Аудит финансовых результатов организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Экономическое определение размера прибыли имеет большое значение для предприятия, позволяет правильно оценить его финансовые ресурсы, размер платежей в бюджет, возможности расширенного воспроизводства и материального стимулирования работников.
Целью данной работы является:
- изучение бухгалтерского учета и аудита финансовых результатов деятельности предприятия;
- проведение аудита и анализа финансовых результатов предприятия на основе отчетности и данных ОАО ««Полярный кварц».

Содержание работы

Глава 1. Учет финансовых результатов и использование прибыли
1.1 Сущность и значение учета финансовых результатов для финансового учета и анализа деятельности организации
1.2 Цели и задачи аудита финансовых результатов. Источники информации используемые при аудите.
1.2.1 Краткая характеристика аудируемого лица
1.2.2 Краткая характеристика аудиторской организации
Глава 2. Аудит финансовых результатов организации
2.1 Краткая характеристика аудиторской проверки.
2.2 Расчет бюджета аудиторской проверки.
2.3 Типичные ошибки при аудите учета финансовых результатов
Глава 3. Характеристика организации.
3.1. Предварительное планирование аудита.
3.2. Планирование аудита объекта исследования
3.3 Расчет аудиторского риска.
3.4. Оформление результатов аудита.
Список литературы

Файлы: 1 файл

referaat.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)


 

Глава 1. Учет финансовых результатов и использование прибыли

1.1 Сущность и значение учета финансовых результатов для финансового учета и анализа деятельности организации

1.2 Цели и задачи аудита финансовых результатов. Источники информации используемые при аудите.

1.2.1 Краткая характеристика аудируемого лица

1.2.2 Краткая характеристика аудиторской организации

Глава 2. Аудит финансовых результатов организации

2.1 Краткая характеристика аудиторской проверки.

2.2 Расчет бюджета аудиторской проверки.

2.3 Типичные ошибки при аудите учета финансовых результатов

Глава 3. Характеристика организации.

3.1. Предварительное планирование аудита.

3.2. Планирование аудита объекта исследования

3.3 Расчет аудиторского риска.

3.4. Оформление результатов аудита.

Список литературы

Введение

Главной целью деятельности организации любой организационно-правовой формы является получение прибыли от финансово-хозяйственной деятельности. Финансовый результат отражает изменение собственного капитала за определенный период в результате производственно-финансовой деятельности предприятия. Именно конечный финансовый результат (прибыль или убыток) деятельности предприятия интересует собственников (акционеров) предприятия, его деловых партнеров , налоговый органы . Информация о финансовых результатах деятельности организации требуется, чтобы оценить потенциальные изменения в ресурсах , которые , вероятно , будет контролировать организация в будущем , при прогнозировании способности вызывать денежные потоки на основе имеющихся ресурсов при обосновании эффективности , с которой организация может использовать дополнительные ресурсы . Предприятия , финансовым результатом деятельности которых является прибыль , приносят доход не только своим собственникам , но и вносят существенный вклад в развитие экономики , социальной сферы и т.д.

В бухгалтерском учете структура и порядок формирования финансового результата является одним из важнейших вопросов . От того , насколько грамотно бухгалтер ведет учет финансовых результатов , будут зависит выплаты в бюджет и внебюджетные фонды , расчеты с учредителями и акционерами , формирования фондов специального назначения . Достоверная отчетность о финансовых результатах и использования прибыли может служить хорошей основой для анализа финансового состояния предприятия , выявления его сильных и слабых сторон, поможет наметить меры по его укреплению или выходу из сложной финансовой ситуации. Поэтому очень важно, чтобы в бухгалтерском учете и отчетности были достоверно отражены все хозяйственные операции организации , учтены все расходы на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и доходы , полученные от реализации уставной деятельности предприятия и прочих операций.

Проверить достоверность информации, оценить качество ведения бухгалтерского учета и составления отчетности на предприятии, поможет проведение аудиторской проверки. Такая проверка проводится в обязательном порядке для экономических субъектов, установленных законодательством Российской Федерации и по инициативе самого экономического субъекта. Аудит финансовых результатов - одна из важнейших составляющих аудиторской проверки. Основными задачами аудита финансовых результатов являются:

Проверка соответствие применяемой учетной политики предприятия практическому ведению бухгалтерского учета .

Выяснение организации ведения аналитического учета, используемые методы ведения учета, применяемые регистры, а также выявление всех недочетов и недостатков.

Проверка учета готовой продукции и ее реализации, состава затрат на производство продукции, включаемых в себестоимость.

Проверка внереализационных доходов и потерь.

Контроль распределения прибыли в течении отчетного года.

Выявление всех недочетов, ошибок при формировании конечного финансового результата.

Анализ финансовых результатов предприятия.

Разработка рекомендаций по улучшению ведения бухгалтерского учета в части формирования финансового результата и использования прибыли.

В современных условиях выживаемость предприятия в конкурентной среде зависит от его финансовой устойчивости, которая достигается посредством повышения эффективности производства на основе экономического использования всех видов ресурсов, снижения затрат, выявления имеющихся резервов повышения производства продукции (работ, услуг) и увеличения прибыли.

Прибыль служит критерием эффективности деятельности предприятия и основным внутренним источником формирования его финансовых результатов.

Экономическое определение размера прибыли имеет большое значение для предприятия, позволяет правильно оценить его финансовые ресурсы, размер платежей в бюджет, возможности расширенного воспроизводства и материального стимулирования работников.

