АУДИТ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
Аудит
недр и недропользования может быть
проведен отдельно или в рамках общего
аудита предприятия, включающего финансовый
аудит, энергетический аудит, экологический
аудит.
Аудит
недр и недропользования – процедура проверки
деятельности недропользователей на соответствие
нормативным актам в сфере недропользования
и охраны окружающей среды и выработке
рекомендаций по повышению эффективности
использования ресурсов недр.
Цель аудита недр и недропользования
- анализ достоверности информации и разработка
рекомендаций, необходимых для:
рационального использования
недр и природных ресурсов при разработке
полезных ископаемых;
обеспечения использования
подземного пространства в рамках существующих
норм и правил;
соблюдения безопасности
жизнедеятельности населения в районах
горных работ;
осуществления контроля
над исполнением лицензионных условий
на недропользование, в части недопущения незаконной переуступки лицензий, безлицензионного (самовольного) пользования недрами, своевременного и правильного внесения платежей на право пользования недрами и на воспроизводство минерально-сырьевой базы, полного представления о стоимостной оценке юридического лица (пользователя недр) и эффективности использования им предоставленных участков недр.
Основные
задачи аудита недр и недропользования:
определение направлений
рационального и комплексного использования
природных ресурсов и охраны недр;
экономическая оценка
ресурсной базы недропользователя и эффективность ее использования; определение правильности
учета количества приращиваемых, добываемых,
теряемых в недрах и при первичной переработке
запасов полезных ископаемых;
получение стоимостной
оценки предприятия-недропользователя на дату проведения аудита;
проверка соответствия
деятельности недропользователей законодательным и нормативным актам в сфере недропользования;
определение соответствия применяемой
технологии ведения работ утвержденной
проектной документации;
проверка выполнения
условий соглашений о разделе продукции;
проверка выполнения
условий пользования недрами, установленных
лицензией;
проверка порядка расчета
и уплаты платежей за пользование недрами
и на воспроизводство МСБ, включая определение
наличия задолженности перед федеральным,
региональным и местным бюджетами;
определение достоверности
исходных данных для расчета налогов и
платежей при пользовании недрами, их
соответствия объемам добытого и реализованного
топливно-энергетического сырья с учетом
технологических потерь, а также для расчета
дифференцированных ставок акциза на
него;
снижение отрицательного
воздействия недропользования на окружающую природную среду, на здоровье населения и персонала предприятий недропользователей;
подготовка рекомендаций
по усовершенствованию финансово-хозяйственной
деятельности субъектов недропользования.
Объекты
аудита недр и недропользования:
предприятия по добыче
полезных ископаемых на стадии разведки,
опытной и промышленной эксплуатации,
консервации, включая систему транспортировки
сырья и продукции, и управления горно-геологическими
отходами;
предприятия, использующие
шахты, тоннели, бункеры, резервуары и
иные подземные сооружения для переработки,
транспортировки, хранения сырья и продукции;
специальные транспортные
подземные сооружения (метрополитены
и пр.);
системы подземных
коммуникаций, используемые для транспортировки
и передачи воды, различных энергоносителей,
электроэнергии;
подземные полигоны
отходов, в т.ч. радиоактивных, на стадии
оборудования, эксплуатации и консервации,
включая систему транспортировки отходов
и их производных.
Процедура аудита
недр и недропользования предусматривает
оформление его результатов в виде аудиторского
заключения, представляемого заказчику,
если иное не предусмотрено договором.
Аудиторское
заключение, помимо информации о
результатах проверки по выбранным
критериям, при необходимости, может
содержать сведения о документах:
подтверждающих право предприятия или организации на пользование объектами недропользования;
подтверждающих право
предприятия или организации на осуществление
лицензируемых видов деятельности, связанных
с эксплуатацией объекта недропользования;
подтверждающих количественную
и качественную оценку состояния ресурсной
базы объекта недропользования на дату проведения аудита, выполнение решений ГКЗ и ЦКЗ;
подтверждающих соблюдение
предприятием или организацией установленного
порядка, правил и стандартов пользования
недрами;
подтверждающих выполнение
показателей проектных технико-экономических
и технологических документов по геологическому
изучению, разведке и разработке месторождений
горючих полезных ископаемых;
подтверждающих соблюдение
предприятием или организацией установленных
требований по безопасному ведению работ,
охране недр;
подтверждающих ведение
предприятием или организацией работ
по эксплуатации объекта недропользования методами и способами, исключающими экономически необоснованные потери полезных ископаемых и снижение качества полезных ископаемых;
подтверждающих, что
ведение горных работ и добыча нефти, газа,
конденсата и твердых горючих ископаемых,
утилизация попутного газа осуществляются
в соответствии с утвержденными проектными
документами;
подтверждающих выполнение
указаний по устранению в установленные
сроки нарушений, вскрытых геологической
и маркшейдерской службами недропользователя, контрольных и надзорных органов;
подтверждающих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его платежи, налоги, задолженности.
По желанию
заказчика в аудиторском заключении
могут содержаться предложения
по устранению отмеченных нарушений,
рекомендации по совершенствованию
финансово-хозяйственной деятельности
субъекта недропользования, по определению
направлений рационального и комплексного
использования топливно-энергетических
ресурсов и охраны окружающей среды.