Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 19:35, реферат
Зависимость между усилением налогового гнета и суммой тающих в государственную казну налогов еще в начале первой половины XX века вывел профессор А. Лаффер. Именно он обосновал, что только снижение налоговой нагрузки стимулирует предпринимательскую деятельность, развивает инициативу и предприимчивость.
Введение
Научно доказано, что при увеличении налоговой нагрузки на налогоплательщика эффективность налоговой системы сначала повышается и достигает своего максимума, но затем начинает резко снижаться. При этом потери бюджетной системы становятся невосполнимы, так как определенная часть налогоплательщиков или разоряется, или сворачивает производство, другая часть находит как законные, так и незаконные пути минимизации установленных подлежащих к уплате налогов. При снижении налогового бремени в дальнейшем для восстановления нарушенного производства потребуются годы. [7, c.250]
Зависимость между усилением налогового гнета и суммой тающих в государственную казну налогов еще в начале первой половины XX века вывел профессор А. Лаффер. Именно он обосновал, что только снижение налоговой нагрузки стимулирует предпринимательскую деятельность, развивает инициативу и предприимчивость.
Многовековая практика построения налоговых систем в странах с развитой рыночной экономикой выработала определенные показатели, за пределами которых невозможна эффективная предпринимательская деятельность. Мировой опыт налогообложения показывает, что изъятие у налогоплательщика до 30–40 % дохода – та черта, за пределами которой начинается процесс сокращения сбережений и тем самым инвестиций в экономику. Если же ставки налогов и их число достигают такого уровня, что у налогоплательщика изымается более 40–50 % его доходов, то это полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства.
Иными словами, эффективная налоговая система должна обеспечивать разумные потребности государства, изымая у налогоплательщика не более 30% его доходов. Конечно, из этого правила есть исключения, которые только лишь подтверждают правильность установленного правила [5, c.480].
Сравнительный анализ Налоговой системы России и Японии.
Налоговая система отдельных стран, в частности Японии, построена таким образом, что физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10, 20, 30, 40 и 50%, и даже максимальная ставка не подавляет его стимулы к развитию производства. Не малую роль играет и до мелочей продуманная политика управления на производстве. Парадокса в этом нет, поскольку в этих странах государство за счет налогов решает многие задачи экономического и социального характера, которые в большинстве других стран налогоплательщик вынужден решать за счет своих доходов, оставшихся у него после уплаты всех причитающихся налогов. Так что баланс интересов в данном случае все же сохраняется.
В России подоходный налог официально называется Налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Основная налоговая ставка - 13%. По заявлению президента это самый низкий налог в мире.
В Японии всего существует 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем группам:
- прямые подоходные налоги на юридических и на физических лиц;
- прямые налоги на имущество;
- прямые и
косвенные потребительские
Первая группа
является самым высоким
Ко второй
группе относятся налоги на
имущество. Прежде всего,
Среди потребительских налогов Японии основным выступает налог с продаж, очень близкий к НДС, взимаемый по ставке 5%.
В России так же можно выделить 3 основных налога, которые платят граждане:
- подоходный налог;
- единый социальный налог (ЕСН);
- налог на добавленную стоимость (НДС).
НДС (налог на добавленную стоимость) это налог, который взимается с предприятия на сумму прироста стоимости (в данной фирме). Вычисляется как разность между выручкой от реализации товаров или услуг и суммой затрат на материалы и сырье, полученные со стороны. Некоторые товары и услуги НДС не облагаются. НДС - это налог на добавленную стоимость. Фирма обязана предъявить НДС заказчику, и фирме НДС не принадлежит. Следовательно, весь НДС, полученный в составе оплаты, фирма должна перечислять в бюджет. В Российской Федерации на данном этапе исторического развития мирно сосуществуют 3 ставки НДС: 18%, 10% и 0%, что зависит от вида деятельности предприятия и реализуемой продукции. Максимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28%, затем была понижена до 20%, а с 2004 составляет 18 %.Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также ставка 10 %; для экспортируемых товаров — ставка 0%. Установлен также ряд товаров, работ и услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению.
«Выступая
на российско-японского бизнес-
Действительно,
в любом государстве
В Японии обсуждается вопрос о тяжести налогового бремени рядового гражданина. Однако, несмотря на высокие ставки налогов, государство предоставляет значительный необлагаемый минимум, который учитывает семейное положение человека. От уплаты налогов освобождаются средства, затраченные на лечение. Дополнительные льготы имеют многосемейные. В современной Японии приветствуются семьи, в которых работают оба супруга примерно с одинаковыми доходами, поэтому пары, где работает только один супруг, несут более тяжелое налоговое бремя.