Целью данной работы является:

- изучение бухгалтерского учета и аудита финансовых результатов деятельности предприятия;

- проведение аудита и анализа финансовых результатов предприятия на основе отчетности и данных ОАО ««Полярный кварц».

Глава 1. Учет финансовых результатов и использование прибыли

1.1 Сущность и значение учета финансовых результатов

аудит финансовый учет бюджет

Финансовый результат хозяйственной деятельности определяется показателем прибыли или убытка, формируемым в течение календарного года. Финансовый результат деятельности предприятия формируется из двух его слагаемых, основным из которых является реализационный результат, т. е. полученный от реализации продукции, товаров, работ, услуг. Вторая часть в виде доходов и расходов, непосредственно не связанных с процессом реализации продукции, товаров, работ, услуг образует внереализационный финансовый результат деятельности предприятия. Если за отчетный период предприятие от реализации продукции, товаров, работ, услуг получило прибыль, то весь его финансовый результат будет равен реализационной прибыли плюс внереализационные доходы, минус внереализационные расходы.

Рассмотрим более подробно реализационный финансовый результат. Он определяется в виде разницы между суммой выручки (без косвенных налогов и платежей - НДС, акцизы) и суммой фактической себестоимости реализованной продукции, товаров, работ, услуг. Особенности определения реализационного финансового результата в торговых (снабженческо-сбытовых) организациях состоит в предварительном исчислении валового дохода. Для определения реализационного финансового результата торгового предприятия из суммы его валового дохода вычитается величина издержек обращения, относящаяся к реализованным товарам.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере их оплаты (при безналичных расчетах - по мере поступления средств за товары на счета в учреждениях банков, а при расчетах наличными деньгами - (по поступлению средств в кассу), либо по мере отгрузки товаров и предъявлению покупателем расчетных документов. В исследуемом предприятии моментом перехода прав собственности является отгрузка товаров.

Прибыль от реализации продукции занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли организации. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимость продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую продукцию. Важнейшим из них является себестоимость. В структуре цены она занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.

Перейдем к рассмотрению формирования финансового результата от внереализационной деятельности предприятия.

В состав внереализационных доходов включаются:

* доходы, полученные на территории РФ и за ее пределами от долевого участия в деятельности других предприятий, дивиденды по акциям, принадлежащим предприятию;

* доходы от сдачи имущества в аренду;

* присужденные или признанные должником штрафы, пени, а также доходы от возмещения причиненных убытков;

* прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

* другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг);

* положительные курсовые разницы

В состав внереализационных расходов включаются:

* затраты по аннулированным производственным заказам, а также затраты на производство, не давшее продукции;

* затраты на содержание законсервированных производственных объектов (кроме затрат, возмещаемых за счет других источников);

* убытки по операциям с тарой;

* судебные издержки и арбитражные расходы;

* присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также расходы по возмещению причиненных убытков;

* убытки от хищений, виновники которых по решениям суда не установлены;

* другие внереализационные расходы.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

1. Формирование полной и достоверной информации о финансовой деятельности организации. Эту задачу можно назвать основной, так как по данным бухгалтерского учета делается анализ хозяйственной деятельности предприятия, в основном анализируется финансовый результат. На основе сделанного анализа руководитель принимает управленческое решение, которое направлено на улучшение или расширение деятельности организации. Если бухгалтер предоставит недостоверную информацию, то это может негативно отразиться на работе предприятия

2. Обеспечение контроля за наличием и движением имущества. Также необходим контроль за материально ответственными лицами и работниками, занимающими руководящие должности, чтобы исключить хищения, оказывающие негативное влияние на финансовый результат.

3. Своевременное, полное и достоверное отражение финансовых результатов на счетах и в регистрах бухгалтерского учета, так как на основании этих данных составляется вся отчетность.

4.Своевременное предоставление отчетности о финансовых результатах, налогов, производимых за счет прибыли текущего года. Также одной из важнейших задач является грамотное составление учетной политики, так как в ней оговариваются все спорные моменты, касающиеся формирования результатов деятельности предприятия. Грамотная и продуктивная работа по учету финансовых результатов на данный момент немыслима без применения систем автоматизации бухгалтерского учета.

1.2 Цели и задачи аудита финансовых результатов. Источники информации используемые при аудите

Детальная аудиторская проверка правильности определения финансовых результатов хозяйственной деятельности экономического субъекта значительно отличается от проверки балансовых статей активов и обязательств организации.

Финансовый результат включает результат всех операций, сгруппированных по соответствующим категориям доходов и расходов за отчетный период.

Объектом проверки финансовых результатов является бухгалтерская прибыль (убыток), представляющая собой конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Цель аудита - сформировать мнение о достоверности конечного финансового результата и бухгалтерской отчетности по финансовым результатам.

Для достижения цели проверки финансовых результатов и их использования необходимо проконтролировать:

* правильность формирования финансового результата от продажи (продажу продукции (работ, услуг); продажи основных средств и прочих активов; операционные расходы и доходы; соответствие отчетности данным синтетического и аналитического учета;

* учёт внереализационных доходов и расходов (внереализационные доходы, внереализационные расходы);

* учёт использования прибыли (налоги, финансовые санкции).

Формирование финансового результата деятельности организации приводится в Отчете о прибылях и убытках (ф. № 2).

