Аудит кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 10:42, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что в настоящее время большое внимание уделяется расчетам с поставщиками и подрядчиками. Это обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Учет и аудит кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками является важным элементом в системе бухгалтерского учета и ее актуальность не вызывает сомнений.

Файлы: 1 файл

реферат по аудиту.docx

— 71.91 Кб (Скачать файл)

      Аналитические процедуры, имеющие отношение к управлению кредиторской задолженностью, входят, в основном, в систему внутрифирменного финансового анализа и управленческого контроля. Можно выделить следующие узловые моменты, требующие аналитического обоснования:

-выбор поставщика (в данном случае  должны приниматься во внимание: солидность поставщика, возможность  установления долгосрочных отношений,  вариабельность в установлении  финансово-расчетных отношений,  наличие различных схем поставки  сырья и материалов, средняя продолжительность  поставки и т.п.);

- контроль своевременности расчетов (как правило, превышение предельного  срока оплаты поставленного сырья  и материалов приводит к штрафным  санкциям);

- выбор момента расчета с  конкретным кредитором в конкретной  ситуации (в подавляющем большинстве  случаев поставщики сырья, естественным  образом заинтересованные в ускорении  оплаты, предлагают скидку с отпускной  цены при условии относительно  быстрой оплаты; таким образом,  перед предприятием возникает  дилемма - воспользоваться скидкой  или получить дополнительный  источник финансирования).

Кредиторская задолженность - это  источник средств, поэтому предприятие  заинтересовано в максимально длительном использовании чужих средств, т.е. в оттягивании срока платежа.

 

              1.2 Теоретические основы и учет обязательств кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками

     

         Прежде чем приступить к изучению обязательств, следует вспомнить, что бухгалтерский учет, равно как и понятия, используемые в нем, основывается на нормах Гражданского Кодекса Р.К., закона РК « О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», Правилах ведения бухгалтерского учета и т.д.

        Обязательства перед другими юридическими лицами возможны в связи с приобретением материалов, товаров, приемкой выполненных работ и оказанных услуг, оплата которых еще не произошли. Иными словами, активы организации увеличиваются одновременно с возрастанием пассивов в балансе. Так, если поступление материалов, оборудования предшествует его оплате, то принятие на учет ТМЗ, вложений во внеоборотные активы должно отражаться одновременно с увеличением задолженности поставщикам или подрядчикам.

    Общие основания прекращения обязательств с точки зрения государственного законодательства следующие:

· надлежащее исполнение (ст. 272 ГК РК);

· зачет (ст. 370 ГК РК);

· отступное (ст. 369 ГК РК);

· прощение долга (ст. 373 ГК РК).

     Обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законодательством исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое юридическое лицо (по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни и здоровью и др.) (ст. 377 п.1 ГК РК).

     Обязательства классифицируются на текущие (краткосрочная кредиторская задолженность, которая должна быть погашена в условиях операционного цикла или в течение 12 месяцев) и долгосрочные обязательства (сроком оплаты более года). Сумма обязательств измеряется как текущая стоимость всех будущих денежных выплат. Обязательство включает в себя основную сумму долга и процент. Регулирование обязательства осуществляется следующими способами:

· выплатой денежных средств

· передача активов

· предоставлением услуг

· заменой одного обязательства  другим

· переводом обязательства в  капитал

      Весомую часть кредиторской задолженности на предприятиях составляет задолженность перед поставщиками и подрядчиками.

          Расчеты с поставщиками и подрядчиками также соправаждаются документами, основанием для принятия на себя обязательства перед поставщиком товаров (работ, услуг) служат договор, накладная или акт выполненных услуг и счет-фактура. Договор служит обоснованием покупки, накладные или акт служат для подтверждения факта получения товаров или работ, счет-фактура является обязательным документом для всех плательщиков налога на добавленную стоимость и выписывается на основании накладной или акта выполненных работ.

         При учете поступления основных средств, нематериальных активов и запасов от поставщиков при безналичной форме оплаты необходимо составление договора купли-продажи со спецификой. Оплата покупки осуществляется на основании счета-документа поставщика для подтверждения платежа покупателем с указанием суммы платежа, перечня товаров, покупатель, оплатив счет, получает груз у поставщика при предъявление копии счета, копии платежного документа с отметкой банка, доверенность на получение товаров. В свою очередь поставщик выписывает накладную на отпуск товара и счет-фактуру.

      В счете-фактуре, являющемся основанием для отнесения в зачет налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 256 настоящего Кодекса, должны быть указаны:

1. порядковый номер счета-фактуры,  содержащий цифровое значение;

2. дата составления счета-фактуры;

3. фамилия, имя, отчество (при  его наличии) либо полное наименование, адрес поставщика и получателя  товаров, работ, услуг, а также  в случаях, предусмотренных пунктом 18 настоящей статьи, статус поставщика - комитент или комиссионер;

4. идентификационный номер поставщика  и получателя товаров, работ,  услуг;

5. номер свидетельства поставщика  о постановке на регистрационный  учет по налогу на добавленную  стоимость;

6. наименование реализуемых товаров,  работ, услуг;

7. размер облагаемого оборота;

8. ставка налога на добавленную  стоимость;

9. сумма налога на добавленную  стоимость;

10. стоимость товаров, работ,  услуг с учетом налога на  добавленную стоимость.

       При реализации товаров (работ, услуг) плательщик НДС обязан выставить покупателю счет-фактуру не раннее даты совершения оборота и не позднее пяти дней после даты совершения оборота по реализации, (выполнения работ, оказания услуг).

