Аудит финансовой отчетности и финансовых результатов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 07:01, лекция

Описание работы

Аудит финансовой отчетности и финансовых результатов предприятия включает в себя проверку финансовых результатов и использования прибыли, проверку соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства, а также проверку отчетности экономического субъекта. Цель аудита финансовых результатов и распределения прибыли - установление достоверности отражения в учете и отчетности прибылей и убытков предприятия, законности распределения и использования прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после налогообложения.

Файлы: 1 файл

Аудит финансовой отчетности и финансовых результатов предприятия.doc

— 58.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Аудит финансовой отчетности и финансовых результатов предприятия

 



Аудит финансовой отчетности и финансовых результатов предприятия включает в себя проверку финансовых результатов и использования прибыли, проверку соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства, а также проверку отчетности экономического субъекта.  
Цель аудита финансовых результатов и распределения прибыли - установление достоверности отражения в учете и отчетности прибылей и убытков предприятия, законности распределения и использования прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после налогообложения.  
Источниками информации для проверки являются: Положение об учетной политике организации, учредительные документы, протоколы собраний учредителей; приказы, распоряжения, отчеты кассира с приложенными первичными документами (приходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомости, квитанции и др.), выписки банков по рублевым и валютным счетам с приложенными первичными документами (счета, платежные поручения), учетные регистры по счетам 84, 90, 91, 99, 68, Главная книга, бухгалтерская отчетность (ф. №1 «Бухгалтерский баланс», ф. №2 «Отчет о прибылях и убытках»), декларации по налогу на прибыль и др.  
Аудитору необходимо проверить:

  • наличие приказа по учетной политике с указанием метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг);
  • правильность определения и законность отражения фактической прибыли от реализации продукции (работ, услуг) на счетах бухгалтерского учета;
  • правильность определения предприятием предлагаемой прибыли и выручки от реализации продукции для исчисления авансовых платежей в бюджет;
  • правильность определения прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия;
  • правильность отражения в учете убытков, полученных от безвозмездной передачи основных средств и прочих активов;
  • правильность отражения в учете результатов от сдачи имущества в аренду;
  • правильность отражения в учете выручки от реализации продукции подсобных, вспомогательных и обслуживающих производств;
  • правильность ведения аналитического и синтетического учета по счетам 99 «Прибыли и убытки», 59 «Резервы под обеспечение вложений в ценные бумаги», 63 «Резервы по сомнительным долгам», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;
  • правильность формирования финансового результата.

В ходе аудиторской проверки должно быть подтверждено, что:

  • операции по продаже надлежащим образом санкционированы;
  • на счетах бухгалтерского учета отражены все реально совершенные сделки по продаже;
  • продажа своевременно отражена на соответствующих счетах учета;
  • стоимостная оценка операций по продаже правильно определена;
  • суммы продажи правильно классифицированы;
  • суммы дебиторской задолженности по расчетам за поставку продукции правильно отражены на соответствующих счетах.

Аудитор осуществляет выборочную проверку правильности отражения операций по продаже путем сверки данных, отраженных в бухгалтерских регистрах экономического субъекта, с первичными документами, и наоборот.  
Типичными ошибками, выявляемыми в процессе аудиторских проверок формирования и использования финансовых результатов, являются:

  • включение в состав расходов от обычной деятельности операционных и внереализационных расходов;
  • неправомерное использование прибыли текущего периода;
  • некорректная корреспонденция счетов;
  • намеренное занижение расходов путем пропуска сумм;
  • намеренное завышение расходов путем искажения сумм или неправильного отнесения расходов к тому или иному периоду;
  • неправильная классификация расходов для обеспечения выполнения или завышения запланированных показателей результатов деятельности;
  • намеренное завышение расходов для сокрытия фактов не надлежащего использования денежных средств;
  • оплата фиктивных расходов.

Проверка соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства

Целью аудита является проверка выполнения экономическим субъектом положений законодательных и других нормативных актов, без соблюдения которых невозможно оценить достоверность бухгалтерской отчетности предприятий и организаций.  
Проверка организации и ведения бухгалтерского учета различных объектов контроля, проведенная аудиторами согласно программе аудита, позволяет собрать достаточное количество аудиторских доказательств для оценки полноты, достоверности и правильности расчета показателей бухгалтерской отчетности. Однако аудиторам необходимо также осуществить дополнительный анализ соответствия методики составления и содержания отчетности требованиям, предъявляемым следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;
  • ПБУ 1/98 «Учетная политика предприятия»;
  • ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;
  • ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам»;
  • Приказ МФ РФ №67н от 22.07.2003г. «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;
  • методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности.

Источниками информации выступают формы бухгалтерской отчетности, применяемые предприятиями и организациями:

  • Бухгалтерский баланс (ф. №1);
  • Отчет о прибылях и убытках (ф. №2);
  • Отчет об изменениях капитала (ф. №3);
  • Отчет о движении денежных средств (ф. №4);
  • приложение к бухгалтерскому балансу (ф. №5);
  • Отчет о целевом использовании полученных средств (ф. №6);
  • Пояснительная записка к годовому отчету;
  • Специализированные формы, устанавливаемые министерствами и ведомостями РФ.