1.2.1 Краткая характеристика аудируемого лица

Таблица 1. Структура бухгалтерского отдела аудируемого лица

Фамилия, имя, отчество бухгалтерского персонала

Занимаемая должность

Круг обязанностей

Возраст

Стаж работы

Образование

 

1

2

3

Иванова И.И.

Иванова А.А.

Петрова И.И.

Генеральный директор

бухгалтер

кассир

Управление организацией

ведение бухгалтерии

ведение кассы

43 года

45 лет

35 лет

10 лет

8 лет

4 года

Высшее

Высшее

высшее

 

 

 

Сведения о проверяемой организации

1. Название проверяемой организации: Полное фирменное наименование Общества - Открытое акционерное общество «Полярный кварц». Сокращенное фирменное наименование Общества - ОАО «Полярный кварц».

2. Место нахождения Общества: 628148, Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область, Березовский район, поселок Саранпауль.

3. Почтовый адрес: 628148, Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область, Березовский район, поселок Саранпауль.

4. Целью создания Общества является извлечение прибыли.

5. Общество осуществляет следующие виды деятельности:

- геологоразведочные работы;

- горнодобычные работы;

6. Должностные лица, ответственные за составление бухгалтерской отчетности в 2007 году;

Генеральный директор - Иванов И.И.; Главный бухгалтер - Иванова А.А .

1.2.2 Краткая характеристика аудиторской организации

Таблица 2. Структура ЗАО "Жанетта-Консалтинг".

ФИО сотрудников аудиторской организации

Занимаемая должность

Образование

Стаж работы по специальности

Наличие аттестата

Тарифная ставка*, руб.

 

1

Васильев М.В.

Руководитель проверки

высшее экономическое и юридическое

10 лет

аттестат в области общего аудита

1000

 

2

Гамулина Р.Г.

директор

высшее экономическое

9лет

аттестат в области общего аудита

800

 

3

Немова Л.Г.

старший аудитор

Высшее экономическое

8 лет

аттестат в области общего аудита

600

 

4

Вайко О.В.

аудитор

высшее экономическое

7 лет

аттестат в области общего аудита

500

 

5

Габич О.Д.

аудитор

высшее экономическое

7 лет

аттестат в области общего аудита

500

 

6

Михневич Л.В.

юрист

высшее экономическое

4 года

нет

100

 

7

Петров П.П.

ассистент аудитора

высшее экономическое

4 года

нет

100

 

8

Вафина С.С

Стажер

неоконченное высшее экономическое

6 месяцев

нет

50

 

 

 

Сведения об аудиторской фирме

1. Наименование: ЗАО "Жанетта-Консалтинг".

2. Юридический адрес: 625 000, Тюмень, ул. Первомайская,23

3. Фактический адрес: 625 000, Тюмень, ул. Первомайская,23.

4. Контактный телефон: 777-00-00.

5. Лицензия: N 0064, утверждена приказом Минфина РФ N 50 от 01.09.2004 г.

6. Свидетельство о государственной регистрации: МРП N 00251 от 02.02.2001 г.

7. ИНН: 7706230778.

8. Банковские реквизиты: коммерческий банк.

9. Ответственный за проведение аудита: Руководитель аудиторской проверки: Васильев М.В. - ведущий аудитор, аттестат К 100, приказ МФ РФ N 14 от 18.01.2004г.

Глава 2. Аудит финансовых результатов организации

2.1 Краткая характеристика аудиторской проверки

Финансовый контроль осуществляемый с целью обеспечения законности, эффективности и целесообразности финансовой деятельности организаций, является составной частью проводимого в Российской Федерации контроля. При этом законодательно понятие «финансовый контроль» не определено.

За последнее десятилетие произошли значительные изменения и в организации финансового контроля, и в его содержании. С одной стороны, были упразднены органы народного контроля, образованы новые контрольные органы. Особое внимание уделялось укреплению государственного финансового контроля. С другой - в условиях формирования рыночных отношений в РФ объективно возрастало значение повседневного внутрихозяйственного контроля, контроля со стороны собственников организаций и индивидуальных предпринимателей. Стало ясно, что достоверная бухгалтерская (финансовая) отчетность создает возможность сознательного выбора экономических решений, оберегает от случайных деловых связей и операций с повышенным риском. В этих условиях широкое распространение получил контроль форме - аудиторской деятельности, проводимой на основе возмездных договоров независимыми аудиторами.

В зависимости от способа организации и осуществления по отношению к проверяемому субъекту финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний.

Внешний финансовый контроль осуществляется внешними, независимыми по отношению к проверяемому субъекту органами, внутренний - структурными подразделениями самого контролируемого субъекта. В свою очередь внешний контроль подразделяется на государственный, муниципальный и аудиторский.

Государственный финансовый контроль ведется как в масштабе РФ, так и в субъектах РФ. Его осуществляют уполномоченные государственные органы: Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ и его подразделения, Министерство по налогам и сборам, Федеральное казначейство и др.

Муниципальный финансовый контроль осуществляется на уровне муниципальных образований. Финансовые органы муниципальных образований осуществляют финансовый контроль операций с бюджетными средствами, контролируют условия выделения, распределения, получения и целевого использования и возврата бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, муниципальных гарантий и др.

