Аудит долгосрочных активов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2012 в 10:50, реферат

Описание работы

Кроме нематериальных активов, в состав долгосрочных внеоборотных активов включаются основные средства, которые используются субъектом в течение нескольких учетных периодов, т.е. сроком службы более одного года, составляя материально-техническую базу предприятия, являются важнейшим элементом его производственного потенциала.

Файлы: 1 файл

Аудит долгосрочных активов.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)


Аудит долгосрочных активов.

Аудит  основных средств.

Кроме нематериальных активов, в состав долгосрочных внеоборотных активов включаются основные средства, которые используются субъектом в течение нескольких учетных периодов, т.е. сроком службы более одного года, составляя материально-техническую базу предприятия, являются важнейшим элементом его производственного потенциала. Поэтому  важным условием  повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия является обеспечение сохранности основных средств и рационального их использования.

В соответствии  с принципом  соотнесения доходов и расходов затраты на приобретение или самостоятельное создание основных средств переносятся на себестоимость реализованных товаров и услуг по частям.

Основными признаками материальных активов являются:

-          наличие  физической формы и содержания

-          использование непосредственно в деятельности субъекта для производства продукции, товаров и услуг

-          способность приносить выгоду в течении нескольких отчетных периодов

В зависимости от учета переноса стоимости активов на продукцию различают три вида:

-          активы, стоимость которых убывает в результате износа и переносится на стоимость продукции методом амортизации (здание, сооружение, оборудования)

-          активы, стоимость которых убывает в результате их физического  истощения (природные ископаемые, водные и лесные ресурсы)

-          активы, стоимость которых в ходе производственной деятельности не убывает (библиотечные фонды)

В зависимости от сферы применения основных средств и в целях налогообложения они подразделяются на две группы:

-          производственного назначения

-          непроизводственного назначения

Учет и движение основных средств организуется в соответствии с СБУ № 6 «Учет основных средств» и методическим рекомендациям к нему.  При  этом необходимо знать, что выбор метода учета будет отражаться на финансовых результатах деятельности фирмы, т.к. определение стоимости, сроков службы методов амортизации, переоценки, порядка инвентаризации, списания и других характеристик определяется субъектом самостоятельно и  фиксируется в учетной политике. Порядок, установленный этим стандартом, применим только к учету основных средств, которые принадлежат субъекту на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, поэтому учет этих активов в структурных единицах юридического лица (представительствах и филиалов) имеют свои особенности.

Начнем аудит с того, что  познакомимся с учетной политикой предприятия, в частности организации учета основных средств и выясним дату последней инвентаризации. Затем изучим  материалы последней переоценки основных средств, ознакомимся  сведением картотеки основных средств и инвентарные списки по месту их нахождения в эксплуатации и конкретным материально-ответственным лицам.

После этого проверим правильность отражения в балансе основных средств, для чего установим соответствие  основных средств, показанных в балансе с остатками по синтетическим счетам 121-125 подраздела «Основные средства» и 131-134 «Износ основных средств», отраженных в Главной книге, соответствие данных  этих счетов, произведенными в Оборотно-сальдовой ведомости и Анализе по каждому счету ( с разрезом по субконто).

Важной задачей аудитора является проверка обеспечения контроля за наличием и сохранностью основных средств. Для этого необходимо проверить приказы по назначению материально-ответственных лиц, заключены ли с ними договора о полной материальной отчетности, проводилась ли перед составлением годового бухгалтерского отчета инвентаризация основных средств: правильно ли оформлены ее  результаты и соблюдаются ли сроки  их рассмотрения, так же следует обратить внимание на качество оформления инвентаризационных описей.

На рассматриваемом предприятии

Аудитор должен проверить первичные документы, с точки зрения правильности их заполнения.

На практике очень часто встречается такое нарушение, как оформление операций по движению основных средств документами произвольной формы, что не допустимо.

Также  одним из часто встречающихся на практике важных моментов, которыми пренебрегают бухгалтеры при учете основных средств, является  решение вопроса об отнесении их к производственным или непроизводственным. Это приводит к наиболее частым ошибкам при операция с основными средствами. В зависимости от того, какие приняты на балансе основные средства – производственного назначения или непроизводственного – различаются и бухгалтерские проводки и налогообложение.

Также следует уделить вниманию   документам приемки  и выбытия основных средств, а также проверить есть ли неучтенные основные средства.