Перед началом проверки аудитору следует установить: 

·  обеспечивается ли персонал предприятия необходимыми нормативными актами по бухгалтерскому учету и налогообложению; 

·  разработаны ли внутренние рабочие документы, определяющие учетную политику, схемы документооборота, графики проведения инвентаризаций и т.д.; 

·  применяются ли меры воздействия на персонал предприятия за нарушение требований нормативных актов.  
Выявленные аудитором нарушения порядка составления и представления отчетности подразделяются на существенные и несущественные. 
Существенные нарушения искажают величину показателей бухгалтерской отчетности и могут ввести пользователей отчетности в заблуждение. 
При обнаружении существенных нарушений требований нормативных актов аудитор обязан отразить их в своей рабочей документации, сообщить руководству предприятия и пользователям отчетности. 
Типичными нарушениями выявляемыми в ходе проверки являются:

  • несоответствие отдельных положений учетной политики предприятия требованиям действующих нормативных актов;
  • использование форм и методов учета непредусмотренных учетной политикой;
  • применение различных методов оценки объектов учета в промежуточной и годовой отчетности;
  • отсутствие в отчетности информации по сегментам деятельности предприятия;
  • нераскрытие в отчетности существенной информации о хозяйственно-финансовой деятельности предприятия за отчетный период.

Аудит отчетности экономического субъекта

Целью аудиторских проверок предприятий и организаций является формирование и выражение мнения о достоверности финансовой отчетности экономического субъекта и в зависимости от сложившегося мнения либо подтверждение ее достоверности для внешних пользователей, либо – нет.  
Это мнение может способствовать большему доверию к отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в информации о данном экономическом субъекте.  
Источниками информации выступают формы бухгалтерской отчетности, применяемые предприятиями и организациями: 
Бухгалтерский баланс (ф. №1);  
Отчет о прибылях и убытках (ф. №2);  
Отчет об изменениях капитала (ф. №3);  
Отчет о движении денежных средств (ф. №4);  
Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. №5);  
Пояснительная записка к годовому отчету;  
Все формы промежуточной отчетности предприятия за год. 
К источникам информации помимо форм отчетности относятся также Положение об учетной политике предприятия, учетные регистры, регистры налогового учета, налоговые декларации, Главная книга, разработочные таблицы, бухгалтерские справки и т.д. 

 

 
Проверяя правильность оценки статей отчетности, аудиторы должны удостовериться в соблюдении следующих принципиальных положений при ее составлении:  
1) отражение в отчетности стоимости имущества и обязательства предприятия должны производиться в рублях;  
2) оценка имущества и обязательства должны осуществляться путем суммирования произведенных расходов; 
3) зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков не допускается (кроме случаев, специально оговоренных в нормативных документах);  
4) отражение в «Бухгалтерском балансе» (ф. №1) числовых показателей должно осуществляться в нетто-оценках, т.е. зачетом регулирующих величин; 
5) методики формирования показателей отчетности должны соответствовать нормативных документов. При наличии отступления их следует раскрыть в пояснительной записке с указанием причин и результата, которые эти отклонения оказали на формируемые показатели отчетности.  
Все выявленные аудита ошибки и искажения отчетности регистрируются в рабочих документах и обобщаются в аналитической части аудиторского заключения.  
Если при проверке различных видов хозяйственных операций предприятие за отчетный период были установлены существенные ошибки и определено их количественное влияние на показатели отчетности, то следует рекомендовать руководству предприятия внести соответствующие изменения в формы отчетности.  
В том случае, когда аудиторы не обнаружили нарушений в отчетности или выявлены нарушения незначительны, аудиторская организация вправе выдать положительное аудиторское заключение.  
Если ошибки (искажения), обнаруженные аудиторами, существенны и влияют на достоверность отчетности или наносят ущерб государству, учредителям (собственникам), аудиторская организация предоставляет администрации предприятия-клиента время для устранения выявленных нарушений. Если нарушения не исправлены, то аудиторы не вправе выдавать положительное заключение.  
Типичные ошибки:

  • неполное заполнение всех обязательных реквизитов отчетности;
  • показатели отчетности не подтверждены результатами инвентаризации;
  • неправильное формирование показателей сводной бухгалтерской отчетности;
  • не включение в бухгалтерскую отчетность организации данных об обособленных подразделениях;
  • не опубликование акционерными обществами своей бухгалтерской отчетности;
  • не отражение существенных событий после отчетной даты в бухгалтерской отчетности;
  • не раскрытие либо не достаточное раскрытие последствий условных фактов;
  • не раскрытие информации либо не полное раскрытие об аффилированных лицах в отчетности акционерных обществ.

 

 

 

 

 

 Цели, задачи и виды аудита бухгалтерской  
 
(финансовой) отчётности 
Как показывает мировая практика, важнейшим элементом обеспечения качества бухгалтерской отчётности является действенный контроль качества. Основой системы контроля является аудит. Аудиторская деятельность в России организуется с учётом мирового опыта. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в нашей стране находится в стадии становления.  
 
Сложившаяся в настоящее время система нормативного регулирования состоит из четырёх уровней, что представлено в табл. 3.1.  
 
Основные цели и задачи аудиторской деятельности приведены в ст.1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».  
 
Аудиторская деятельность, аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учёта и финансовой (бухгалтерской) отчётности организаций и индивидуальных предпринимателей. 
 
Целью проведения аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности аудируемых лиц и соответствии ведения бухгалтерского учёта действующим законодательным и нормативным актам. Из данного определения вытекают задачи аудита, которые можно определить следующим образом: 

  •  
    подтверждение полноты и достоверности отражения активов, пассивов и Финансовых результатов хозяйственной деятельности экономического субъекта;
  •  
    контроль за соблюдением требований нормативных документов;
  •  
    выявление резервов более эффективного использования собственных и заёмных средств.

Информация о работе Аудит финансовой отчетности и финансовых результатов предприятия