Основными недостатками действующих подсистем государственного и муниципального контроля являются: возможность использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов и муниципальных образований не по целевому назначению, неполный возврат (или невозврат) бюджетных кредитов и ссуд в бюджетную систему РФ; разобщенность и неупорядоченность действий контролирующих органов; отсутствие единого согласованного плана мероприятий по осуществлению мер финансового контроля как поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджетную систему (включая внебюджетные фонды), так и целевого и эффективного исполнения бюджетных средств.

К внешнему финансовому контролю относится также аудиторский контроль. Аудиторы занимаются проверкой бухгалтерской и финансовой отчетности хозяйствующих субъектов с составлением заключения о ее достоверности, а также текущим консультированием по различным учетным, финансовым и правовым вопросам, налогообложению, банковскому и страховому делу. В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов устанавливаются: точность отражения в них финансового положения и результатов деятельности предприятия; соответствие ведения бухгалтерского учета установленным требованиям и критериям; соблюдение проверяемым предприятием действующего законодательства.

Аудитор, являясь незаинтересованным лицом, выражает мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемого лица и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Внутренний аудит важен для крупных и средних организаций, характеризующихся усложненной структурой и разнообразием видов деятельности. Под внутренним аудитом следует понимать способ организации внутреннего контроля функционирования всех звеньев управления организацией, осуществляемого сотрудниками специализированного подразделения с целью помочь административному аппарату организации.

Практическая польза от создания отдела внутреннего аудита для каждой отдельно взятой организации различна. Наиболее общие аспекты целесообразности его создания заключаются в следующем:

* это позволит совету директоров или исполнительному органу наладить эффективный контроль за автономными подразделениями организации;

* проводимые внутренними аудиторами целевые контрольные проверки и анализ позволят выявить резервы повышения эффективности производства и определить наиболее приоритетные направления развития организации;

* использование опыта и квалификации внутренних аудиторов позволит сократить расходы на обязательный аудит, не потеряв качества услуг, получаемых финансово-экономическими, бухгалтерскими и иными службами как головной организации, так и ее филиалов и дочерних компаний.

Независимые аудиторы в России пока взаимодействуют с отделами внутреннего аудита не так тесно, как их зарубежные коллеги, в силу ряда объективных причин. Так, согласно действующим нормативным документам внешний аудит проводится независимым аудитором. Аудиторские организации обязаны следовать и соблюдать в своей практической работе установленные федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. К квалификации независимых аудиторов предъявляются единые общероссийские требования, данная деятельность лицензируется в установленном нормативными актами порядке.

Перечисленные требования в отношении внутренних аудиторов в Российской Федерации отсутствуют. В настоящее время отличие российского внутреннего аудита от внешнего аудита:

* независимость внутреннего аудитора условна, поскольку служба внутреннего аудита является подразделением организации. Отсутствуют как законодательные, так и этические нормы, подчеркивающие независимость внутренних аудиторов от непосредственного влияния руководства экономического субъекта и его линейных подразделений;

* отсутствуют профессиональные стандарты деятельности внутренних аудиторов;

* нет единых требований к профессиональному и образовательному уровню внутренних аудиторов.

Сегодня основное отличие внутреннего аудита от внешнего в России заключается не в целях и задачах, которые они призваны решать, а в том, что на практике внутренним аудитом на российских предприятиях называются службы и подразделения, которые не в состоянии выполнить функции и задачи, присущие именно внутреннему аудиту.

График проведения аудита представлен в таблице 3.

2.2 Расчет бюджета аудиторской проверки

Бюджет составляется на основе анализа задач, поставленных клиентом перед аудитором; требуемого количества специалистов определенного квалификационного уровня; времени проверки отдельных участков разными специалистами с учетом их ставки.

При расчете бюджета используется два показателя:

-- время, планируемое для выполнения работ;

-- часовая тарифная ставка каждого участника проекта*.

Таблица 4. Бюджет аудиторской проверки объекта исследования

ФИО

Должность

Ставка, руб.

Количество чел.- ч.

Сумма, руб.

 

Васильев МВ

Руководитель проверки

1000

254

254000

 

Гамулина РГ

директор

800

204

163200

 

Немова ЛГ

Вайко ОВ

Габич ОД

Михневич ЛВ

Петров ПП

Вафина СС

Итого

Старший аудитор

Аудитор

Аудитор

Юрист

Ассистент

стажер

600

500

500

100

100

50

87

56

80

180

180

52

52200

28000

40000

18000

18000

2600

523800

 

НДС

 

 

 

79902

 

Итого, в т.ч.НДС

 

 

 

523800

 

 

 

2.3 Типичные ошибки при аудите учета финансовых результатов

Нарушением порядка составления бухгалтерской отчетности является отражение выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере оплаты при отсутствии особых условий договора.

Неправильное формирование данных стр. 020 формы № 2 «Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг».

Неверное отнесение доходов к внереализационным.

Неверное отнесение расходов к внереализационным.

Отсутствие корректировки налогооблагаемой прибыли на суммы доходов и убытков.

Глава 3. Характеристика организации

Общее положение:

Открытое акционерное общество «Полярный кварц» (в дальнейшем именуемое - «Общество») учреждено субъектом Российской Федерации - Ханты-Мансийским автономным округом в лице Департамента государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа путем реорганизации Государственного предприятия Ханты-Мансийского автономного округа «Полярный кварц» в форме преобразования, на основании Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 18.07.2001 г. № 335-п «О преобразовании унитарного предприятия «Полярный кварц» в открытое акционерное общество», а также в соответствии с Федеральным Законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 г. №178-фз и другими законодательными актами Российской Федерации.