 Оформление счета-фактуры не требуется в случаях:

1. осуществления расчетов за  предоставленные коммунальные услуги, услуги связи населению через  банки с применением первичных  учетных документов, служащих основанием  при ведении бухгалтерского учета;

2. оформления перевозки пассажира  проездным билетом, в том числе  электронным билетом, выдаваемым  на авиационном транспорте;

3. представления покупателю чека  контрольно-кассовой машины в  случае реализации товаров, работ,  услуг населению за наличный  расчет;

4. оказания услуг, предусмотренных  статьей 250 настоящего Кодекса.

 5. при предоставлении товаров(работ, услуг), освобождаемых от НДС

     При получении расчетных документов делают разноску. По принятым к оплате счетам производится акцепт, выписывают платежное поручение и передают в банк для перечисления средств.

     Платежными поручениями производится расчеты через учреждения банков в безналичном порядке за полученные и принятые товары, услуги при условии ссылки на номер и дату налоговых счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других документов, подтверждающих отпуск товара или оказания услуг, а также по нетоварным операциям.

Обязательным условием при получении  ТМЦ от поставщиков является выдача доверенности.

     Минимальные требования к реквизитам доверенности являются: срок действия, наименование и почтовый адрес потребителя, расчетный счет, наименование банка плательщика, номер доверенности, дата выдачи, фамилия, имя, отчество, доверенного, наименование поставщика, номер и дата накладной. Доверенность подписывается директором и гл. бухгалтером и заверяются печатью. При получение услуг и безналичной форме оплате доверенность не нужна.

Оформление акта выполненных работ (услуг):

1. порядковый номер;

2. дата составления;

3. фамилия, имя, отчество (при  его наличии) либо полное наименование, адрес поставщика и получателя  товаров, работ, услуг,

4. наименование реализуемых товаров,  работ, услуг;

5. размер облагаемого оборота;

6. ставка налога на добавленную  стоимость;

7. сумма налога на добавленную  стоимость;

8. стоимость товаров, работ, услуг  с учетом налога на добавленную  стоимость.

        Понятия обязательства и кредиторская задолженность применимы не только при расчетах с местными контрагентами, но и при расчетах с иностранными поставщиками. Особенности отражения валютных операций в бухгалтерском учете регламентируется положениями Закона Республики Казахстан.

      При импорте товара документальным основанием служат: контракт на поставку, паспорт сделки и инвойс, в которых указывается наименование товара, стоимость товара в иностранной валюте, а также грузовая таможенная декларация с указанием сумм затрат по таможенной очистке, идущих на себестоимость товаров, и суммы налога на добавленную стоимость.

       Учет кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками ведетcя по каждой налоговой счету-фактуре, платежному - требованию и в регистрах автоматизированной программы по кредиту счетов 3310 « Расчеты с поставщиками и подрядчиками», также отражаются дебетовые обороты по расчетам с поставщиками и подрядчиками с указанием корреспондирующих счетов.

      В целях осуществления контроля за списанием задолженностей по разным обстоятельствам - является инвентаризация расчетов и обязательств.

Инвентаризация расчетов с кредиторами  сводится к тому, чтобы подтвердить  остатки по счетам расчетов с ними и выявить среди них сомнительные обязательства, при инвентаризации кредиторской задолженности необходимо обратить внимание на сроки исковой  давности по каждой кредиторской задолженности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2. Проведение аудита кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками  на предприятии

          2.1 План и программа аудиторской проверки с поставщиками и подрядчиками

      При планировании и проведение аудита кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками внимательному рассмотрению в первую очередь подлежит организация таких расчетов. Организация расчетов изучается как составная часть внутреннего контроля, которой аудитор должен дать соответствующую оценку.

      От уровня организации расчетных операций зависит правильность отражения их в учете, соответственно это служит предупреждением от нежелательных последствий.

      Аудитор должен изучить порядок и правила, действующие в организации в отношение документооборота, систему оформления и регистрации расчетных операций.

Подтверждением надлежащей организации и постановки учета  расчетов с поставщиками и подрядчиками является наличие и правильность:

-оформление документов, определяющих права и обязанности  сторон по поставке товарно-материальных  ценностей запасов (работ, услуг);

-оплаты за поставку  товаров (работ, услуг);

-оценки полученных товаров,  выполненных работ, оказанных  услуг при осуществлении обмена (бартера);

-достоверности и реальности  учета расчетов с поставщиками  и подрядчиками посредством веселей;

-полноты оформления прихода  товаров и учета выполненных  работ и оказанных услуг.

     Планирование аудита предполагает разработку общего плана и программы аудита.

     Аудитору следует документально оформить программу ауди-та, присвоить номер (код) каждой проводимой аудиторской процедуре, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать ссылки на них в рабочих документах.

          План аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками должен содержать: название проверяемой организации, период в течении которого будет проводиться проверка данной организации на этом участке, число человеко-часов, фамилию имя отчество руководителя аудиторской проверки, состав аудиторской группы, планируемый аудиторский риск, а также планируемый уровень существенности.

 План аудита. Планируемые виды работ:

1.Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками

2.Проверка организации первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

3.Проверка состояния задолженности перед поставщиками и подрядчиками

4.Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете различных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками

5.Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

6.Проверка организации налогового учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками

Утверждается план руководителем  аудиторской организации и руководителем  аудиторской группы. Программа аудиторской  проверки расчетов с поставщиками и  подрядчиками составляется на основании  Плана аудиторской проверки данного  участка. Программа аудиторской  проверки также, как и план содержит обязательные реквизиты: название проверяемой  организации, период проверки, число  человеко-часов, фамилию имя отчество руководителя аудиторской группы, состав аудиторской группы, планируемый  аудиторский риск, планируемый уровень  существенности. Содержание программы  проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками приведены в таблице 6.                                          Таблица 6

       
       
       

Информация о работе Аудит кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками