большинства зарубежных стран, одним из ключевых элементов современной системы банкротства является наличие специального правительственного учреждения. Оно способно контролировать действия соответствующего законодательства и представлять рекомендации относительно действий правительства в данной области. Как правило, компетенция и функции государственных органов по банкротству установлены законом, но во многих странах они имеют свои специфические особенности. Так, госорганы стран Европейского Союза обладают полномочиями подавать в Суд ЕС запросы относительно постановлений Суда о толковании положений Европейской Конвенции по банкротству.
В Великобритании эту роль выполняет Служба несостоятельности, входящая в систему Министерства торговли и промышленности и насчитывающая 1800 постоянных сотрудников. Функции этой Служба таковы:
- лицензирование специалистов по банкротству, контроль за процессом выдачи этих лицензий и за деятельностью арбитражных и конкурсных управляющих;
- осуществление функций
- выявление вероятных причин
банкротства должника и
- выявление причин незаявления о банкротстве директорами должника, как только стало ясно, что спасение бизнеса невозможно;
- проверка документации любой компании в случае поступления жалоб от клиентов, партнеров или общественности;
- предписание неблагополучным
компаниям пройти аудиторскую
проверку и назначение
- добиваться ликвидации любой
компании в случае, если Служба
несостоятельности пришла к
- возбуждать в судах дела
о судебном преследовании
Многолетний богатый опыт государственного регулирования банкротств существует в Соединенных Штатах Америки. С 1934 года роль государственного органа по несостоятельности стала выполнять Комиссия по биржам и ценным бумагам (КБЦБ) Правительства США. В реформированном в 1978 году американском Законе о банкротстве у КБЦБ есть три функции:
- выступать в суде и быть
заслушанной по любому вопросу
дела о банкротстве, в частности,
по поводу назначения
- контролировать и обеспечивать
адекватность заявления
- возражать против утверждения
судом плана реорганизации по
мотивам злоупотреблений со
В ряде случаев КБЦБ вмешивалась в условия продажи действующих неплатежеспособных предприятий, настаивая и добиваясь других условий продажи. В 1983 году в дополнение к КБЦБ в США появились Государственные Федеральные Конкурсные Управляющие. Их задача, среди прочего, состоит в контроле деятельности и оплаты независимых конкурсных управляющих, а также в предотвращении мошенничества, нечестности и нарушения законности при осуществлении процедур банкротства.
Государственный орган по банкротству Швеции находится в единой системе с налоговой службой и органами судебного исполнения и состоит в совместной компетенции Министерства финансов и Министерства юстиции. Этот орган, имеющий отделения во всех провинциях страны, контролирует и регулирует осуществление процедур несостоятельности.
Сравнительный анализ функций и полномочий Государственных органов по банкротству некоторых стран приведен в таблице.
Функции и полномочия Государственных органов по банкротству
Наименование функций и полномочий Государственного органа по делам о банкротстве |
Велико- британия |
США |
Швеция |
Россия |
1. Государственный орган по банкротству и государственная политика в этой сфере | ||||
Государственный контроль исполнения законодательства о банкротстве |
+ |
+ |
+ |
+ |
Разработка законодательства по банкротству и право законодательной инициативы |
+ |
+ |
||
Разработка рекомендаций правительству страны относительно государственной политики в сфере несостоятельности |
+ |
+ |
+ |
|
Предоставление разъяснений по вопросам применения законодательства о банкротстве |
+ |
+ |
+ | |
Анализ и предоставление правительству статистической информации по делам о несостоятельности |
+ |
+ |
||
Сбор и анализ результатов осуществления конкретных решений по делам о банкротстве и разработка рекомендаций правительству, судам и специалистам по банкротству |
+ |
+ |
+ |
|
Консультирование государственных служащих, судей, юристов и специалистов по банкротству |
+ |
+ |
+ |
|
2. Государственный орган по банкротству и несостоятельные предприятия | ||||
Получение любой информации о неблагополучных в финансовом отношении предприятиях, в том числе с правом свободного входа на такие предприятия |
+ |
+ | ||
Предъявление обязательных для исполнения требований о проведении аудиторской проверки должника, а также о проведении оценки стоимости активов |
+ |
+ |
+ | |
Ведение реестра юридических лиц, подлежащих учету в соответствии с законодательством о банкротстве |
+ |
+ |
+ |
+ |
Предупреждение неправомерных действий при банкротстве, выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства |
+ |
