Аудит финансовых результатов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:11, доклад

Описание работы

1. Цель, задачи, источники информации и последовательность проверки учета финансовых результатов и их использования.
2. Проверка операций по учету финансовых результатов от видов деятельности.
3. Проверка операций по учету операционных и внереализационных доходов и расходов.
4. Проверка учета прибылей (убытков) и порядка распределения (покрытия)

Файлы: 1 файл

РЕВИЗИЯ.docx

— 20.27 Кб (Скачать файл)

РЕВИЗИЯ (АУДИТ) УЧЕТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

1. Цель, задачи, источники  информации и последовательность  проверки учета финансовых результатов  и их использования.

2. Проверка операций по  учету финансовых результатов  от видов деятельности.

3. Проверка операций по  учету операционных и внереализационных  доходов и расходов.

4. Проверка учета прибылей (убытков) и порядка распределения  (покрытия)

 

 

1. Цель, задачи, источники  информации и последовательность  проверки финансовых результатов и их использования

 

Цель проверки состоит  в установлении достоверности данных учета и отчетности по формированию финансовых результатов, обоснованности распределения прибыли, а также  своевременности и полноты перечисления в бюджет налогов из прибыли.

Задачами проверки учета  финансовых результатов являются:

- проверка правильности  формирования финансовых результатов  от видов деятельности;

— проверка правильности формирования финансовых результатов от операционных и внереализационных доходов  и расходов;

- подтверждение достоверности  информации о финансовых результатах,  отражаемой в бухгалтерском учете  и отчетности;

- проверка налоговых деклараций  по налогу на прибыль и своевременности  его уплаты в бюджет;

— проверка налоговых деклараций по уплате целевых сборов из прибыли, остающейся в распоряжении организации;

— анализ путей поиска резервов роста прибыли и эффективности ее использования.

Источниками информации при  проверке учета финансовых результатов  являются: различные первичные документы, банковские выписки, кассовые отчеты с  приложенными первичными документами, данные аналитического и синтетического учета, отраженные в учетных регистрах (Главная книга, журнал-ордер № 15 или соответствующая машинограмма) по счетам 90, 91, 92, 99, 84; налоговые декларации (расчеты) по налогу на прибыль и местным целевым сборам, уплачиваемым из прибыли, остающейся в распоряжении организации; бухгалтерский баланс (форма № 1); отчет о прибылях и убытках (форма № 2); бизнес-план организации, учредительные документы и др.

При проведении проверки хозяйственных  операций по формированию финансовых результатов следует учитывать, что конечный финансовый результат (прибыль или убыток) определяется как сумма финансового результата от вида деятельности, операционных и  внереализационных доходов, за вычетом  расходов по этим операциям, поэтому  проверке подвергается каждый в отдельности  источник формирования прибыли (убытка).

 

2. Проверка операций по  учету финансовых результатов  от видов деятельности

 

Наибольший удельный вес  в формировании конечного финансового  результата коммерческой организации  составляет финансовый результат от видов деятельности, т.е. от реализации товаров, продукции (работ, услуг), указанных  в Уставе организации.

Основными вопросами проверки формирования финансовых результатов  от видов деятельности являются:

— установление порядка  признания выручки, принятого в  учетной политике организации, и  его соответствия фактически применяемому;

— установление полноты  отражения в учете выручки  за реализованную продукцию по всем видам деятельности при различных  формах ее оплаты (денежная, неденежная);

— проверка правильности признания  и отражения в бухгалтерском  и налоговом учете расходов, включаемых в состав затрат по производству и  реализации продукции (товаров, работ, услуг) для целей бухгалтерского и налогового учета;

— проверка обоснованности распределения коммерческих расходов;

— проверка полноты и  правильности исчисления налогов и  сборов, включаемых в выручку от реализации продукции, и определения  финансового результата;

— проверка правильности применяемых  схем корреспонденции счетов по учету  финансовых результатов от видов  деятельности.