Большинство основных средств на нашем проверяемом предприятии приобретены за плату от сторонних поставщиков.  Приемка в эксплуатацию основных средств   осуществлялась соответствующей комиссией, в соответствии с Приказом руководителя. На капстроительстве и в запасе  основных средств не имеются.  На каждое основных средств назначено Приказом материально-ответственное лицо.  На каждое основное средство открыта инвентарная карточка.  Бухгалтерская классификация: «Офисное оборудование», «Транспорт».

Бухгалтерский учет ведется в  соответствии с Генеральным планом счетов и Учетной политикой предприятия на подразделе 12 « Основные средства», а износ на подразделе 13 «Износ основных средств», переоценка на счете 541 «Дополнительный неоплаченный капитал от переоценки основных средств».

Основные средства по бухгалтерской классификации подразделяются на «Офисное  оборудование» и «Транспорт».

Амортизация основных средств начисляется  равномерно-прямолинейным методом -   это начисление амортизации на первоначальную стоимость по единым нормам амортизации, предусмотренным законодательством. Все затраты списываются на 821 счет «Общие и административные расходы»

Хозяйственные операции на ТОО "Балкоймак" 

Приобретение основных средств :

Дт 121-125 «Основные средства», Кт 671 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Сумму НДС, согласно предоставленной счет-фактуре,  относим в зачет -

Дт 331 «НДС к возмещению» Кт 671» Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Перемещение основных средств:

Дт 124 «Транспортные средства» Кт 125 «Прочие»

Укомплектация основных средств из ТМЗ:

Дт 125 «Прочие» Кт 222 « Товары приобретенные»

Ликвидация основных средств :

Списание остаточной стоимости- Дт 842 «Расходы по реализации основных средств»  Кт 121-125 «основные средства»

Списан накопленный износ – Дт 131-134 «Износ основных средств»  Кт 122-125 «Основные средства»

1.2. Аудит текущих активов.

Текущие активы включают в себя следующие статьи:

1)      товарно-материальные запасы независимо от срока их  переработки и реализации.

2)      Расходы будущих периодов, которые могут быть списаны в течении одного года, независимо от отчетной даты

3)      Дебиторская задолженность, которая будет получена в течении одного года от отчетной даты

4)      Краткосрочные финансовые инвестиции с указанием текущей стоимости, если она отличается от их балансовой стоимости

5)      Денежные средства.

Аудит товарно-материальных запасов.

Товарно-материальными запасами являются активы, имеющие следующие признаки:

а)  ТМЗ являются собственностью субъекта

б)  ТМЗ – это материальные активы

в)  ТМЗ – предназначены для продажи или использования в производстве, они постоянно расходуются и заменяются новыми

На нашем предприятии наиболее распространенным  видом ТМЗ являются готовая продукция, товары приобретенные.

Основная цель нашего аудита- проверить правильность ведения учета товарно-материальных запасов, их хранения, обеспечения сохранности, выявление и реализация ненужных предприятию материальных запасов с целью мобилизации материальных ресурсов.

Поставим перед собой некоторые вопросы:

       Правильно ли отражены в балансе ТМЗ

       Проверка сохранности ТМЗ

       Проверка правильности оформления первичных документов по движению ТМЗ

       Проверка складского учета

       Определение метода  оценки ТМЗ

       Проверка правильности и своевременности проведения инвентаризации.

При первой аудиторской проверке аудитор должен получить достаточные аудиторские доказательства того, что:

       сальдо счетов на начало периода не содержат искажений, которые могут существенно влиять на финансовую отчетность отчетного периода;

       сальдо счетов на конец предыдущего периода были правильно перенесены в отчетный период в соответствии с установленными требованиями;

       соответствующая учетная политика последовательно применяется, а ее изменения учитываются и адекватно раскрываются.

При первой аудиторской проверке аудитор еще не имеет доказательств, подтверждающих эти сальдо счетов. Сальдо счетов на начало периода рассчитываются из сальдо счетов на конец предыдущего периода и отражают результаты:

       операций предыдущих периодов;

       учетной политики, применяемой в предыдущем периоде.

Основной целью аудита товарно-материальных ценностей и других активов является:

       установление правильности ведения их учета

       получение точных сведений о наличии и движении активов

       обеспечение сохранности и нормативного потребления

       выявление и реализация ненужных предприятию активов.

Программа аудиторской проверки включает следующие вопросы:

1.       проверка правильности отражения остатков в балансе;

2.       проверка наличия и сохранности ТМЦ;

3.       проверка складского учета и обеспеченности ТМЦ для целей производства;

4.       проверка правильности оформления первичных документов по движению средств и расчетов, их списание и хранение;

5.       проверка правильности оприходования ТМЦ и проведения бухгалтерских записей;

6.       проверка правильности отпуска ТМЦ на производство и непроизводственные цели, с соответствующим занесением записей в учетные регистры;

7.       определение метода оценки активов и обязательств;

8.       проверка проведения инвентаризаций и сверки взаиморасчетов по счетам.