НАИМЕНОВАНИЕ И МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВА. Полное фирменное наименование Общества - Открытое акционерноеобщество «Полярный кварц». Сокращенное фирменное наименование Общества - ОАО «Полярный кварц».

Место нахождения Общества: 628148, Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область, Березовский район, поселок Саранпауль.

Почтовый адрес: 628148, Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область, Березовский район, поселок Саранпауль.

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБЩЕСТВА. Общество действует в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа, и настоящим Уставом.

Общество является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Общество может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в Суде.

Общество имеет круглую печать со своим полным фирменным наименованием и указанием места его нахождения, штампы, бланки, фирменный знак (символику), расчетный и иные счета в кредитных организациях как на территории Российской Федерации, так и за её пределами.

Общество вправе от своего имени совершать любые сделки и действия, не запрещенные законодательством РФ.

ЦЕЛИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА. Целью создания Общества является извлечение прибыли. Общество осуществляет следующие виды деятельности:

геологоразведочные работы, в том числе:

1) проектирование;

2) геолого-съемочные;

3) поисковые;

4) разведочные;

5) топографо-геодезические;

6) маркшейдерские;

7) геохимические;

8) лабораторные;

горнодобычные работы; обогащение полезных ископаемых;

1) перевозка людей и грузов, в том числе опасных грузов, автомобильным и водным транспортом;

2) перегрузочная и транспортно-экспедиционная деятельность на водном транспорте;

3) буксировка судов и иных плавучих средств;

УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ. Уставный капитал общества составляет 744 132 000 рублей, который разделен на 744132 обыкновенных именных бездокументарных акции, номинальной стоимостью по 1000 (Одной тысяче) рублей каждая. На момент учреждения Общества учредитель владеет всеми акциями Общества.

АУДИТ ОБЩЕСТВА. Для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности Общество должно ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с Обществом или его акционерами.

Аудитор (гражданин или аудиторская организация) осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности Общества в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации на основании заключаемого с ним договора.

Общее собрание акционеров утверждает аудитора Общества. Размер оплаты его услуг определяется Советом директоров Общества.

По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности Общества аудитор составляет заключение.

3.1 Предварительное планирование аудита объекта исследования

Процесс предварительного планирования включает в себя порядок взаимоотношений аудитора (аудиторской организации) и аудируемого лица на этапе подписания договора на проведение аудита.

Построение любых взаимоотношений между организациями начинается с обращения и преддоговорной переписки. То есть одна стороны обращается с просьбой оказать определенные услуги, а вторая сторона отказывается или выражает согласие на оказание таких услуг.

Аудируемому лицу перед проведением аудита следует известить выбранную им аудиторскую организацию о желании воспользоваться ее услугами в форме оферты (приложение 2). Оферта должна содержать существенные условия договора, в том числе полное наименование предприятия, его основные характеристики (номера государственной регистрации, банковских счетов и др.), основные условия проверки.

Оферта -- это адресованное одному или нескольким лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым предложение будет принято.

При получении оферты аудиторская фирма в первую очередь должна оценить возможности выполнения предлагаемой работы и в случае согласия с принятием на себя обязательств по ее выполнению направляет предприятию (потенциальному клиенту) письмо-обязательство о согласии на проведение аудита. Порядок составления письма-обязательства представлен в правиле (стандарте) аудиторской деятельности РФ «Согласование условий проведения аудита» и стандарте первого поколения «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита (Приложение 3).

Целью данного письма должно являться установление основных обязательств аудиторской фирмы и аудируемого лица на этапе заключения договора о проведении аудиторской проверки.

Письмо-обязательство направляется, как правило, исполнительному органу экономического субъекта (директору, генеральному директору) с целью правильного понимания им условий предстоящего договора. При выражении аудируемом лицом согласия на условия аудита, указанные в письме, оно действует в течение всего срока соглашения на проведение аудиторской проверки.

При наличии между аудиторской фирмой и заказчиком ранее заключенного длительного договора письмо-обязательство может не направляться, либо должно содержать ранее не указанную дополнительную информацию.

После получения письма заказчик должен письменно подтвердить согласие на условия аудита, предложенные аудиторской организацией (на одном из экземпляров письма ставится подпись руководителя и фраза «С условиями письма-обязательства согласны»). Если подтверждение получено, то условия письма-обязательства остаются в силе в течение действия соглашения о проведении аудита.

После этого заключается договор (приложение 4) на проведении аудита, который является официальным документом, регламентирующим взаимоотношения «клиент-аудитор». В соответствии со ст.779 части 2 Гражданского Кодекса РФ договор на аудит относится к договорам возмездного оказания услуг.

При заключении договора на обязательный аудит его предмет достаточно определенно сформулирован законодательством. Если же аудит инициативный, то аудитор должен на стадии заключения договора подробно обсудить с организацией его предмет, который может существенно отличаться от предмета договора в рамках обязательного аудита.

Многие аудиторы используют стандартную форму договора. Порядок оформления договора на оказание аудиторских услуг представлен в правиле (стандарте) аудиторской деятельности РФ «Согласование условий проведения аудита» и стандарте первого поколения «Порядок заключения договора на оказание аудиторских услуг».