Достоверность определения  финансового результата от реализации продукции, а также соответствия фактически принятого порядка признания  выручки принятому в учетной  политике определяется путем проверки последовательности бухгалтерских  записей по счету 90 «Реализация».

При проверке полноты отражения  в учете выручки за реализованные  товары, продукцию, работы и услуги особое внимание следует обратить на включение в состав выручки стоимости  продукции, товаров, выдаваемых работникам организации взамен денежной заработной платы, потому что исходя из анализа ошибочных ситуаций, допускаемых субъектами хозяйствования встречаются случаи невключения в состав выручки стоимости такой продукции, товаров, работ, услуг. Кроме этого, необходимо проверить полноту и правильность отражения в учете выручки за реализованные товары, продукцию при зачете взаимных требований между организациями.

Особое внимание при проверке учета финансовых результатов от видов деятельности необходимо обратить на порядок отражения (признания) расходов , включаемых в состав затрат по производству и реализации для целей бухгалтерского и налогового учета.

Достоверность данных фактической  себестоимости реализованных товаров, продукции (работ, услуг) для целей  бухгалтерского учета подтверждается на основании записей по дебету счета 90 «Реализация» и кредиту счетов 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 20 «Основное  производство», 23 «Вспомогательные производства», 44 «Расходы на реализацию».

Состав затрат, включаемых в себестоимость товаров, продукции, определен Основными положениями  по составу затрат, включаемых в  себестоимость продукции (работ, услуг).

Достоверность данных состава  затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых  при налогообложении, подтверждается на основании данных налогового учета.

При этом следует иметь  в виду, что состав затрат, учитываемых  при налогообложении, определен  Указом Президента Республики Беларусь от 15.06.2006 г. № 398, нормы которого с 1 января 2007 г. реализованы непосредственно  в Законе Республики Беларусь от 22.12.1991 г. № 1330-XII «О налогах на доходы и  прибыль» с изменениями и дополнениями (далее - Закон).

В соответствии с вышеприведенными законодательными актами для целей  налогообложения в состав затрат по производству и реализации товаров  продукции (работ, услуг) в пределах норм, установленных Президентом  Республики Беларусь, включаются следующие  расходы: на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги, представительские  цели, на обучение кадров по договорам, заключенным с учреждениями, обеспечивающими  получение высшего, среднего специального и профессионально-технического образования; отчисления на финансирование организаций, осуществляющих ведомственный контроль.

К расходам, подлежащим включению  в состав затрат в пределах норм, установленных в порядке, определенном Президентом Республики Беларусь, относятся: расходы по проведению обязательного  аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности; расходы на проведение аудита организациями, осуществляющими  ведомственный контроль.

К расходам, подлежащим включению  в состав затрат в пределах норм, установленных в порядке, определенном иными актами законодательства, относятся: расходы по командировкам; потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материльных ценностей; расходы по содержанию служебного легкового автотранспорта и др.

В ходе проверки ревизору (аудитору) необходимо убедиться в правильности отражения в налоговом учете  вышеперечисленных нормируемых  расходов.

На величину финансового  результата от видов деятельности значительное влияние оказывают уплачиваемые из выручки в бюджет налоги и отчисления. Поэтому в ходе проверки ревизор (аудитор) должен убедиться в правильности и полноте их исчисления, обращая при этом внимание на правильность исчисления налогооблагаемой базы по НДС в случае реализации продукции (работ, услуг) собственного производства по ценам ниже фактической себестоимости, имея при этом в виду, что в таких случаях в соответствии с действующим законодательством налоговая база определяется исходя из цены реализации такой продукции (работ, услуг).

На заключительном этапе  контроля проверяющий должен убедиться  в соблюдении организацией действующей  методологии отражения в учете  операций по учету финансовых результатов  от видов деятельности.

 

3. Проверка операций по  учету операционных и внереализационных  доходов и расходов

 

Доходы и расходы организации, отличные от доходов и расходов по видам деятельности, подразделяются на операционные и внереализационные. Состав этих доходов и расходов определен Типовым планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению, утвержденными Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 г. № 89.