Аудит долгосрочных активов предполагает проведение инвентаризации основных средств, нематериальных активов и инвестиций, которые отражают реальное состояние сальдо по названным активам. После инвентаризации в сличительной ведомости сопоставляется фактическое наличие и данные по бухгалтерскому учету, при этом излишки должны быть оприходованы, а недостача списывается или относится на виновных лиц.

При аудите долгосрочных активов проверяется правильность их движения и списания, правильность оформления первичных документов, бухгалтерских записей в учетных регистрах и книгах. Списание долгосрочных активов оформляется актами установленной формы с приложением соответствующих документов. Сданные в аренду или полученные в аренду ОС должны быть надлежащим образом отражены в бухгалтерских записях, т.е. долгосрочно арендуемые ОС должны быть оприходованы как имущество предприятия, а временно арендуемые ОС учитываются за балансом.

Аудит товарно-материальных запасов осуществляется в соответствии с программой аудита, который включает в себя проведение инвентаризации, проверку оформления отпуска ТМЗ на производство, оприходование готовой продукции, возврат материалов на склад и учет их по материально-ответственным лицам.

Особенное внимание при аудите уделяется проверке наличия, движения и сохранности денежных средств, которые часто являются объектами хищений. Проверка кассовой наличности осуществляется в начале аудиторской проверки, в ходе которой проверяется вся наличность, соблюдение лимита по кассе, хранение чековых книжек, правильность оформления помещения кассы, наличие сейфа, ведение записей в кассовой книге и правильность и полнота заполнения первичных документов (без исправлений, помарок, подчисток). При невозможности проверки кассы или наличии нескольких касс они должны быть опечатаны (опломбированы) аудитором, ключи остаются у кассира, а печать (или пломбир) у аудитора. При наличии контрольного замка, может быть навешан контрольный замок с записью даты опечатывания помещения.

Кассир в присутствии членов инвентаризационной кассы составляет кассовый отчет, выводит остаток по кассовой книге и дает расписку в том, что все приходные и расходные документы включены в кассовый отчет, после чего предъявляет для подсчета кассовую наличность.

Аналогично производится инвентаризация по местам хранения ТМЗ, при котором материально-ответственным лицом (лицами) составляется отчет, расписка и предъявляются для подсчета ТМЗ, фактическое наличие которых записывается в инвентаризационную ведомость.

Порядок аудиторского заключения внутри предприятия и принятие решений по нему предполагает дачу заключения, в котором может быть выражено условное мнение или отказ от выражения мнения относительно результатов деятельности, и безусловное мнение относительно финансового положения, например:

"Мы не смогли проследить за подсчетом товарно-материальных запасов на 31 декабря 1999 года в связи с тем, что эта дата предшествовала ….. - дате нашего назначения в качества аудиторов. Мы не смогли получить удовлетворяющих нас результатов подсчета товарно-материальных запасов на данную дату с помощью других аудиторских процедур.

В силу значимости вышеизложенных вопросов по отношению к результатам финансово-хозяйственной деятельности компании за год до 31 декабря 2000 года мы не считаем возможным выразить и не выражаем мнение по этим результатам и движению денежных средств.

По нашему мнению, баланс представляет достоверную и объективную картину (или представлен объективно по всем существенным аспектам) о финансовом положении компании на 31 декабря 2000 года, в соответствии со стандартами бухгалтерского учета, утвержденными в Республике Казахстан ...".

При аудите операций на счетах в банках необходимо установить:

       в каком учреждении банка открыт расчетный (текущий) и валютный счет;

       соответствуют ли суммы по выпискам банка суммам, указанным в приложенных к ним первичных документах;

       правильно и обоснованно ли применяются различные формы расчетов, в том числе при внешнеэкономической деятельности;

       правильность составления бухгалтерских проводок и их соответствие записям в журнале-ордере №2 и Главной книге.

По ведению валютного счета (счетов) дополнительно проверяется:

       правильность отражения в учете операций по покупке и продаже валюты;

       правильность определения и учета курсовых разниц;

       полнота и правильность зачисления валютной выручки экспортеров;

       правильность отражения в учете бартерных (товарообменных) операций с иностранными партнерами;

       правильность отражения движения по счетам в иностранных банках и наличие разрешения Национального банка РК на их открытие и расчеты.