Подготовка договора начинается после предварительного ознакомления с деятельностью экономического субъекта и принятия решения о возможности оказания аудиторских услуг. Этап подготовки договора включает в себя, в частности, определение трудоемкости, стоимости и сроков оказания аудиторских услуг, потребности в привлечении сторонних консультантов и экспертов. Договор на оказание аудиторских услуг может носить разовый (однократное оказание услуги) или долгосрочный (неоднократное оказание услуги в течение определенного периода времени) характер, исходя из наличия у аудиторской организации соответствующей лицензии.

Договор заключается в соответствии с требованиями главы 28 и иными нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. При этом рекомендуется руководствоваться правилом (стандартом) аудиторской деятельности РФ «Согласование условий проведения аудита».

В предмете договора на оказание аудиторских услуг фиксируются сфера аудиторских услуг и их объем, при этом предметом договора является:

а) в случаях проведения аудиторской проверки - работа по подготовке аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта за определенный договором период;

б) в случаях оказания сопутствующих аудиту услуг - работа по выполнению определенных договором видов услуг, сопутствующих аудиту.

Права и обязанности аудиторской организации отражаются в соответствие со статьей 5 «ФЗ об аудиторской деятельности».

Права и обязанности экономического субъекта отражаются в соответствие со статьей 6 «ФЗ об аудиторской деятельности»

В разделе о стоимости и порядке оплаты аудиторских услуг указываются:

а) порядок определения стоимости аудиторских услуг;

б) порядок и сроки оплаты аудиторских услуг, в том числе - выплаты аванса либо задатка (50-100 %).

Изменения или дополнительные соглашения прилагаются к договору и являются его неотъемлемой частью. В договоре должны быть указаны номер и дата выдачи лицензии на право осуществления аудиторской деятельности, а также орган, выдавший лицензию аудиторской организации.

3.2 Планирование аудита объекта исследования

Оформление рабочих документов на этапе планирования. После заключения договора аудитор приступает непосредственно к планированию проверки.

Согласно правилу стандарту аудиторской деятельности РФ «Планирование аудита», аудиторская проверка должна быть надлежащим образом спланирована.

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются - аудитор) обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур. Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.

Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.

Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. В процессе получения информации аудитор собирает сведения о хозяйственной деятельности клиента, организации учета и внутреннего контроля. Анализ полученной информации позволяет ему определить стратегию проверки и составить программу тестов, которые должны быть выполнены.

В практике работы аудиторских фирм общее планирование принято делить на 2 этапа.

На первом этапе проводится изучение и описание проверяемого предприятия, определение основных параметров будущей проверки.

На втором -- разрабатывается стратегия проверки и составляется подробное описание всех предстоящих работ.

Необходимо отметить, что на стадии планирования аудитор не проверяет данные, полученные от заказчика, однако его работа по планированию должна документироваться в соответствие с правилом (стандартом) аудиторской деятельности РФ № 2 «Документирование аудита». Поэтому на первом этапе аудитору рекомендуется подготовить следующие отчеты:

- описание бизнеса аудируемого лица в соответствие с правилами (стандартами) аудиторской деятельности РФ № 34 «Понимание деятельности аудируемого лица и оценка рисков существенного искажения информации», № 19 «Особенности первой проверки аудируемого лица»;

- описание системы бухгалтерского учета аудируемого лица в соответствие с федеральным стандартом № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», а также стандартом первого поколения «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита»;

- описание компьютерной системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица в соответствие со стандартами первого поколения «Оценка риска и внутренний контроль. Характеристика и учет компьютерной среды и информационной системы», «Аудит в условиях компьютерной обработки данных»; описание системы внутреннего контроля аудируемого лица в соответствие с правилами (стандартами) аудиторской деятельности РФ № 34 «Понимание деятельности аудируемого лица и оценка рисков существенного искажения информации»; № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом»;

- краткий анализ финансовой отчетности аудируемого лица в соответствие с правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 20 «Аналитические процедуры».

Таблица 5. Отчетный документ аудитора «Качественный анализ кредитной истории организации»

Показатели

Характеристика

Ссылка на отчетные документы

 

Репутация

Общество является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Общество осуществляет следующие виды деятельности геологоразведочные работы, горнодобычные работы Уставный капитал общества составляет 744 132 000 рублей, который разделен на 744132 обыкновенных именных бездокументарных акции, номинальной стоимостью по 1000 (Одной тысяче) рублей каждая. На момент учреждения Общества учредитель владеет всеми акциями Общества.

Отчет об изменениях капитала, бухгалтерский баланс, устав предприятия

 

Кредитная история

тип кредитной политики умеренная, Увеличение уставного капитала идет путем выпуска дополнительных акций при наличии пакета акций, предоставляющего более 25 процентов голосов на Общем собрании. Уменьшение уставного капитала может происходить также при погашении размещенных акций в следующих случаях:

- если акции, поступившие в распоряжение Общества вследствие неисполнения покупателем обязательств по их приобретению, не были реализованы в течение одного года с даты их поступления в распоряжение Общества;

- если выкупленные Обществом акции не были реализованы в течение одного года с даты их выкупа;

- выкупа акций Обществом при принятии решения о его реорганизации;

Стоимость чистых активов Общества оценивается по данным бухгалтерского учета в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Не позднее 30 дней с даты принятия решения об уменьшении уставного капитала Общество в письменной форме уведомляет об этом своих кредиторов. Кредиторы вправе не позднее 30 дней с даты направления им уведомления об уменьшении уставного капитала Общества или не позднее 30 дней с даты опубликования сообщения о принятом решении Общества, потребовать от Общества досрочного прекращения или исполнения обязательств и возмещения связанных с этим убытков

Отчет об изменениях уставного капитала, устав предприятия

 

 

 

Таблица 6. Отчетный документ аудитора «Характеристика организации»

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности

01.01._ г.