Признание и оценка доходов  организации приведены в Инструкции по бухгалтерскому учету «Доходы  организации», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2003 г. № 181, а признание и  оценка расходов — в Инструкции по бухгалтерскому учету «Расходы организации», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2003 г. № 182.

Основными вопросами проверки формирования данных видов доходов  и расходов являются установление (подтверждение):

— обоснованности отражения  в учете результатов от сдачи  имущества в аренду;

— правильности определения  финансовых результатов от реализации и прочего выбытия основных средств, товарно-материальных ценностей, ценных бумаг и иных активов организации;

— обоснованности и правильности отражения в учете доходов  и расходов, связанных с участием в уставных фондах других организаций, доходов и расходов по ценным бумагам (когда это не является предметом  деятельности организации);

— правильности определения  расходов, связанных с аннулированием производственных заказов (договоров), прекращением производства, не давшего  продукции; по содержанию законсервированных объектов;

— обоснованности и правильности образования резервов под обесценивание  финансовых вложений в ценные бумаги, резервов по сомнительным долгам и  др.;

— обоснованности включения  в доходы от внереализационных операций безвозмездно полученного имущества  в виде финансовой помощи;

— правильности списания убытков  от стихийных бедствий;

— порядка списания дебиторской  и кредиторской задолженности с  истекшим сроком исковой давности;

— обоснованности списания убытков по недостачам и хищениям, в случае отказа судом о взыскании  с виновных лиц;

— обоснованности и своевременности  отражения в учете штрафов, пеней, неустоек за нарушение условий договоров;

— правильности оценки имущества, принятого к учету, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации;

— правильности списания положительных  и отрицательных курсовых разниц, возникающих при переоценке активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте; а также суммовых разниц, возникающих при погашении дебиторской и кредиторской задолженности;

— обоснованности и правильности исчисления НДС от внереализационных  доходов;

- правильности применяемых  схем корреспонденции счетов  по учету операционных и внереализационных  доходов и расходов.

Ревизору (аудитору) предстоит  выяснить обоснованность отражения  в учете соответствующих внереализационных  доходов и расходов. Для этого  необходимо изучить различные документы, удостоверяющие факт возникновения и величину таких доходов и расходов.

Проверяющему необходимо также проследить, не было ли в отчетном периоде случаев необоснованного включения в состав внереализационных расходов сумм штрафов, налагаемых налоговыми и другими контролируемыми органами, процентов по полученным займам; убытков от безвозмездной передачи имущества и т. п., в то время как такие затраты должны включаться в стоимость приобретенного имущества (основные средства и нематериальные активы) или производиться за счет чистой прибыли организации.

Проверяя состав и порядок  признания внереализационных доходов  и расходов, для целей налогообложения, следует руководствоваться ст. 2 Закона.

При проверке учета операционных расходов, необходимо обратить внимание на порядок образования резервов по сомнительным долгам.

Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в установленный  срок и не обеспечена соответствующими гарантиями. Резервы по сомнительным долгам создаются на основе проведенной  организацией в конце квартала или  отчетного года инвентаризации дебиторской  задолженности. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному  долгу в зависимости от финансового  состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения  долга в полной или частичной  сумме.

Правильность образования  резервов по сомнительным долгам устанавливается  проверяющим на основании анализа  материалов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности и  записей по счету 63 «Резервы по сомнительным долгам».

 

4. Проверка учета прибылей (убытков) и порядка их распределения  (покрытия)

 

 

Конечный финансовый результат  прибыль (убыток) формируется на счете 99 «Прибыли и убытки», путем ежемесячного перенесения (заключительными оборотами) со счетов 90, 91, 92 соответствующих финансовых результатов. Ежемесячно по дебету счета 99 отражаются начисленные налоги и сборы из прибыли.

Информация о работе Аудит финансовых результатов