+ |
+ |
+ |
Выявление неправомерных действий управляющих (менеджеров) любых действующих предприятий |
+ |
+ |
+ |
|
Предъявление менеджеру должника требований об устранении нарушений законодательства о банкротстве |
+ |
+ |
+ |
+ |
Направление в суд ходатайства о дисквалификации менеджера должника |
+ |
+ |
+ |
+ |
3. Государственный орган по банкротству и процедуры несостоятельности | ||||
Обращение в суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) в случаях, предусмотренных законом |
+ |
+ |
+ | |
Экспертиза дел о банкротстве (несостоятельности) |
+ |
+ |
+ |
+ |
Обеспечение реализации процедуры банкротства предприятия с недостаточными средствами для осуществления ликвидационных процедур (отсутствующего должника) |
+ |
+ |
+ | |
Защита интересов больших групп мелких кредиторов при осуществлении процедур банкротства |
+ |
+ |
+ |
|
Обеспечение выплат задолженности по зарплате и выходным пособиям сотрудника в случае несостоятельности и нехватки конкурсной массы |
+ |
|||
4. Государственный орган по банкротству и специалисты по несостоятельности | ||||
Организация системы подготовки специалистов по банкротству |
+ |
+ | ||
Утверждение требований к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность в сфере антикризисного управления |
+ |
+ |
+ |
+ |
Организация контроля деятельности арбитражных и конкурсных управляющих |
+ |
+ |
+ |
|
Лицензирование деятельности специалистов по банкротству в качестве арбитражных управляющих |
+ |
+ |
+ | |
Контроль соблюдения профессиональных и этических стандартов деятельности специалистов по банкротству |
+ |
+ |
+ |
|
Разработка и контроль соблюдения шкалы и правил вознаграждения арбитражных и конкурсных управляющих |
+ |
+ |
+ |
В Австралии государственным органом по банкротству является государственная Комиссия по корпоративным делам, которая имеет полномочия:
- анализировать финансовое
- обеспечивать, адекватность информации о должнике,
- делать заключения о мере
ответственности директоров
- дисквалифицировать виновных
директоров самостоятельно, либо
ходатайствовать о такой
В зарубежных странах достаточно широко применяются и внесудебные процедуры несостоятельности, осуществляемые по инициативе как должников, так и кредиторов. В некоторых странах предпочитают поощрять именно внесудебные процедуры реструктурирования долгов как формы реорганизации несостоятельного предприятия — достаточно мягкие, добровольные формы. Так в Законе о банкротстве Германии предусмотрено, что основные решения в ходе производства по несостоятельности принимаются не судьей по делам о банкротстве, а собранием кредиторов, на котором голоса распределяются в соответствии с реальной стоимостью прав требования.
В целом, добровольное внесудебное урегулирование проблем между должником и кредиторами используется повсеместно, хотя оно только поощряется, но ни в коем случае не навязывается. Использование процедуры добровольного признания несостоятельности типично для стран с общим (прецедентным) правом (Великобритания и др.). В этих странах около 60% признаний предприятий несостоятельными (банкротами) происходит по процедуре добровольного решения кредиторов о ликвидации компании должника в соответствии с уставом компании.
Английский закон содержит множество различных процедур признания несостоятельности должника, в том числе широко используемые внесудебные процедуры, когда кредиторы ликвидируют компанию по своей воле. В Великобритании ликвидация предприятия по решению кредиторов осуществляется в случае, если за это проголосовало большинство акционеров (не менее 75%), и после этого было вынесено решение суда. Однако любой кредитор имеет право подать прошение в суд и добиться принудительной ликвидации предприятия-должника. Это часто случается тогда, когда кредиторы имеют основания подозревать, что проверка деятельности должника проведена недобросовестно. По своей структуре внесудебное признание несостоятельности и принудительная ликвидация по суду идентичны и в равной мере обеспечивают права кредиторов.
В этой же стране некоторые функции органа по банкротству в части осуществления внесудебных процедур выполняют также банки. По закону любой английский банк, в том случае если он приходит к выводу о неплатежеспособности своего клиента, имеет право назначить на такое предприятие внешнего управляющего. Банк может назначить на предприятие аудитора за счет самого предприятия. Этот аудитор может подготовить отчет банку не только о финансовом состоянии должника, но и о компетенции его руководства. Таким образом, английский банк не может ликвидировать предприятие-должника во внесудебном порядке, но может инициировать его реорганизацию.
Информация о работе Зарубежный опыт антикризисного управления