Аудит бухгалтерской отчётности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Аудит бухгалтерской отчетности – это независимая проверка, которая производится специальной аудиторской организацией. Её целью является доказательство достоверности ведения бухгалтерских отчётов, финансовых отчётностей.
Аудит имеет отношение к счётной палате, государственному казначейству, Министерству финансов, таможне и Центральному банку РФ.

Содержание работы

Введение 3
Цели аудита 5
Цели внешнего аудита 5
Цели внутреннего аудита 5
Аудиторская проверка бухгалтерской отчётности 6
Рекомендации аудитору при проведении аудита бухгалтерской отчётности 6
Аудит бухгалтерского баланса 11
Аудит отчёта о прибылях и убытках 14
Документы, сопутствующие аудиторской проверке 15
Состав бухгалтерской отчётности 16
Заключение 19
Список используемой литературы 20

Файлы: 1 файл

курсач бух.учёт.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

 

Аудиторское заключение составляется по результатам аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта, проведенного аудиторской фирмой.

В аудиторском заключении объект аудита должен быть обозначен либо наименованиями всех составляющих бухгалтерской отчетности, в отношении которых проводился аудит, либо словами "бухгалтерская отчетность". В последнем случае под словами "бухгалтерская отчетность" понимается вся совокупность форм бухгалтерской отчетности, установленная для экономических субъектов данного вида деятельности соответствующим органом, регулирующим бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

Обозначение объекта аудита должно также содержать отчетный период, отчетную дату и наименование экономического субъекта.

В аудиторском заключении должно быть указано наименование экономического субъекта в соответствии с его учредительными документами.

Если аудиторское заключение составляется в отношении бухгалтерской отчетности экономического субъекта, являющегося юридическим лицом по законодательству Российской Федерации, то такая бухгалтерская отчетность должна включать показатели всех филиалов и подразделений экономического субъекта независимо от географического расположения, степени хозяйственной и финансовой самостоятельности, структуры отчетности, внутрихозяйственных взаимоотношений (включая выделенные на отдельный баланс), а также представительств.

При составлении аудиторского заключения аудиторская фирма должна принимать во внимание все существенные обстоятельства, установленные в результате аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Существенными признаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

В аудиторском заключении, должны быть ясно и полно изложены все существенные обстоятельства, приведшие к составлению аудиторской фирмой аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного. Аудиторское заключение должно содержать, если это возможно, оценку в стоимостном выражении влияния таких обстоятельств на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.

Если в результате аудита экономический субъект произвел необходимые поправки в бухгалтерской отчетности до представления ее заинтересованным пользователям, то аудиторское заключение не должно содержать указаний на эти поправки.

Аудиторское заключение должно быть собственноручно подписано уполномоченными лицами аудиторской фирмы в установленном порядке.

В случаях, предусмотренных нормативными актами, подписи в аудиторском заключении удостоверяются соответствующими печатями.

Аудиторское заключение должно быть составлено на русском языке.

Стоимостные показатели в аудиторском заключении должны быть выражены в валюте Российской Федерации.

Исправления в аудиторском заключении НЕ допускаются.

 

 

  3.2 Аудит бухгалтерского баланса

 

Бухгалтерский баланс является главной формой в системе бухгалтерской отчетности, поскольку характеризует имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату.

Аудиторскую проверку показателей бухгалтерского баланса целесообразно начинать с арифметического подсчета итогов по группам статей, разделов, а также валюты баланса по активу и пассиву и сверки полученных результатов с данными, указанными в балансе организации.

В ходе аудита проверяется сопоставимость данных бухгалтерского баланса на начало и конец отчетного года как по номенклатуре статей, так и по содержанию показателей, включенных в статьи баланса, а также сопоставимость с номенклатурой и группировкой разделов и статей в них за предыдущий отчетный год.

Аудитор должен получить достаточный объем аудиторских доказательств, которые дадут ему возможность убедиться в том, что:

• начальные и сравнительные показатели проверяемой бухгалтерской отчетности не содержат существенных искажений, способных повлиять на достоверность проверяемой бухгалтерской отчетности;

• конечные и сравнительные показатели бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного периода соответствующим образом перенесены на начало проверяемого отчетного периода. Для подтверждения статей бухгалтерского баланса используется процедура сверки тождественности показателей баланса и главной книги путем их сопоставления;

• результаты проведенных корректировок начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности соответствующим образом раскрыты в пояснениях к проверяемой отчетности;

• учетная политика проверяемого экономического субъекта применяется на постоянной основе, а изменения в политике, влияющие на начальные и сравнительные показатели бухгалтерской отчетности, надлежащим образом оформлены в соответствии с установленным порядком.

 

Для выполнения требований, предъявляемых к проведению аудита начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности, аудиторская организация может провести на выборочной основе следующие аудиторские процедуры:

    1. ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью субъекта;
    2. провести анализ учетной политики экономического субъекта;
    3. ознакомиться с порядком составления бухгалтерской отчетности;
    4. убедиться в соответствии данных синтетического и аналитического учета;
    5. провести анализ системы внутреннего контроля;
    6. оценить работу отдела внутреннего аудита экономического субъекта (если он существует) и при возможности использовать результаты работы;
    7. провести необходимые аналитические процедуры;
    8. направить письменные запросы на подтверждение определенной информации руководству экономического субъекта и третьим лицам;
    9. организовать письменный запрос (от имени экономического субъекта) предыдущей аудиторской организации о предоставлении необходимой информации;
    10. ознакомиться с аудиторским заключением и письменной информацией по результатам проведения аудита, подготовленными для руководства экономического субъекта прежнего аудитора;
    11. запросить у экономического субъекта первичные документы, относящиеся к предыдущему отчетному периоду;
    12. рассмотреть влияние на начальные и сравнительные показатели бухгалтерской отчетности корректировок, внесенных экономическим субъектом в соответствии с аудиторским заключением за предыдущий отчетный период.