Уровень налогового изъятия в России в последние годы составил 32,7% ВВП, напрашивается вывод о том, что налоговое бремя для российских налогоплательщиков не столь велико, как это постоянно трактуется в экономической литературе. [4,c.67]
Однако, определение показателя величины налоговой нагрузки в российской экономике через удельный вес налоговых поступлений в ВВП сродни показателю «средней температуры по больнице», где в целом все хорошо, а одна половина больных страдает от предельно высокой температуры, а другая – от недопустимо низкой. То же самое и с показателем налоговых поступлений в ВВП – в среднем по России. В среднем все вроде бы нормально, налоговая нагрузка находится вроде бы в пределах допустимой нормы, а также показателей многих других стран. И только непосредственный анализ указанного показателя в России показывает, что положение значительно сложнее, чем это представляется на первый взгляд.
Необходимо иметь ввиду, что данный показатель в России складывается в условиях практически полного отсутствия налоговой дисциплины. По данным налоговой инспекции России примерно 16–17 % налогоплательщиков исправно, и в полном объеме платят в бюджет причитающиеся налоги. Примерно половина налогоплательщиков платит налоги, но всеми доступными им законными, а чаще незаконными способами минимизируют свои налоговые обязательства. Остальные налогоплательщики вообще не платят налоги, одни показывая так называемые нулевые балансы, а другие вообще не становятся на учет в налоговых органах.
Совокупный показатель налоговой нагрузки в России является несовершенным еще и потому, что имеются существенные погрешности измерения самого ВВП. При этом невозможно определить количественное влияние этой погрешности на размер перераспределяемого через систему налогов ВВП. Это связано с тем, что при оценке ВВП Госкомстат России производит досчет своих официальных данных на сумму произведенного ВВП в так называемой теневой экономике.
Немаловажное значение имеет и та экономическая среда, в которой приходится осуществлять финансово–хозяйственную деятельность и платить налоги российским налогоплательщикам. Неразвитость рыночных отношений, экономическая и социальная нестабильность, несовершенство и постоянные изменения налоговой системы страны, разрушение экономических связей между предприятиями, непрекращающийся спад производства и ряд других немаловажных факторов, не влияя на абсолютный размер показателя налоговой нагрузки, относительно увеличивают налоговое бремя российского налогоплательщика. Действительно, в этих условиях налоговая нагрузка ощущается значительно острее, чем это было бы при отсутствии дестабилизирующих экономику факторов. Российские предприятия и организации вынуждены нести высокое налоговое бремя в условиях убыточной деятельности каждого второго предприятия и острой недостаточности финансовых ресурсов. [6, c.403].
Как и в любой другой системе в налоговых системах есть центральный отдел вокруг которого, и строиться вся система. Только вот в Российской налоговой системе очень много отходящих ветвей связанных с регионами страны, это конечно можно объяснить тем, что Россия большая страна и вроде бы без этого разделении не возможно, но есть одно но. В Японии так же имеются районы и округи, только налоговое управление в них происходит не с помощью инспекций, как в России, а иным образом. В каждом округе Японии имеется как бы копия центральной налоговой системы, только в меньших размерах.
Из сказанного
можно сделать вывод, что
Заключение
Рассмотрев данную тему и изучив ее главные аспекты, можно еще раз убедиться, что состояние налоговой системы во все времена и в любом государстве играет важнейшую роль.
Прежде, чем изучать налоговую систему необходимо знать историю происхождение налогов, выявить, в чем заключается сущность налогов, какие они бывают, какие функции выполняют. Никакое государство, ни в какое время не могло обходиться без налогов со своих граждан. Налоги – важная часть государственного бюджета. [2, c.245]
Главную роль в становление налоговой системы являются особенности развития экономики страны, характеристика налогов и налоговый контроль страны. Например, Япония длительное время (до середины XIX века) находилась под властью американского капитала, который диктовал свои условия развития государства. Но после революции правильное распределение функций налоговых отделов помогло становлению экономики страны.
И в заключение можно
сказать, что, только
Список литературы.
1) Александров И. М. Налоги и налогообложение: Учеб. для студ. вузов / И.М. Александров. - М.: Дашков и К, 2005. - 296 с.
2) Алиев. Б. Х. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / ред. Б. Х. Алиев. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 416 с.
3) Архипова А. И. Экономика: учебник/ под ред. А. И. Архипова, А. К. Большакова.- 3-е изд., перераб. и доп..- М: Проспект, 2005.- 840 с.
4) Бабашкина, А. М. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие умо/ А.М. Бабашкина.- М.: Финансы и статистика, 2007.- 480 с.
5) Беликова Т. Н. Все об ЕНД/ Т. Н.- С – П.- 2005, 144 с
6) Белокрылова О. С. Экономическая теория: учебник/ под ред. О.С. Белокрыловой.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 448 с.
7) Борисов А. Б. Большой экономический словарь / авт.-сост. А. Б. Борисов. - М.: Книжный мир, 2006. - 860 с.