01.01._ г.

01.01._ г.

 

Общий объем товарооборота за год

 

344

3394

 

Фактическая себестоимость товарной продукции (издержки обращения)

 

65299

64955

 

Финансовый результат

 

 

 

 

Общая численность работников предприятия

 

 

 

 

Фонд оплаты труда

 

 

 

 

Среднемесячная заработная плата на одного работника

 

 

 

 

Общая стоимость основных средств

 

108017

119477

 

Кредиторская задолженность

 

127040

252947

 

 

 

Таблица 7. Отчетный документ «Описание компьютерной системы»

Изучаемые вопросы

Да/нет

Примечание

 

1

Организация использует компьютерную технику для обработки операций?

да

 

 

2

Организация использует свою собственную компьютерную технику

да

 

 

3

Организация планирует установку новой или дополнительной аппаратуры

да

 

 

4

Организация использует отдельные компьютеры или замкнутую цепь

нет

Замкнутая цепь

 

5

Клиент использует типовую бухгалтерскую программу

да

 

 

6

Клиент самостоятельно разработал бухгалтерскую программу

нет

 

 

7

Есть ли в организации отдел электронной обработки данных

да

 

 

8

Есть ли в организации отдел информационных технологий

да

 

 

9

Есть ли в организации должность программиста

да

 

 

10

Организация имеет возможность вносить изменения в программу

нет

 

 

11

Программа позволяет выводить промежуточную информацию: делать распечатки перечня хозяйственных операций, оборотов по счетам, отдельных бухгалтерских регистров

да

 

 

12

Сотрудники бухгалтерии умеют использовать возможности бухгалтерской программы по группировкам и выводу информации по запросам аудиторов

да

 

 

13

Клиент рассчитывает, что для аудита будет привлечен специалист по программному обеспечению

да

 

 

Исходя из вышеизложенного, необходимо ли привлечение специалиста по программному обеспечению бухгалтерского учета для составления программы аудита?

да

 

 

 

 

 

Таблица 8. Оценка эффективности системы внутреннего контроля аудируемого лица

Проверяемые вопросы

Да

Нет

Комментарии

 

1

Имеется ли четкая структура управления предприятием

да

 

 

 

2

Явно ли обозначены права и обязанности следующих органов:

-- ревизионной комиссии;

-- администрации предприятия;

-- руководителей среднего звена.

да

 

 

 

3

Выделены ли пределы личной ответственности за совершаемую и контролируемую деятельность:

-- в письменной форме;

-- известны ответственным лицам.

да

 

 

 

4

Имеются ли рабочие расписания для

ведения бухгалтерского учета.

нет

 

 

 

5

Имеются ли эффективно работающий отдел внутреннего аудита.

да

 

 

 

6

Характеристики ревизионной комиссии предприятия:

-- четкое распределение обязанностей;

-- наличие ресурсов (профессиональные контролеры и специалисты) и полномочий для выполнения обязанностей;

-- взаимодействие с внешними аудиторами;

-- частота совещаний ревизионных комиссий;

-- протоколы заседаний;

да

 

 

 

7

Осуществляет ли руководство предприятия проверки систем внутреннего контроля.

да

 

 

 

Таблица 3.10

 

 

8

Позволяют ли должностные инструкции совершать персоналу функции внутреннего контроля:

-- руководителям;

-- другим лицам, отвечающим за контроль;

-- бухгалтерскому персоналу.

 

Нет

 

 

9

Промежуточная бухгалтерская отчетность:

-- составляется регулярно;

-- составляется время от времени;

-- составляется достаточно детализировано.

да

 

 

 

10

Соблюдается ли распределение прав и обязанностей при отсутствии кого-либо из персонала из-за болезни, отпуска или недобора кадров.

да

 

 

 

11

Используют ли все члена персонала свое право на отпуск

да

 

 

 

12

Распределены ли следующие функции:

-- инициирование сделок;

-- подготовка исходной документации;

-- договорная работа;

-- хранение активов;

да

 

 

 

13

Соблюдение графика предоставления отчетности.

да

 

 

 

14

Составление приказа об учетной политике

да

 

 

 

15

Обеспечена ли адекватная сохранность:

-- наличных средств;

-- ценных документов (чеки, ценные бумаги на предъявителя, векселя);

-- товарных запасов;

-- основных средств.

да

 

 

 

16

Применяются ли соответствующие меры для предотвращения несанкционированного доступа к:

-- офисам (секретари, охрана, замки); бухгалтерской документации (закрытые документы, сейфы, система наблюдения);

-- компьютерным установкам;

-- компьютерным программам, дискетам и др. средствам хранения информации; -- информации на жестких носителях (источники кодов, системная документация и базы данных).

да

 

 

 

17

Разработана ли система процедур, обеспечивающая ограничение доступа к:

-- бухгалтерским данным;

-- прикладным программам;

-- операционным системам;

-- входным системам.