Важной процедурой является проверка соблюдения методики формирования показателей и оценки статей бухгалтерского баланса. В бухгалтерском балансе данные должны быть представлены с соблюдением следующих требований:

 

• нематериальные активы и основные средства - в нетто-оценке;

• незавершенное строительство, приобретенное оборудование, требующее монтажа, - по фактическим затратам для застройщика (инвестора), а также с учетом выданных авансов подрядчику на капитальное строительство;

• финансовые вложения в акции других организаций, котирующиеся на фондовой бирже, котировки которых регулярно публикуются, - по рыночной стоимости, т.е. за минусом суммы образованного резерва под обесценение вложений в ценные бумаги (если рыночная стоимость ниже стоимости, по которой указанные объекты приняты к бухгалтерскому учету);

• материально-производственные запасы (сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, комплектующие, запасные части, тара и др.) - по стоимости, определяемой исходя из используемых способов оценки запасов.

 

Материально-производственные запасы, которые морально устарели либо текущая рыночная стоимость продажи которых снизилась, отражаются на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей;

• готовая продукция - по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;

• товары в организациях, занятых торговой деятельностью, - по стоимости их приобретения;

• затраты на незавершенное производство (издержки обращения) - в оценке, принятой организацией при формировании учетной политики в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету;

• отгруженные продукция и товары - в оценке, принятой организацией при формировании учетной политики в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету;

• дебиторская задолженность, по которой созданы резервы по сомнительным долгам, - за минусом образованного резерва;

• дебиторская и кредиторская задолженность - с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочную, если срок обращения (погашения) не более 12 месяцев после отчетной даты, и долгосрочную, если срок обращения (погашения) более 12 месяцев после отчетной даты;

• уставный капитал - в сумме в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке;

• займы и кредиты - с учетом причитающихся к уплате процентов на конец отчетного периода.

Не допускается представление информации по счетам расчетов в "свернутом" виде. Данные по этим счетам в балансе приводятся развернуто по счетам аналитического учета: по которым имеется дебетовое сальдо - в активе; по которым имеется кредитовое сальдо - в пассиве.

Одной из важных процедур является проверка показателей отчетных форм (соблюдение требования непротиворечивости показателей). С этой целью сверяются показатели бухгалтерского баланса с данными других отчетных форм. Данные баланса используются для анализа имущественного и финансового положения организации.

 

 

    3.3 Аудит отчета о прибылях и убытках

 

Отчет о прибылях и убытках - основная отчетная форма, характеризующая порядок формирования результата финансово-хозяйственной деятельности организации.

Перед началом проверки аудитор должен ознакомиться с положениями учетной политики, касающимися порядка признания доходов организации в качестве доходов от обычных видов деятельности. Для этого он должен проанализировать, какие виды деятельности в соответствии с учетной политикой отнесены организацией к основным, и проверить правильность классификации доходов и расходов по отчету.

Для подтверждения достоверности и точности определения показателей отчетной формы сверяется тождественность показателей "За отчетный год" данным главной книги и регистров аналитического учета по счетам учета доходов и расходов.

При формировании показателей отчета о прибылях и убытках следует:

При отражении видов доходов, каждый из которых в отдельности составляет 5% и более общей суммы доходов организации за отчетный период, показывать в отчете соответствующую каждому виду часть расходов;

В акционерных обществах аудитору необходимо проверить информацию, приведенную справочно к отчету о прибылях и убытках (это касается справки о сумме дивидендов, которые приходятся на одну привилегированную акцию). Также проверяется соответствие требованиям Методических рекомендаций по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию.

Проведенные процедуры проверки формирования показателей отчета о прибылях и убытках позволяют аудитору подтвердить достоверность данных, формирующих прибыль. Данные отчета используются для проведения анализа финансовых результатов.

 

 

3.4 Документы, сопутствующие  аудиторской проверке бухгалтерской  отчетности

 

Правило аудита одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при президенте Российской Федерации от 25.12.1996 г. устанавливает единые требования по подготовке аудиторской фирмой или аудитором-предпринимателем рабочей документации аудита.

Это правило включает в себя формулирование общих принципов документирования аудита, требований, предъявляемых к форме и содержанию рабочей документации аудита, определение порядка составления и хранения рабочей документации.

К рабочей документации относятся:

  • планы и программы проведения аудита;
  • описания использованных аудиторской организацией процедур и их результатов;
  • объяснения, пояснения и заявления экономического субъекта;
  • копии, в том числе фотокопии, документов экономического субъекта;
  • описания системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета экономического субъекта;
  • аналитические документы аудиторской организации и др.
  • состав, количество и содержание документов, входящих в рабочую документацию аудита, определяются следующим:
  • характером проводимой работы;
  • характером и сложностью деятельности экономического субъекта;
  • состоянием бухгалтерского учета экономического субъекта;
  • надежностью системы внутреннего контроля экономического субъекта;
  • необходимым уровнем руководства и контроля за работой персонала аудиторской организации при выполнении отдельных процедур.

 

4.Состав бухгалтерской отчётности

 

Состав бухгалтерской отчетности определен в ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете», в соответствии с которым бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит:

а) из бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

д) пояснительной записки.

 

Перечень форм, их нумерация и образцы определены указаниями об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденными Приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»:

  1. Бухгалтерский баланс (форма № 1);
  2. Отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
  3. Отчет об изменениях капитала (форма № 3);
  4. Отчет о движении денежных средств (форма № 4);
  5. Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
  6. пояснительная записка;
  7. аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
  8. В случае если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, также может быть включено в состав бухгалтерской отчетности.

Информация о работе Аудит бухгалтерской отчётности