При аудите активов предприятия проверяется состояние дебиторской задолженности (требований), которые отражают сумму долга, причитающегося субъекту от физических и юридических лиц. Основные задачи, стоящие перед аудитором при проверке дебиторской задолженности, следующие:

       проверка реальности и юридической обоснованности, числящихся на балансе субъекта сумм дебиторской задолженности;

       проверка соблюдения правил расчетной и финансовой дисциплины;

       проверка достоверности полученных сумм за реализованные ТМЦ, правильность их списания;

       наличие и правильность оформления расчетных и платежных документов;

       проверка своевременности и правильности оформления претензионных дел, а также правильность контроля за движением этих дел в судах;

       проверка организации взыскания долгов и сумм причиненного ущерба;

       разработка рекомендаций по правильному ведению расчетов и снижению сомнительной дебиторской задолженности.

Проверка состояния дебиторской задолженности начинается с инвентаризации расчетов с дебиторами. В ходе инвентаризации выявляются причины, сроки и виновники возникновения неоправданной дебиторской задолженности, реальность к взысканию, меры, принимаемые по претензионным делам. Данные инвентаризации оформляются актом, в котором указываются проверенные счета, сумма реальной дебиторской задолженности, сумма безнадежных долгов и по которым истекли сроки исковой давности. К акту прилагается справка, в которой указываются адреса и другие данные по дебиторам, а также лица, виновные в пропуске сроков исковой давности или несвоевременном обнаружении сомнительных долгов.

В ходе проверки осуществляется анализ структуры, оборачиваемость и ликвидность, а также вероятность возврата дебиторской задолженности. Наибольший удельный вес в общей сумме дебиторской задолженности составляют расчеты с покупателями и заказчиками за товары (работы, услуги), по которым проверяется:

       наличие и правильность оформления договоров,

       поступление оплаты за отгруженные ТМЦ,

       состояние претензионных дел,

       создание резервов по сомнительным долгам.

При проверке дебиторской задолженности особое внимание должно уделяться расчетам экспортеров, которые под видом безнадежных долгов могут вуалировать денежные платежи, совершаемые в иностранные банки, что способствует утечке капитала и сокрытию доходов.

В ходе аудита проверяются все подразделения (филиалы) предприятия, в том числе и за рубежом. При этом аудитор проверяет консолидированную отчетность и отчетность отдельных подразделений, их документацию, наличие и движение ТМЦ и других активов, в соответствии с общей программой. Аудит финансовой отчетности предприятия является основой проверки деятельности предприятия, так как аудитор, дающий заключение по отчетности, несет ответственность за состояние дел в проверяемой организации, наравне с руководителем и главным бухгалтером. В ходе аудита финансовой отчетности проверяется правильность отражения данных статей баланса и правильности заполнения приложений к отчетности.

Помимо аудита ТМЦ и других активов в ходе проверки анализируется состояние кредиторской задолженности, большую часть из которой составляют расчеты с поставщиками и подрядчиками, а также налоги в бюджет и внебюджетные фонды, расчеты с персоналом, полученные кредиты и прочая кредиторская задолженность. При этом проверяется наличие и оформление договоров, обоснованность сумм задолженности, правильность расчетов по налогам и отчислениям, правильность и своевременность расчетов с работниками, удержания налогов и отчислений из заработной платы сотрудников и другие вопросы, особенно, если были сигналы о нарушениях расчетно-платежной дисциплины. Особенно тщательно должна проверяться деятельность импортеров, которые могут пойти на заведомое завышение сумм по договорам с иностранными партнерами, что создает возможности для утечки капитала и сокрытия доходов от налогообложения

финансовой отчетности проверяется правильность отражения данных статей баланса и правильности заполнения приложений к отчетности.

Помимо аудита ТМЦ и других активов в ходе проверки анализируется состояние кредиторской задолженности, большую часть из которой составляют расчеты с поставщиками и подрядчиками, а также налоги в бюджет и внебюджетные фонды, расчеты с персоналом, полученные кредиты и прочая кредиторская задолженность. При этом проверяется наличие и оформление договоров, обоснованность сумм задолженности, правильность расчетов по налогам и отчислениям, правильность и своевременность расчетов с работниками, удержания налогов и отчислений из заработной платы сотрудников и другие вопросы, особенно, если были сигналы о нарушениях расчетно-платежной дисциплины. Особенно тщательно должна проверяться деятельность импортеров, которые могут пойти на заведомое завышение сумм по договорам с иностранными партнерами, что создает возможности для утечки капитала и сокрытия доходов от налогообложения.

 

 

 

 



Информация о работе Аудит долгосрочных активов