да

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 

3.3 Расчет аудиторского риска

Появившаяся в теории аудита в середине 80-х годов концепция аудиторского риска ознаменовала начало нового этапа аудита, связанного не только с исследованием организации и методики ведения бухгалтерского учета и оценкой системы внутрихозяйственного контроля на проверяемом предприятии, но и разнообразных рисков, которым подвержена деятельность учетных работников и аудиторов.

Сущность и порядок оценки рисков рассмотрен в стандарте № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».

Согласно стандарту № 8 аудитору необходимо получить представление о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, достаточное для планирования аудита и разработки эффективного подхода к проведению аудита. Аудитору следует использовать свое профессиональное суждение, чтобы оценить аудиторский риск и разработать аудиторские процедуры, необходимые для снижения данного риска до приемлемо низкого уровня.

Под термином «аудиторский риск» понимается риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой (бухгалтерской) отчетности содержатся существенные искажения. Аудиторский риск включает три составные части: неотъемлемый риск (внутрихозяйственный риск), риск средств контроля (риск контроля) и риск необнаружения.

Неотъемлемый риск (внутрихозяйственный риск) означает подверженность остатка средств на счетах бухгалтерского учета или группы однотипных операций искажениям, которые могут быть существенными (по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств на других счетах бухгалтерского учета или групп однотипных операций), при допущении отсутствия необходимых средств внутреннего контроля.

Риск средств контроля (риск контроля) означает риск того, что искажение, которое может иметь место в отношении остатка средств по счетам бухгалтерского учета или группы однотипных операций и быть существенным (по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств по другим счетам бухгалтерского учета или групп однотипных операций), не будет своевременно предотвращено или обнаружено и исправлено с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Риск необнаружения означает риск того, что аудиторские процедуры по существу не позволяют обнаружить искажение остатков средств по счетам бухгалтерского учета или групп операций, которое может быть существенным по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств по другим счетам бухгалтерского учета или группы операций.

3.4 Оформление результатов аудита объекта исследования

По итогам проверки согласно аудиторскому стандарту № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» и статьей 10 ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторы обязаны составлять аудиторское заключение, которое представляет собой мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности.

Аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленным в соответствии со стандартом № 6 и содержащим выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора (далее именуются - аудитор) о достоверности во всех существенных отношениях финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Под достоверностью во всех существенных отношениях понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователям этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Для оценки степени соответствия финансовой (бухгалтерской) отчетности законодательству Российской Федерации аудитор должен установить максимально допустимые размеры отклонений путем определения в целях проводимого аудита существенности показателей бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с федеральным стандартом «Существенность в аудите».

Основные элементы аудиторского заключения

4. Аудиторское заключение включает в себя:

а) наименование;

б) адресата;

в) следующие сведения об аудиторе:

1. организационно-правовая форма и наименование, для индивидуального аудитора - фамилия, имя, отчество и указание на осуществление им своей деятельности без образования юридического лица;

- место нахождения;

- номер и дата свидетельства о государственной регистрации;

- номер, дата предоставления лицензии на осуществление аудиторской деятельности и наименование органа, предоставившего лицензию, а также срок действия лицензии;

г) следующие сведения об аудируемом лице:

- организационно-правовая форма и наименование;

- место нахождения;

- номер и дата свидетельства о государственной регистрации; ;

е) часть, описывающую объем аудита;

ж) часть, содержащую мнение аудитора;

з) дату аудиторского заключения;

и) подпись аудитора.

Необходимо соблюдать единство формы и содержания аудиторского заключения, чтобы облегчить его понимание пользователем. Аудиторское заключение должно иметь наименование «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» для того, чтобы отличить аудиторское заключение от заключений, составленных другими лицами, например, должностными лицами аудируемого лица, советом директоров.

Аудиторское заключение должно быть адресовано лицу, предусмотренному законодательством Российской Федерации и (или) договором о проведении аудита. Как правило, аудиторское заключение адресуется собственнику аудируемого лица (акционерам), совету директоров.Аудиторское заключение должно содержать перечень проверенной финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица с указанием отчетного периода и ее состава.

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ. Части 1-я и 2-я.

2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» 21.11.1996. № 129-Ф3.

3. Федеральный закон об аудиторской деятельности № 119-ФЗ от 07.08.2001 г. (с последними изменениями от 24. 12. 2008.)

4. «Положение о лицензировании аудиторской деятельности». Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 80.

5. «Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации». Приказ Минфина РФ от 12 сентября 2002 г. N 93н (с изменениями от 23 марта 2005 г.)

6. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 39, ст. 3797; 2003, № 28, ст. 2930; 2004, № 42, ст. 4132; 2005, № 17, ст. 1562).

7. Постановление Правительства РФ от 25 августа 2006 г. № 523 «О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696»

8. Аудиторские ведомости, от 16.03.2007г.

9. Экономическая газета № 23 от24.03 2009г.

10. Экономическая газета №43(961) от 06.06.2006г.

11. Экономика и жизнь, № 27 от 13. 06.1995г.

12. Адамс Р. Основы аудита. - М.: Аудит-ЮНИТИ, 2000. - 398 с.

13. Аренс А., Лоббек Дж. Аудит. М.: Финансы и статистика, 2003. - 560 с.

14. Горемыкина Т.К., Осипенкова О.Ю. Международные стандарты аудита: Учебное пособие. - М.: МГИУ, 2005. - 192 с.

15. Кочинев Ю.Ю. Аудит. Теория и практика. - СПб.: Питер, 2007. - 484 с.

 


 



Информация о работе Аудит финансовых результатов организации